Дело № 5-1472/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Алапаевск 25 августа 2020 года
Судья Алапаевского городского суда Свердловской области Карабатова О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Беляковой Н. В., <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
01.05.2020 года в 16 часов 11 минут в торговом зале магазина «Магнит-Косметик» МК «Грейбул» по адресу: Свердловская область, г. Алапаевск, ул. Ленина, 86, Белякова Н.В., являясь должностным лицом – товароведом магазина, в период возникновения угрозы распространения заболевания (коронавирусной инфекции), представляющего опасность для окружающих, не выполнила санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия по защите населения, а именно, на указанном объекте:
перед открытием магазина не проводится генеральная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму;
не организовано при входе место обработки рук кожными антисептиками;
не осуществляется обеззараживание воздуха в помещениях с постоянным нахождением работников и посетителей путем использования бактерицидных облучателей-рециркуляторов, разрешенных для применения в присутствии людей, в соответствии с паспортом на соответствующее оборудование;
отсутствует пятидневный запас средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих и моющих средств,
чем допустила нарушение требований ст.ст. 1, 3, 11 Федерального закона Российской Федерации № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 1, 3, 7, 10 Рекомендаций по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в магазинах непродовольственных товаров (Приложение к письму Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7500-2020-24).
Событие правонарушения зафиксировано в протоколе об административном правонарушении, который составлен уполномоченным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах, Белякова Н.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения которого были уведомлены надлежащим образом. Судьей принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что вина Беляковой Н.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нашла свое полное подтверждение.
Часть 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введенная Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ), предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Конституцией Российской Федерации установлено право каждого гражданина на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду. Одним из основных условий реализации названных конституционных прав является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Отношения в указанной сфере регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в силу п. 1 ст. 29 которого в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитаний и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (части 1, 3 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 1), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Абзацем 3 п. 2 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что главный государственный санитарный врач РФ наделен полномочиями на утверждение нормативных документов, регламентирующих осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) и внесена в список особо опасных инфекций.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации поручено принять меры по введению режима повышенной готовности.
Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (с учетом внесенных изменений от 21.04.2020) на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и приняты дополнительные меры по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.03.2020 изданы «Рекомендации по организации работы магазинов непродовольственных товаров с целью недопущения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», соблюдение которых возложены на работников и руководителей организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (Приложение к письму Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7500-2020-24), в том числе: перед открытием магазина проведение генеральной уборки помещений с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму (п. 1); организация при входе место обработки рук кожными антисептиками (п.3); обеззараживание воздуха в помещениях с постоянным нахождением работников и посетителей путем использования бактерицидных облучателей-рециркуляторов, разрешенных для применения в присутствии людей, в соответствии с паспортом на соответствующее оборудование (п. 7); наличие пятидневного запаса средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих и моющих средств (п. 10).
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что 01.05.2020 сотрудниками Роспотребнадзора выявлены нарушения должностным лицом Беляковой Н.В. - товароведом магазина «Магнит-Косметик» МК «Грейбул», расположенном по адресу: Свердловская область, г. Алапаевск, ул. Ленина, 86, требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, которые совершены в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, в том числе протоколом осмотра, принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 01.05.2020, который составлен в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ, с применением видеозаписи, приказом о переводе Беляковой Н.В. на должность товароведа магазина «Магнит-Косметик» от 01.04.2020, должностной инструкцией товароведа магазина, согласно которой в обязанности должностного лица входят, в том числе, соблюдение санитарных норм.
Все указанные доказательства получены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются допустимыми и относимыми к делу.
Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, прихожу к выводу, что вина Беляковой Н.В. в совершении указанного правонарушения доказана полностью.
Действия Беляковой Н.В. подлежат квалификации по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ - как нарушение законодательства в области обеспечении санитарно - эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Судья учитывает, что у Беляковой Н.В. имелась возможность выполнить соответствующие санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, однако ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению. Доказательств того, что в силу объективных причин и (или) по независящим от должностного лица причинам не имелось возможности соблюдать указанные требования, судье не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Решая вопрос о виде и мере административного наказания, в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ судьей учитываются характер совершенного Беляковой Н.В. административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются: впервые привлечение к административной ответственности, наличие на иждивении двоих малолетних детей, положительные характеристики с места работы и жительства.
Признаков малозначительности деяния, с учетом обстоятельств совершенного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, характера установленных нарушений, которые непосредственно угрожали жизни и здоровью населения, поскольку создавали реальную угрозу распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) среди населения Свердловской области, не усматривается.
С учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, принимая во внимание характер установленных в ходе проверки нарушений, считаю необходимым назначить Беляковой Н.В. наказание в виде административного штрафа, что будет отвечать целям административного наказания и предупреждению совершения ею новых правонарушений.
Определяя размер административного штрафа, считаю возможным применить положения ч.ч. 2.2. и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, может быть назначено наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, в случае, если минимальный размер административного штрафа составляет не менее пятидесяти тысяч рублей для должностных лиц. В соответствии с ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ размер штрафа при назначении наказания в соответствии с ч. 2.2 статьи не может составлять менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного для должностных лиц соответствующей статьей.
При изложенных обстоятельствах, учитывая имущественное положение Беляковой Н.В., подтвержденное предоставленными документами о составе семьи, наличии иждивенцев и размере заработной платы, данные о ее личности, то обстоятельство, что ранее она к административной ответственности не привлекалась, имеет на иждивении двоих малолетних детей, установленные по делу смягчающие обстоятельства, которые судья признает исключительными, считаю необходимым назначить Беляковой Н.В. наказание в виде административного штрафа менее минимального размера.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Белякову Н. В. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и определить ей наказание в виде административного штрафа, с учетом положений ч.ч. 2.2. и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере 25 000 рублей (двадцать пять тысяч рублей).
Наименование получателя платежа: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по СО), ИНН 6670083677, КПП 667001001, БИК 046577001, ОКТМО 65728000, номер счета получателя платежа: 40101810500000010010, Наименование банка: Уральское ГУ Банка России, код бюджетной классификации 14111601061010003140, УИН 14102660014120001644, ЕИП 1400000000000000000000643.
Идентификатор Беляковой Н.В.: <данные изъяты>.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в суд по адресу (г. Алапаевск, ул. Бр. Серебряковых, 16).
В случае неуплаты штрафа и не предоставления в суд документов подтверждающих его уплату в установленный законом срок, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Алапаевского городского суда О.С. Карабатова