Судья: Мамаева Е.Ю. Дело №7-11414/2018
РЕШЕНИЕ
16 октября 2018 года город Москва
Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ГСК «***» по доверенности *** на решение судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 06 июля 2018 года, которым
постановление № *** заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны *** от 28 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Гаражно-строительного кооператива «***» (далее - ГУП «***», Кооператив»), оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения,
установил:
постановлением № *** заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны от 28 марта 2018 года оставленным без изменения решением судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 06 июля 2018 года ГСК «***» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица и решением судьи защитник ГСК «***» подал жалобу в Московский городской суд, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что ГСК «***» является некоммерческой организацией и никогда не осуществляло социально-экономическую деятельность, в том числе на коммерческой основе, в виде осуществления технического обслуживания транспортных средств; ***, который производил ремонт транспортных средств никогда не являлся членом ГСК «***», а также его работником; территория (земельный участок) и гаражный бокс, где производился ремонт транспортных средств не принадлежит ГСК «***».
В судебное заседание законный представитель и защитник ГСК «***», будучи заблаговременно извещенными о месте и времени слушания дела, в суд не явились, ходатайств об отложении слушания дела в суд не подавали, в связи с чем, дело по жалобе рассматриваю в их отсутствие.
Заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны *** в судебном заседании жалобу не признала, указав, что на дату выявления административного правонарушения – 24 февраля 2018 года на территории национального парка «Лосиный остров» установлено осуществление кузовного ремонта автомобилей арендатора гаража № *** Данный гараж принадлежит члену ГСК «***». Таким образом, установлено, что ГСК «***» на территории национального парка «Лосиный остров» осуществляет социально-экономическую деятельность (эксплуатация гаражно-строительного кооператива) в отсутствии согласования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее -Минприрода России).
Также проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения оспариваемых актов должностного лица и судьи районного суда не имеется, ввиду следующего.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена ответственностью за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ) с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» в соответствии с распоряжением Правительства от 31 декабря 2008 года № 2056-р находиться в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Аналогичные положения содержаться в пункте 18 Положения о национальном парке «Лосиный остров», утвержденного приказом Минприроды России от 26.03.2012 № 82, согласно которому вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны, согласовываются с Минприроды России.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда при рассмотрении жалобы, 24 февраля 2018 года в 17 час. 00 мин. в охранной зоне национального парка «Лосиный остров» вблизи квартала 27 клетки 4 Лосиноостровского лесопарка осуществляется социально-экономическая деятельность на территории ГСК «***» (юридический адрес: г. Москва, ул. ул. Вешних Вод, д. 2, корп. 6) по адресу: ***, а именно осуществляется кузовной ремонт автомобилей в гараже № ***. Вышеуказанная деятельность проводиться за наличную оплату.
Таким образом, ГСК «***» совершило нарушение режима особой охраны национального парка «Лосиный остров», установленного п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», выразившееся в хранении и техническом обслуживании транспортных средств в охранной зоне национального парка «Лосиный остров» по вышеуказанному адресу без согласования с Минприроды России.
Нижестоящие инстанции пришли к обоснованному выводу о нарушении ООО «***» ст. 8.39 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении № *** от 24 февраля 2018 года, в отношении ГСК «***» по ст. 8.39 КоАП РФ с фотоматериалом; актом осмотра (обследования) территории № *** от 24 февраля 2018 года с фотоматериалом; распоряжением № *** от 31 января 2018 года на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований, объяснениями председателя ГСК «***»***, полученными в порядке ст. ст. 17.9 и 25.4 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, согласно которым ГСК «***» осуществляет совою деятельность на основании Устава, никакого отношения Кооператив к ремонту автомобиля, осуществляемого *** не имеет, территория, на которой расположен ГСК «***» не огорожена, является открытой, земельный участок Кооперативу не принадлежит, но используется под гаражи, часть их которых не зарегистрированы; письменными объяснениями ***, полученными в порядке ст. 17.9 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, согласно которым он арендует у члена ГСК «***» гараж по адресу: ***, в котором находится его автомобиль с государственным регистрационным знаком *** и осуществляет его ремонт и другими доказательствами, имеющимися в деле.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями части 4 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ, пункта 18 приказа Минприроды России от 26 марта 2012 года № 82 «Об утверждении Положения о национальном парке «Лосиный остров» нижестоящие инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что осуществление социально-экономической деятельности в границах охранной зоны Государственного национального парка «Лосиный остров» без соответствующего согласования с уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды нарушает режим особой охраны парка, установленный действующим законодательством, в связи с чем, привлечение ГСК «***» к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, является правомерным.
Доводы жалобы о том, что ГСК «***» никакую деятельность по вышеуказанному адресу не осуществляет, в собственности земельные участки и гаражи не имеет, является несостоятельным.
Согласно имеющихся в деле документов (списка членов ГСК), членам ГСК «***» принадлежат гаражи, размещенные по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, д. 2, строения 1, 2, 3.
Согласно показаниям, допрошенного в суде первой инстанции председателя ГСК «***»*** земельный участок, на котором расположены гаражи, принадлежащие членам ГСК «***», в собственности ГСК «***» не находится, однако фактически используется под гаражи.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ любая хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Соответственно, данный принцип является основным принципом экологической экспертизы, основывающимся на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Признавая постановление административного органа законным, судья районного суда исходил из того, что из представленных в материалы дела доказательствах, в частности списка членов ГСК, Устава, акта осмотра с фотоматериалом, протокола об административном правонарушении, установлено, что гараж, в котором осуществлялся ремонт транспортных средств, фактически расположен на территории ГСК «***», в связи с чем, Кооператив обязан был согласовать социально-экономическую деятельность (эксплуатация гаражно-строительного кооператива) на территории национального парка «Лосиный остров» с Минприроды России.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ГСК «***» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований природоохранного законодательства, не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при осуществлении своей деятельности в границах особо охраняемой природной территории.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с оспариваемыми актами, не является основанием к их отмене, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Оспариваемое постановление принято в пределах полномочий должностного лица административного органа, при соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением Кооперативу назначен штраф в размере санкции ст. 8.39 КоАП РФ – 300 000 руб. При назначении административного наказания учтены характер совершенного ГСК «***» административного правонарушения, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда, по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ № *** ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░░░ 2018 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 06 ░░░░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.39 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «***» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «***» ░░ ░░░░░░░░░░░░ *** - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░