РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 апреля 2015 года город Архангельск
Архангельский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего – судьи Веселовского С.С., при секретаре Ильиной А.А., с участием Петрова В.А., рассмотрев гражданское дело по заявлению № Петрова В. А., проходящего военную службу в войсковой части № об оспаривании действий начальника территориального отделения в Архангельской области – г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ТО «Западрегионжилье»), связанных с отказом в предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилых помещений и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Петров обратился в военный суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия начальника ТО «Западрегионжилье», связанные с вынесением решений от 16 марта 2015 года № об отказе в предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения и № о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях и обязать указанное должностное лицо отменить данные решения и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему субсидии на состав семьи 3 человека без фактической сдачи занимаемого в настоящее время жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления Петровой Н.Е., Пиляк И.А., Мелехиной Д.А. и Мелехиным Р.Д. обязательств о сдаче жилья.
В судебном заседании Петров пояснил, что он проходит военную службу в войсковой части №, с декабря 2013 года в распоряжении командира, подлежит увольнению с военной службы по ОШМ, его календарная выслуга лет составляет более 29 лет. Принят на учет нуждающихся в июне 2007 года.
В 2000 году ему на состав семьи из 4 человек: супруга Петрова Н.Е., дочь супруги – Мелехина А.А. и сын супруги – Пиляк И.А. было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 62,70 кв.м. В 2003 году брак между ним и Петровой Н.Е. был расторгнут, однако они продолжили проживать в одной квартире.
Далее Петров пояснил, что 11 ноября 2005 года у него и Кочигиной М.В. родилась дочь – Петрова С.В., которая также была зарегистрирована по вышеуказанному адресу. Дочь его первой супруги – Мелехина А.А. в 2006 году родила дочь Дарью, а в 2011 году сына Романа, которые также были зарегистрированы в указанном жилом помещении. 14 августа 2014 года Мелехина А.А. умерла, её дети Дарья и Роман были помещены в Центр охраны детства и за ними закреплено право на жилое помещение по адресу: <адрес>. В 2009 году он заключил брак с Кочигиной М.В.
Петров также пояснил, что в 2006 году в судебном порядке был определен порядок пользования квартирой, а в 2014 году Октябрьским районным судом <адрес> ему отказано в удовлетворении искового заявления к Петровой Н.Е., Пиляк И.А., Мелехиной Д.А. и Мелехину Р.Д. о возложении на них обязанности подписать обязательства о сдаче жилого помещения. Обязательства о сдаче жилого помещения за себя и дочь Петрову С.В. он представил. По не зависящим от него причинам он не может сдать жилое помещение, не мог быть снят с учета нуждающихся, поскольку в настоящее время в квартире зарегистрированы 6 человек, обеспеченность на каждого из проживающих составляет 10,45 кв.м. (60,7/6), что ниже учетной нормы, основания для снятия с учета отсутствуют, кроме того ссылка в обжалуемых им решениях на определение Военной коллегии ВС РФ, как на основание отказа в предоставлении субсидии и снятии с учета нуждающихся является незаконной, просит требования, изложенные в заявлении удовлетворить.
Начальник ТО «Западрегионжилье» Скворцова Н.С., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыла, представитель последней – Гарькавенко, действующая на основании доверенности в своих возражениях пояснила, что Петрову на состав семьи их 4 человек было распределено жилое помещение по месту прохождения военной службы по адресу: <адрес>, его бывшая жена и члены ее семьи остаются зарегистрированными в жилом помещении и освобождать отказываются, а поскольку военнослужащий должен обладать реальной, а не гипотетической возможностью сдать жилое помещение, представил заявление, в котором указал, что не может сдать предоставленное ему ранее жилое помещение, в соответствии со ст. 56 ЖК РФ и п.п. 10 и 18 Инструкции ему было отказано в предоставлении субсидии и он снят с учета нуждающихся, просила рассмотреть дело в её отсутствие и в удовлетворении требований отказать.
На основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ заявление Петрова рассмотрено в отсутствие начальника ТО «Западрегионжилье», поскольку неявка в судебное заседание кого-либо из участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Заслушав доводы заявителя, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из выписки из послужного списка № Петрова В.А. усматривается, что он с 1985 по 1990 года проходил военную службу на должности курсанта, с августа 1990 года проходит военную службу по контракту, с 17 марта 2007 года заключен контракт до наступления предельного возраста пребывания на военной службе до 3 мая 2012 года, с декабря 2013 года находится в распоряжении командира войсковой части №
Справкой командира войсковой части № от 15 января 2015 года № подтверждается, что по состоянию на 15 января 2015 года выслуга лет майора Петрова В.А. составляет в календарном исчислении 29 лет 05 месяцев, в льготном – 41 год 8 месяцев.
Так, ордером на жилое помещение от 15 февраля 2000 года №, подтверждается, что Петрову В.А. на основании решения жилищной комиссии от 8 октября 1999 года № на семью из 4 человек предоставлена квартира по адресу: <адрес>.
Поквартирной карточкой на жилое помещение по адресу: <адрес> подтверждается, что наниматель указанного помещения – Петров В.А., в квартире зарегистрированы: Петрова Н.Е., Пиляк И.А., Петрова С.В., Мелехина Д.А., Мелехин Р.Д., в период с 19 апреля 2000 по 14 августа 2014 года была зарегистрирована Мелехина А.А. (умерла).
Решением мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского округа г. Архангельска от 26 октября 2006 года определен порядок пользования квартирой № по <адрес>. Петрову В.А. и Петровой С.В., 2004 года рождения, выделена в пользование комната площадью 10,9 кв.м. Петровой Н.Е., Пиляк И.А., Мелехиной А.А., Мелехиной Д.А. выделены в пользование две комнаты площадью 15,8 и 15,9 кв.м. Подсобные помещения остаются в совместном пользовании. Решение вступило в законную силу 7 ноября 2006 года.
Приказами начальника управления по вопросам семьи, опеки и попечительства от 26 сентября 2014 года №№ и 3956, за несовершеннолетними Мелехиным Р.Д., и Мелехиной Д.А. сохранено право на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Как видно из заявления Петрова В.А. на имя начальника ТО «Западрегионжилье», зарегистрированного 19 августа 2014 года, он просит перечислить ему субсидию для приобретения или строительства жилого помещения. Состав семьи: супруга Кочигина М.В. и дочь – Петрова С.В.
Согласно решения начальника ТО «Западрегионжилье» от 16 марта 2015 года № Петрову В.А. отказано в предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения, в связи с предоставлением в период прохождения военной службы жилого помещения и отсутствием возможности его сдачи, для повторного обеспечения Петрова жилой площадью или выплате субсидии.
Из решения начальника ТО «Западрегионжилье» от 16 марта 2015 года № усматривается, что Петров В.А. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с выявлением обстоятельств, влияющих на решение вопроса о принятии на учет, поскольку у него отсутствует реальная возможность сдачи ранее предоставленного жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федерального закона), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Пунктом 16 ст. 15 Федерального закона установлено, что при предоставлении гражданам жилищной субсидии её размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации. Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, регулирует Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденных приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года № 510.
Пунктом 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, предусмотрено, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 17 Инструкции, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно Приложению 10 к Инструкции.
Решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» на территории муниципального образования Архангельск установлена учетная норма жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в размере 12 квадратных метров общей площади на одного человека.
Согласно части 6 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 данного Кодекса, регулирующей отношения по предоставлению освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
По смыслу ч. 1 ст. 82 ЖК РФ следует, что изменение договора социального найма жилого помещения возможно только при объединении граждан в одну семью. Жилищный кодекс РФ не предусматривает при пользовании жилым помещением по одному договору социального найма заключение отдельных договоров социального найма в случае прекращения семейных отношений.
Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» частью 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена самостоятельная ответственность бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, продолжающего проживать в этом жилом помещении, по его обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма, поэтому он вправе потребовать от наймодателя и нанимателя заключения с ним отдельного соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, ремонт и содержание жилого помещения. Предложение о заключении такого соглашения может также исходить и от нанимателя. Споры, возникающие в связи с отказом наймодателя и (или) нанимателя заключить такое соглашение или в связи с недостижением соглашения между сторонами по его содержанию, разрешаются в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 31 этого же Постановления, ЖК РФ не содержит норм о праве члена семьи нанимателя жилого помещения потребовать от наймодателя изменения договора социального найма путем заключения с ним отдельного договора социального найма.
В судебном заседании установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, коммунальной не является, была предоставлена Петрову и членам его семьи на основании одного ордера и по единому договору социального найма, оснований для заключения отдельных договоров социального найма на комнаты, не имеется, однако возможно заключение отдельного соглашения, определяющего порядок и размер участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальных услуг, ремонт и содержание жилого помещения.
Анализируя изложенное выше, военный суд приходит к выводу о том, что Петров, имеющий более 29 лет выслуги в календарном исчислении и подлежащий увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, ранее принятый на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма по месту прохождения военной службы в городе Архангельске, имеет право состоять на этом учете, поскольку полученная от муниципальных органов в период и в связи с прохождением военной службы <адрес>, имеет общую площадь 60,70 кв.м., а с учетом всех лиц, обладающих правом пользования указанным жилым помещением, обеспеченность заявителя жилыми помещениями на одного человека составляет 10,11 кв.м. (60,7/6=10,11 кв.м.), что менее учетной нормы, в связи с чем решение начальника ТО «Западрегионжилье» связанные с принятием решения о снятии Петрова с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, военный суд находит не законным, а требования заявителя – обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, поскольку для повторного обеспечения жильём (получения субсидии) Петрову, изъявившему желание получить жилищную субсидию на состав семьи 3 человека исходя из площади предоставления жилого помещения 54 кв.м., необходимо принятие им мер по сдаче ранее предоставленного ему жилого помещения соответствующим органам и получении справки о сдаче жилья, так как действующее законодательство возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению военнослужащим такого жилья только один раз за все время военной службы, что, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение, при этом меры, предпринятые заявителем в период с 2006 по 2015 года – обращение в суд с заявлениями об определении порядка пользования жилым помещением и понуждению к даче обязательств о сдаче жилого помещения сами по себе не могут свидетельствовать о принятии им действенных мер к выделению причитающейся ему доли жилья, при таких данных суд считает, что Петров не принял всех зависящих от него мер по сдаче доли жилого помещения, а кроме того, поскольку заявитель не обращался с просьбой о предоставлении ему субсидии с учетом имеющегося у него права пользования предоставленным ранее жилым помещением, в связи с чем решение начальника ТО «Западергионжилье» об отказе в предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Петрова В. А. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия начальника территориального отделения в Архангельской области – г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с вынесением решения от 16 марта 2015 года № о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязать указанное должностное лицо отменить это решение и принять Петрова В. А. на данный учет.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Архангельский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу С.С. Веселовский
ВЕРНО:
Председательствующий по делу С.С. Веселовский
Секретарь судебного заседания А.А. Ильина