ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2016 года г.Ачинск Красноярского края
ул. Назарова 28 - Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,
при секретаре Беллер К.А.,
с участием помощника Ачинского межрайонного прокурора Чиркова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Пром-СтройРесурс» о возложении обязанности произвести и предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации с иском к ООО «Пром-СтройРесурс» о возложении обязанности произвести и предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, мотивируя свои требования тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Пром-СтройРесурс», которым предоставляются услуги, в том числе по водоотведению. Так, для сброса сточных вод ООО «Пром-Строй Ресурс» использует водный объект - реку Б. Улуй (бассейн р. Обь, 92 км от устья р., Б. Улуй). Согласно официальной статистической отчетности по форме № 2-ТП (водхоз) за 2014 - 2015 годы ООО «Пром-Строй Ресурс» отведено в реку Б. Улуй 15,99 и 12,57 тысяч кубических метров сточных вод соответственно. При этом, водный объект используется ответчиком без документов, на основании которых возникает право пользование водным объектом. Кроме того, в деятельности ООО «Пром-СтройРесурс» установлены нарушения природоохранного законодательства в части выполнения обязанности по расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2015 года. Плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного расчета такой платы и его представления в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю. Однако обществом расчет платы не производится. Бездействием ООО «Пром-СтройРесурс» нарушены интересы Российской Федерации, как собственника водного объекта, и неопределенного круга лиц, в связи с невыполнением обществом требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды. В связи с чем, Красноярский природоохранный прокурор просит возложить на ООО «Пром-СтройРесурс» обязанность произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водный объект, отведенных в реку Б.Улуй за 1-ый, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2014 и 2015 года в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу (л.д.2-5).
В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Чирков Д.С., действуя по поручению Красноярского природоохранного прокурора, поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, по аналогичным основаниям, дополнительно пояснив суду, что до настоящего времени расчет платы ответчиком не произведен и не представлен.
Представитель ответчика ООО «Пром-СтройРесурс», извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.28), в судебное заседание не явился, об уважительности причины своей неявки суду не сообщил, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.
Согласно полученным письменным пояснениям, руководитель ООО «Пром-СтройРесурс» просил учесть, что в 1968 году завершилось строительство завода дубильных экстрактов. В близи завода, на холме был выстроен поселок Малиновая Гора, для рабочих завода, в тот момент осуществлялось строительство канализационной системы с очистными сооружениями, после отчистки стоки по специально оборудованной сети попадали в р. Б.Улуй (бассейн р. Обь, 92 км от устья р. Б.Улуй) Указанный завод осуществлял свою деятельность до 1993 года, после закрытия завода очистные сооружения пришли в негодность, являются бесхозными, на баланс ООО «Пром-СтройРесурс» не передавались. В настоящее время сброс сточных вод производится не в водный объект, а на рельеф. Согласно статистической отчетности по форме № 2-ТП (водхоз) за 2014-2015 годы ООО «Пром-СтройРесурс» предоставляло отчетность о сбросе сточных вод в водный объект р. Б.Улуй, так как отсутствовали, подтверждающие документы об изменении системы сброса стоков с момента действия завода дубильных экстрактов (л.д.25).
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.30), в судебное заседание не явился в поступившем письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования прокурора поддержал, указав, что ООО «Пром-СтройРесурс» состоит на учете в Управлении в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду (л.д.31).
Выслушав помощника Ачинского межрайонного прокурора, исследовав материалы дела, суд считает требования Красноярского природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Указанный принцип закреплен и в ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона.
Частью 2 ст. 16 указанного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий и иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с ч. 3 данной статьи Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Пунктом 1 указанного Порядка к видам негативного воздействия на окружающую среду также отнесены: выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов и другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 года № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» утверждена форма платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Ростехнадзора от 08 июня 2006 № 557 »Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признается календарный квартал.
В силу ч. 1, 3 ст. 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. При этом, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.
Как установлено по делу, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Пром-СтройРесурс» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (л.д.13-16).
В соответствии со сведениями ТОВР по Красноярскому краю ООО «Пром-СтройРесурс» в 2014 и 2015 годах использовал поверхность водного объекта – реку Б.Улуй для сброса сточных вод, так в 2014 году отведено 15,99 кубических метров и в 2015 году – 12,57 кубических метров (л.д.7-8).
Данные обстоятельства подтверждаются данными статистической отчетности за 2014 и 2015 г.г., представленными ООО «Пром-СтройРесурс» в ТОВР по Красноярскому краю (л.д.34-41).
Представив сведения об использовании водного ресурса, ООО «Пром-СтройРесурс» в нарушение вышеприведенных правовых норм не разрпаботало и не представило в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водные объекты за 2014 и 2015 годы (л.д.10-11).
При таких обстоятельствах, требования Красноярского природоохранного прокурора о возложении на ООО «Пром-СтройРесурс» обязанности произвести и предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты, которой освобожден истец, в размере: 3000,00 руб., за рассмотрение спора неимущественного характера.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Пром-СтройРесурс» удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Пром-СтройРесурс» произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водный объект, за первый, второй, третий, четвертый кварталы 2014 и 2015 годы, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Пром-СтройРесурс» в доход бюджета муниципального образования город Ачинск Красноярского края государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Ачинский городской суд Красноярского края в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, либо решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.А. Киняшова