Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2021 года г. Ачинск Красноярского края,
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Заботиной О.Л.,
при секретаре Рудаковой А.В.,
с участием помощника прокурора Касабука Я.В.,
ответчиков (истцов по встречным искам) Иванисовой Л.М., Иванисова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Ачинска к Иванисовой Л. М., Иванисову А. Ю. о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности, регистрации перехода права собственности, определении выкупной цены жилого помещения, выселении без предоставления другого жилого помещения, по встречному иску Ачинского городского прокурора в интересах Иванисовой Л. М., Иванисова А. Ю. к Администрации г. Ачинска о предоставлении жилого помещения, и по встречным искам Иванисовой Л. М., Иванисова А. Ю. к Администрации г. Ачинска о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г. Ачинска обратилась с иском к Иванисовой Л.М., Иванисову А.Ю. о прекращении права собственности на жилое помещение общей площадью 35,20 кв.м по адресу <адрес>; признании права собственности за муниципальным образованием на это жилое помещение, определении выкупной цены жилого помещения в размере 1210789 руб., выселении Иванисовой Л.М., Иванисова А.Ю., из жилого помещения по адресу <адрес> без предоставления другого жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что Иванисова Л.М., Иванисов А.Ю. являются собственниками вышеуказанного жилого помещения по 1/2 доли в праве общей долевой собственности. На регистрационном учете в квартире состоит Иванисова Л.М. Заключением Межведомственной комиссии № 151 от 10.07.2015 г. <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации г. Ачинска от 30.07.2015 г. № 2386-р определен срок проведения работ по сносу дома до 31.12.2024 г. Ответчикам 21.05.2019 г. направлено требование от 15.05.2019 г. №К-04-19-1920 о сносе спорного жилого дома в течение двух месяцев. Снос дома в указанный срок не произведен, постановлением Администрации г. Ачинск от 09.08.2019 года №298-п «Об изъятии земельных участков и жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес>. 29 июля 2021 года собственникам спорного жилого помещения были лично вручены уведомления о данном решении с проектом соглашения об изъятии жилого помещения. В соответствии с разъяснениями, которые даны в п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009г. и ст. 32 ЖК РФ, право собственности Иванисовой Л.М. и Иванисова А.Ю. на спорное жилое помещение подлежит прекращению, за муниципальным образованием г. Ачинск должно быть признано и зарегистрировано право собственности на спорное жилье. В соответствии с п.8.2 ст. 32 ЖК РФ, п. 5.1 региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. №144-п, за изымаемое жилое помещение собственникам жилья выплачивается возмещение в соответствии со ст. 32 ЖК РФ. Согласно отчету №4ЧПО (4)/2021, по состоянию на 17.03.2021 г. выкупная цена <адрес> составляет 1210789 руб. (л.д.2-3).
Ачинский городской прокурор в интересах Иванисова А. Ю. и Иванисовой Л. М. обратился в суд со встречным иском к Администрации г. Ачинска о предоставлении истцам жилого помещения в собственность взамен квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности: 1/2 доля в праве принадлежит Иванисовой Л.М. на основании договора купли-продажи квартиры от 18.05.2007 года, договора дарения от 12.10.2018 года, свидетельства о праве на наследство по закону от 15.03.2021 года; 1/2 доля в праве принадлежит Иванисову А.Ю. на основании договора купли-продажи квартиры от 18.05.2007 года. Заключением Межведомственной комиссии № 151 от 10.07.2015 г. <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации г. Ачинска от 30.07.2015 г. № 2368-р определен срок проведения работ по сносу дома до 31.12.2024 г. Дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан в Красноярском крае. Постановлением администрации г. Ачинска от 09.08.2019 года №298-п «Об изъятии земельных участков и жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес>. 29 июля 2021 года Иванисову А.Ю. и Иванисовой Л.М. было вручено уведомление о данном решении с проектом соглашения об изъятии жилого помещения за выкупную стоимость в размере 1210789 руб. Иванисов А.Ю. и Иванисова Л.М. не согласны с выкупом, поскольку предложенной суммы недостаточно для приобретения нового равноценного жилья, в связи с чем Иванисов А.Ю. и Иванисова Л.М. выразили волеизъявление о предоставлении им жилого помещения взамен жилого помещения в доме, признанном аварийным. Принимая во внимание, что, право выбора способа реализации жилищных прав принадлежит собственникам изымаемого жилого помещения, а также с учетом выраженного волеизъявления истцов о предоставлении другого жилого помещения в замен изымаемого, истцам подлежит предоставлению равнозначное жилое помещение (л.д. 53-55).
Иванисов А. Ю. обратился к Администрации г. Ачинска со встречным исковым заявлением об обязании предоставить равнозначное жилое помещение. Требования мотивированы тем, что Иванисов А.Ю. длительное время состоит на учете в Ачинском центре занятости и по имеющимся у него медицинским противопоказаниям не может трудоустроится. Пособие по безработице не получает. При выселении из жилого помещения он будет лишен возможности проходить лечение. Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит Иванисову А.Ю. и его матери Иванисовой Л.М. по 1/2 доли в общей долевой собственности. 29 июля 2021 года Иванисову А.Ю. и Иванисовой Л.М. было вручено уведомление об изъятии жилого помещения за выкупную стоимость в размере 1210789 руб. 30 июля 2021 года Иванисовым А.Ю. и Иванисовой Л.М. было поданы заявление об отказе выплате возмещения за аварийное жилье, так как предложенной суммы недостаточно для приобретения нового равноценного жилого помещения, а также с просьбой предоставить взамен равнозначное жилое помещение. На данное заявление КУМИ Администрации г. Ачинска не ответило, что повлекло в дальнейшем обращение Администрации г. Ачинска в суд с исковым заявлением о выселении Иванисова А.Ю. и Иванисовой Л.М. (л.д. 82-86).
Иванисова Л. М. обратилась в суд со встречным исковым заявлением к Администрации г. Ачинска об обязании предоставить равнозначное жилое помещение. Требования мотивированы тем, что аварийная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит ей и ее сыну Иванисову А.Ю. по 1/2 доли в общей долевой собственности. 29 июля 2021 года Иванисову А.Ю. и Иванисовой Л.М. было вручено уведомление об изъятии жилого помещения за выкупную стоимость в размере 1210789 руб. 30 июля 2021 года Иванисовой Л.М. было подано заявление об отказе выплате возмещения за аварийное жилье, так как предложенной суммы недостаточно для приобретения нового равноценного жилого помещения, а также с просьбой предоставить взамен равнозначное жилое помещение. На данное заявление КУМИ Администрации г. Ачинска не ответило, что повлекло в дальнейшем обращение Администрации г. Ачинска в суд с исковым заявлением о выселении Иванисова А.Ю. и Иванисовой Л.М. (л.д. 131-134).
В судебное заседание представитель Администрации г. Ачинска не явился, извещен о времени, месте и дате рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 117,142), представитель по доверенной (л.д. 5) Майорова С.П. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д. 144). Также представитель Администрации г. Ачинска Майорова С.П. представила заявление, в котором просила при удовлетворении встречных требований определить срок предоставления Иванисовой Л.М. и Иванисову А.Ю. в равную долевую собственность другого равнозначного, благоустроенного жилого помещения в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 года», утвержденной постановлением правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. № 144-п, в срок до 31.12.2022 года. Данный срок определен как планируемая дата окончания переселения собственников и нанимателей из жилых помещений жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д. 144).
Кроме того ранее участвуя в судебных заседаниях представитель Администрации г. Ачинска Майорова С.П. заявленные требования поддерживала, со встречными исковыми требованиями была не согласна, поясняла о том, что нормы законодательства о предоставлении Иванисовым равнозначного жилого помещения взамен изымаемого не подлежат применению, т.к. право собственности ответчиков на спорное жилое помещение возникло после признания многоквартирного жилого дома аварийным.
Ответчик Иванисова Л.М. в судебном заседании свои встречные требования и встречные требования Ачинского городского прокурора поддержала, против удовлетворения требований администрации возражала. Также Иванисова Л.М. пояснила, что спорная квартира на основании договора купли-продажи от 18.05.2007 г. принадлежала в равных долях ей и Иванисову А.Ю. В связи с тем, что Иванисов А.Ю. не давал согласия на регистрацию в данном помещении ее дочери, она подарила своей дочери Ливинцевой Т.В. принадлежащую ей ? долю в праве на данную квартиру. 06 сентября 2020 г. Ливинцева Т.В. умерла и она унаследовала ? долю в спорной квартире, и вновь стала собственником ? доли данного жилого помещения.
Ответчик Иванисов А.Ю. в судебном заседании свои требования и требования Ачинского городского прокурора поддержал, против удовлетворения требований администрации о переходе права собственности на жилое помещении не возражал, в случае предоставления им с матерью равнозначного жилого помещения. Дополнительно пояснил, что собственникам других жилых помещений аварийного <адрес> дали ключи от новых квартир. Считает, что Администрация г. Ачинска намерена выселить их с матерью из спорного жилого помещения. Администрация г. Ачинска не предлагала предоставить равнозначное жилое помещение, предложили выкупную цену, за которую невозможно приобрести равнозначное жилье. Также Иванисов А.Ю. пояснил, что он другого жилья не имеет, в спорной квартире проживает без регистрации.
Помощник прокурора Касабука Я.В. исковые требования прокурора в интересах Иванисова А.Ю. и Иванисовой Л. М. поддержала в полном объеме, пояснила о том, что исковые требования Администрации г. Ачинска не подлежат удовлетворению, поскольку Иванисов А.Ю. и Иванисова Л.М. являются собственниками спорного жилого помещения в долевой собственности. <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Действует региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилья, данный дом подлежит расселению в рамках действующей программы. Так как Иванисовы являются собственниками спорного жилого помещения, то у них есть право выбора выкупной стоимости или предоставление равнозначного жилого помещения. Администрация г. Ачинска предложила выкупную цену в размере 1210789 руб. Иванисовы от получения выкупной цены отказались, так как другого жилья у них нет и на предложенную сумму равнозначное жилое помещение они приобрести не смогут.
Представители третьих лиц Управления Росреестра, Министерства строительства Красноярского края, КУМИ Администрации г. Ачинск надлежащим образом извещенные о слушании дела (л.д. 119,120,125,126,129,130), в суд не явились, причины неявки не сообщили. Представители Управления Росреестра и Министерства строительства Красноярского края в пояснениях по иску просили дело рассмотреть в их отсутствие, принять решение на основании действующего законодательства и установленных обстоятельств (л.д. 67-68,105-107).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 35 ГПК РФ лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и осуществлении иных процессуальных прав.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Администрации г. Ачинска подлежат частичному удовлетворению, встречные требования Ачинского городского прокурора, Иванисова А.Ю., Иванисовой Л.М. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
В соответствии с п. 5 ч.2 ст. 16 ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», под этапом программы понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки, за счёт средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок к одном календарном году и которая должна быть реализована, не позднее срока, установленного статьей 11 названной статьи. Размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда - это общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которая должна соответствовать требованиям ч. 2.1. настоящей статьи.
В соответствии с ч.10 и 11 ст. 16 указанного Закона, сроки реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда варьируются в зависимости от срока предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию этих программ.
Пунктом 3.5 Программы определено, что этапы Программ должны быть реализованы муниципальным образованием не позднее, чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Во исполнение Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. №144-п, где в разделе 5 определено, что собственникам жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные у застройщиков жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии со статьей 32 ЖК РФ (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно п. 5.1 Программы, собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, при достижении соглашения с собственниками жилого помещения в соответствии с ч.8 ст. 32 ЖК РФ предоставляется другое жилое помещение.
Пунктом 5.2 Программ предусмотрено, что финансирование мероприятий по строительству многоквартирных домов, приобретению у застройщиков жилых помещений и приобретению жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, выплата возмещения, осуществляется за счет средств Фонда, средств краевого бюджета и средств местных бюджетов.
Как установлено по делу, Иванисова Л.М. и Иванисов А.Ю. являются собственниками квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 35,2 кв.м - по 1/2 доли в праве собственности у каждого (л.д. 7,8).
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, по заключению межведомственной комиссии №151 от 10.07.2015 признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 27).
Распоряжением Администрации г. Ачинска от 30.07.2015 года №2368-р (оборот л.д. 18) принято решение о проведении мероприятия по сносу жилых домов, в том числе, жилого дома <адрес>. На директора МУП «Служба заказчика» возложена обязанность в срок до 31.12.2018 года организовать работы по проведению мероприятий по сносу МКД, председателю КУМИ до проведения работ по проведения мероприятий по сносу жилых домов провести мероприятия по расселения граждан, расторгнуть договоры найма жилых помещений, уведомить собственников помещений о сносе жилых домов и о принятии решения об изъятии жилых помещений, утвердить акты о выведении жилых домов из эксплуатации и ликвидации объектов капитального строительства.
Согласно договору купли-продажи квартиры от 18.05.2007 г. Иванисова Л.М. и Иванисов А.Ю. приобрели в долевую собственность (по 1/2 доли в праве) жилое помещение по адресу <адрес>, общей площадью 35,2 кв.м. Пунктом 3 Договора предусмотрено, что стороны оценивают вышеуказанную квартиру в сумме 590000 руб. Данный договор купли-продажи зарегистрирован в Росреестре 29.05.2007 г. (л.д. 6), что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 7,8) и выпиской из ЕГРН (л.д. 25,41,42-43,49-50,51-52).
15 мая 2019 администрация г. Ачинска направила Иванисовой Л.М. и Иванисову А.Ю. требование о проведении сноса жилого дома в соответствии со ст. 32 ЖК РФ и получении разрешения на это в течение двух месяцев с момента получения требования, в противном случае Администрацией г.Ачинска будет принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК РФ (л.д. 22).
Во исполнение Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019г. №144-п, где в разделе 5 определено, что собственникам жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные у застройщиков жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Приложением №1 к данной программе утвержден перечень МКД, признанных аварийными - до 01.01.2017г., в том числе и дом по адресу <адрес>, количеством расселяемых граждан - 42, с планируемой датой расселения 31.12.2022 г.
В разделе 5 программы определен механизм реализации программы, организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения, где в п.5.1. предусмотрено, что собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч.8 ст. 32 ЖК РФ предоставляется другое жилое помещение.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрация ограничения (обременения) в виде изъятия у собственника спорного жилого помещения в пользу Администрации г. Ачинска на основании Постановления не произведена (л.д. 41,42-43,49-50,51-52).
29 июля 2021 года Администрация г. Ачинска направила Иванисовой Л.М., Иванисову А.Ю. уведомления и проект соглашения об изъятии жилого помещения, в котором согласно п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ предложен размер возмещения в сумме 1210789 руб., который уплачивается в течение 30 дней после государственной регистрации перехода права собственности (л.д. 23-25).
В проекте соглашения Администрацией г. Ачинска предложено собственникам жилого помещения Иванисовой Л.М., Иванисову А.Ю. передать в муниципальную собственность принадлежащее им жилое помещение по адресу <адрес>, а Администрация уплатит собственнику размер возмещения за жилое помещение, подлежащее изъятию в соответствии с п. 8.2. ст. 32 ЖК РФ, предложен размер возмещения в сумме 1210789 руб., который уплачивается в течение 30 дней после государственной регистрации перехода права собственности (л.д. 101-102).
30 июля 2021 года Иванисов А.Ю. и Иванисова Л.М. подали руководителю КУМИ Администрации г. Ачинска заявления об отказе от выплаты возмещения за аварийное жилое помещение, просили предоставить равнозначное жилого помещение (л.д. 28,98,104).
С учетом требований ст.32 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что истцом в установленном законом порядке принято решение о признании жилого дома по адресу <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, об изъятии у собственников земельного участка и жилых помещений в данном доме, о чем направлены уведомления собственникам изымаемых квартир. В связи с изложенным, Администрация г. Ачинска вправе в судебном порядке требовать прекращения права собственности Иванисовой Л.М. и Иванисова А.Ю. на спорную квартиру.
Порядок определения возмещения за жилое помещение определен в ст.32 ЖК РФ. Согласно части 8.2. указанной статьи граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Указанная норма ведена в действие Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ, вступившим в законную силу со дня его официального опубликования, то есть с 28.12.2019.
Как установлено ст.6 Жилищного кодекса РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 1).
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 2).
В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (часть 3).
Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ положений о применении указанного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, не содержит.
При таком положении, суд приходит к выводу, что жилищные права и обязанности сторон, вытекающие из ст.32 Жилищного кодекса РФ, возникли до 2019 года, в связи с чем, положения части 8.2 ст.32 ЖК в рассматриваемом споре применению не подлежат.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г. по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, поскольку дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", суд приходит к выводу, что собственники помещения по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 N 9-4060"О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником (далее - разница). В случае изъятия жилого помещения общей площадью, равной 20 квадратным метрам и менее, без взимания разницы предоставляется жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, но не более 33 квадратных метров. В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, учитывая, что право на получение другого жилого помещения взамен изымаемого предоставляет собой самостоятельный способ восстановления жилищного права, право выбора, которого принадлежит исключительно собственнику изымаемого жилого помещения, Иванисова Л.М. и Иванисов А.Ю. выразили волеизъявление об отказе от подписания соглашения с Администрацией г. Ачинска о выплате возмещения за принадлежащее им аварийное жилое помещение и предоставлении им равнозначного жилого помещения взамен изымаемого, суд приходит к выводу о том, что встречные исковые требований прокурора г. Ачинска в интересах Иванисовой Л.М. и Иванисова А.Ю., а также встречные исковые требования Иванисова А.Ю., Иванисовой Л.М. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Собственникам жилого помещения Иванисовой Л.М. и Иванисову А.Ю. подлежит предоставлению Администрацией г. Ачинска взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение на территории г. Ачинска общей площадью не менее 35,2 кв.м.
Поскольку собственниками жилого помещения выбран способ обеспечения их жилищных прав в виде предоставления другого жилого помещения, при этом, доказательств тому, что им предлагалось равнозначное жилое помещение, от которого они отказались, в деле не имеется, суд полагает, что данные обстоятельства исключают возможность удовлетворения требований Администрации г. Ачинска об изъятии жилого помещения с выплатой выкупной цены стоимости жилого помещения.
В связи с изложенным исковые требования Администрации г. Ачинска подлежат частичному удовлетворению.
Как разъяснено в пп. «л» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).
Совокупность приведенных норм в их системном единстве с актом легального толкования предполагает, что изъятие жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с предоставлением равноценного возмещения должно рассматриваться как один из способов прекращения права собственности. Одновременно изъятие жилого помещения и земельного участка представляет собой способ возникновения права собственности у соответствующего муниципального образования. Иной подход приводил бы к ситуации неопределенности в отношении как субъекта права собственности на конкретное имущество, так и его правового режима. При этом прекращение права собственности Иванисовой Л.М. и Иванисова А.Ю. на спорное жилое помещение и признание права собственности за муниципальным образованием г. Ачинск влечет государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которая возможна в соответствии со ст. 60 данного Закона только после предоставления документов, подтверждающих предоставление возмещения за изымаемое жилое помещение.
Требования администрации г. Ачинска Красноярского края о прекращении права собственности Иванисовой Л.М. и Иванисова А.Ю. на изымаемое у них аварийное жилье, признании права собственности на него за муниципальным образованием подлежат удовлетворению после предоставления ответчикам по первоначальному иску другого жилого помещения взамен изымаемого, как и требования о выселении ответчиков Иванисовой Л.М. и Иванисова А.Ю., учитывая, что правовыми последствием изъятия у собственников принадлежащего им аварийного жилого помещения путем предоставления иного жилого помещения будет являться выселение всех проживающих в нем лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации г. Ачинска удовлетворить частично.
Встречные исковые требования Ачинского городского прокурора и встречные исковые требования Иванисовой Л.М., Иванисова А.Ю. удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Ачинска Красноярского края предоставить Иванисовой Л. М., Иванисову А. Ю. в срок до 31.12.2022 г. на праве общей долевой собственности по 1/2 доли каждому равнозначное благоустроенное жилое помещение на территории г. Ачинска общей площадью не менее 35,2 кв.м., взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 35,2 кв.м, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Прекратить право долевой собственности Иванисовой Л. М., Иванисова А. Ю. по 1/2 доли у каждого в праве на <адрес> общей площадью 35,2 кв.м., после предоставления им равнозначного жилого помещения.
Признать право собственности за муниципальным образованием городской округ город Ачинск Красноярского края на жилое помещение площадью 35,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления Иванисовой Л. М., Иванисову А. Ю. равнозначного жилого помещения.
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение площадью 35,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № за муниципальным образованием городской округ города Ачинска Красноярского края после предоставления Иванисовой Л. М., Иванисову А. Ю. равнозначного жилого помещения.
Выселить Иванисову Л. М., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ и Иванисова А. Ю., родившегося ДД.ММ.ГГГГ из жилого помещения площадью 35,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> после предоставления равнозначного жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований Администрации г. Ачинска об определении выкупной цены жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Председательствующий судья Заботина О.Л.
Мотивированное решение изготовлено 02.12.2021 года.