ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6677/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 28 декабря 2020 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу защитника Астахова А.В. (далее Астахов А.В.), действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща», на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Орловской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 19 ноября 2019 года, решение судьи Заводского районного суда города Орла от 11 февраля 2020 года, решение судьи Орловского областного суда от 17 апреля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» (далее ООО «УК «Зеленая Роща», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Орловской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 19 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Заводского районного суда города Орла от 11 февраля 2020 года и решением судьи Орловского областного суда от 17 апреля 2020 года, ООО «УК «Зеленая Роща» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Астахов А.В. просит отменить процессуальные акты, вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, прекратить производство по делу. В доводах жалобы указывает, что общество не осуществляет деятельность в области проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации жилых зданий и помещений, выражает несогласие с применением в рассматриваемом деле СанПиН 2.1.22645-10. Считает, что при квалификации действий регионального оператора подлежит применению СанПиН 42-128-4690-88.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «УК «Зеленая Роща» к административной ответственности) несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 22 Федерального Закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон о благополучии населения) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, переработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон об отходах) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 4 и 5 раздела 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее Правила обращения с ТКО) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10 раздела 2 Правил обращения с ТКО).
Постановлением Правительства Орловской области от 21 июля 2017 года № 300 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области (далее Правила) и Содержание и Порядок заключения соглашения между органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченным на заключение соглашения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области.
Согласно пункту 6 названных Правил региональный оператор в границах зоны своей деятельности осуществляет полномочия, в том числе: заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО; осуществляет сбор ТКО в объеме и местах, определенных договорами на оказание услуг по обращению с ТКО, и организует их транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с действующим законодательством; обеспечивает частоту вывоза ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО; осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8.2.4 «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64 (далее СанПиН 2.1.2.2645-10) контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Как усматривается из материалов дела, 06 августа 2019 года в ходе проведенной проверки должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в деятельности общества выявлено нарушение статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10, выразившееся в том, что в домах частного сектора Заводского района города Орла вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется региональным оператором бесконтейнерным (мешковым) способом согласно графику 1-2 раза в неделю.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 29 августа 2019 года № 1392 (л.д. 35-38), актом об определении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Орла от 14 февраля 2019 года (л.д. 21, 23), договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в Заводском районе города Орла и прилегающих к нему территориях Орловского района от 26 декабря 2018 года (л.д. 65-75), дополнительным соглашением от 14 января 2019 года (л.д. 76-77) и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО «УК «Зеленая Роща» правильно квалифицировано по части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки доводам жалобы защитника Астахова А.В. ООО «УК «Зеленая Роща» правильно вменено нарушение пункта 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645, которым устанавливаются обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
Ссылка в жалобе на положения СанПин 2.1.7.3550-19, является несостоятельной, поскольку указанные нормы введены в действие на территории Российской Федерации с 01 января 2020 года, тогда как противоправное деяние имело место 06 августа 2019 года.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Порядок и срок давности привлечения ООО «УК Зеленая Роща» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО «УК «Зеленая Роща» в соответствии с санкцией части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и требований статей 3.1, 3.8, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Орловской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 19 ноября 2019 года, решение судьи Заводского районного суда города Орла от 11 февраля 2020 года, решение судьи Орловского областного суда от 17 апреля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Астахова А.В. – без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина