Решение по делу № 2-53/2021 (2-2612/2020;) ~ М-2335/2020 от 17.07.2020

24RS0002-01-2020-003334-28

№ 2-53/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2021 года                                                г. Ачинск Красноярского края,

                                                                                                    ул. Назарова, 28-Б

Ачинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Большевых Е.В.,

с участием представителя истицы Калмыковой Т.С. – адвоката Андреевой З.С., действующей на основании удостоверения адвоката и ордера №2737 от 09.10.2020г. (л.д.163, т.2),

представителя ответчика Войсковой части 58661-49 Манжулей О.А., действующей на основании доверенности №1с/2021 от 11.01.2020г. сроком по 11.02.2021г. (л.д.67, т.3),

при секретаре Шлушните С.Г.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калмыковой Татьяны Степановны к Министерству обороны РФ, УФО по Красноярскому краю, Войсковой части 58661 о признании приказа командира части №129 от 27.02.2020г. незаконным и его отмене, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных издержек,

УСТАНОВИЛ:

    Калмыкова Т.С. с учетом трех уточнений и дополнительного пояснения исковых требований обратилась в суд к Министерству обороны РФ, УФО по <адрес>, Войсковой части 58661 с иском о признании приказа командира части от 27.02.2020г. незаконным и его отмене, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных издержек. Свои требования мотивирует тем, что согласно приказу от 30.06.1987г. она была принята на работу в войсковую часть 58661-49 (ранее 74 008) на должность заведующей хранилищами отдела хранения ракет и боеприпасов. Приказом от 20.03.2020г. она была уволена с 01.04.2020г. по п.2 ст.81 ТК РФ по инициативе работодателя по сокращению штата работников, произошедшего после взрывов и пожаров, имевших место в период с 05 по ДД.ММ.ГГГГг. 05.08.2019г. из-за взрывов на складе боеприпасов в войсковой части в <адрес> на территории муниципального образования <адрес> был введен режим чрезвычайной ситуации на основании постановления <адрес>, с 09.08.2019г. зона чрезвычайной ситуации была определена на территории д. Каменка. В период чрезвычайной ситуации истица работала по разборке и расчищению завалов, разбору снарядов по категориям, осуществляла погрузку боеприпасов в вагоны, то есть работала в условиях опасных для жизни и здоровья. В связи с данными обстоятельствами полагает, что за работу в условиях чрезвычайной ситуации ответчик должен был доплатить ей 50% заработной платы за период с августа по декабрь 2019г. исходя из расчета: 29 000 руб. х 50% х 5 месяцев = 72 500 руб. Кроме того, в связи с закрытием складов и разрушением технической территории командиром части 27.02.2020г. был издан приказ , в соответствии с которым с 01.02.2020г. с работников была снята выплата компенсационного характера в размере 50% за работу с боеприпасами, также был снят дополнительный отпуск продолжительностью 7 суток, что является нарушением положений ст. 74 ТК РФ, так как без предупреждения работника работодатель изменил условия оплаты труда в одностороннем порядке. В результате издания указанного приказа истице не была выплачена компенсация за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов за февраль и март 2020г. в размере 8234 руб. (по 4 117 руб. в месяц), а также компенсация за ежегодный дополнительный отпуск за февраль и март 2020г., что составило 2 дня исходя в размере задолженности 2943,64 руб. (7 дней за год:12 месяцев х 2=2 дня). Также истице за работу в опасных условиях в период с август по ноябрь 2019г. включительно должна была выплачиваться доплата за вредность в размере 24% от оклада в соответствии с приложением приказа Министра обороны РФ от 18.08.2019г. «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ», поскольку условия труда в этот период были опасными. Данная доплата должна была составить в августе и сентябре 8511,36 руб., а в октябре-ноябре 8878,401 руб., то есть всего 15407,61 руб. В связи с тем, что указанные выплаты не были своевременно выплачены истице она просит взыскать также компенсацию за их несвоевременную выплату с 01.04 по 30.11.2020г. в сумме 19 440 руб. исходя из расчета: 29 000 руб. х 1/300 ставки рефинансирования х 245 дней. С учетом изложенного истца просит отменить приказ командира воинской части от 27.01.2020г. в части отмены с 01.02.2020г. заведующими складами надбавок за работу с вооружением в размере 50% и дополнительного отпуска в количестве 7 суток, взыскать с вою пользу задолженность по заработной плате за чрезвычайные условия труда в сумме 15 407,61 руб., компенсацию за опасные условия труда в сумме 8234 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 2943,64 руб., проценты за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 19 440 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. за испытанные переживания по поводу незаконных действий руководителя и невыплаты ей заработной платы в полном объеме, а также судебные издержки в сумме 7000 руб., из которых за составление искового заявления 3000 руб., за представительство в суде – 4000 руб. (л.д.2-4, т.1, 49-50, 118-119, 155-158, т.2, 29-32, 64, т.3).

Истица Калмыкова Т.С., уведомленная о времени и месте рассмотрения дела (л.д.161, т.2, л.д.17, т.1, л.д.70-71, т.3), в судебное заседание не явилась, доверив представление своих интересов адвокату Андреевой З.С.

Представитель истицы адвокат Андреева З.С. (полномочия проверены) в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным во всех уточнениях и пояснениях, дополнительно указала, что на момент увольнения истице не оплатили дни дополнительного отпуска за 2016г. и 2017г., когда их предоставили в количестве не по 7, а по 6 дней. Кроме того, за период работы истицы на технической территории ей с августа по ноябрь 2019г. ей должны были доплатить за работу в условиях чрезвычайной ситуации 50% от заработной платы, а поскольку эти условия были и опасными и вредными, то еще 24 % по приказу Минобороны от 18.08.2019г. . Кроме того, в феврале и марте доплата за работу во вредных условиях также была немотивированно снижена, что полагает незаконным. С учетом издания незаконного приказа командиром части, о котором речь шла в исковом заявлении, а также неоплатах указанных сумм, просит взыскать компенсацию морального вреда и судебные расходы, которые заявлены в минимальном размере, учитывая, что обращавшаяся к ней истица была в трудной жизней ситуации после увольнения, работы не имела.

Представитель ответчика Войсковой части 58661-49 Манжулей О.А. (полномочия проверены) по исковым требованиям возражала, полагая их не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что в связи с произошедшими в <адрес> взрывами на территории воинской части не объявлялось чрезвычайное положение, которое вводится только Указом Президента РФ, вооруженный конфликт также не имел место, в связи с чем оснований для установления надбавок по данному основанию не имеется. В связи с этим нет оснований и для установления истице надбавки за работу вредных условиях труда в размере 24%, поскольку по спецоценке условий труда заведующими складами была установлена группа вредности 3.1, соответственно приказом командира части на основании приказов Минобороны РФ оплачивалась доплата за вредные условия труда 4%. До спецоценки доплата за вредность составляла 12%, в январе 2020г. ошибочно была установлена 15%, а впоследствии на основании приказа командира части была определена уже соответствующая закону и фактическим условиям труда в размере 4%. Оснований для взыскании дополнительной оплаты за работу с боеприпасами и взыскание компенсации дополнительных дней отдыха также не усматривает, поскольку с 15.11.2019г. техническая территория, на которой расположены склады, была фактически закрыта. С этого момента работа с боеприпасами истицей не велась и не могла вестись в силу объективных причин. Истица и другие работники складов находились в здании спортзала и до момента сокращения занимались разбором архива и иной документации, то есть непосредственную работу с боеприпасами не осуществляли, оснований начислять им надбавку не было уже с 15.11.2019г., однако лишь с февраля приказом командира части ее начисление было прекращено. То же касается и дополнительного отпуска, принцип предоставления которого аналогичный. Однако, несмотря на приказ, он был оплачен истице на момент увольнения исходя из 7 рабочих дней, это видно, если подсчитать периоды работы и отдыха. За 2019-2020гг. Что касается предоставления отпуска с 2015г., то в 2016г. и 32017г. истице действительно предоставлялось по 6 дней дополнительного отпуска, а не по 7. Это было связано с тем, что 12 месяцев в условиях, в которых он предоставляется, она не отрабатывала. Отпуск предоставлялся пропорционального отработанному непосредственно с боеприпасами времени. Оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда не имеется, в связи с отсутствием нарушений трудовых прав истицы. Судебные расходы в связи с этим взысканию не подлежат, а предъявленный размер является завышенным, поскольку представитель истца четыре раза уточнял предъявленные требования и не мог определиться с тем, что именно взыскивает и на каком основании. Возражения также отражены в представленном суду письменном отзыве (л.д.20-24, т.1).

Представитель ответчика УФО МО РФ по <адрес>, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.161, т.2), в судебное заседание не явился, представив отзывы на исковое заявление, в которых указал, что не состоятелен довод истицы относительно установления обязанности работодателя оплатить ее труд в августе – ноябре 2019г. за работу в условиях чрезвычайно ситуации с учетом повышающего коэффициента в размере 50%. ТК РФ не содержит правовых норм непосредственно регулирующих оплату труда работников в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации. Порядок оплаты труда работников воинских частей (гражданского персонала) в условиях чрезвычайного положения определяется системой оплаты труда гражданского персонала ВС РФ, утверждаемой Министром обороны РФ. Каких-либо дополнительных выплат гражданскому персоналу нормативными актами не установлено. В указанный истицей период с 05.08.2019г. по 30.11.2019г. действовала система оплаты труда гражданского персонала ВС РФ: от 24.04.2014г. / приложение к приказу (редакция действовала до 01.10.2019г.), от 18.09.2019г. / приложение к приказу (редакция действовала с 01.10.2019г. по настоящее время). Повышение должностных окладов гражданскому персоналу воинских частей и организаций за выполнение обязанностей в условиях чрезвычайного положения и (или) в зонах вооруженных конфликтов предусмотрено на 100% за дни фактического пребывания в условиях чрезвычайного положения или в зонах вооруженных конфликтов (п.п. «а» п.12 приложения к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014г. , п.п. 1 п.5 приложения к приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019г. ). Доплата за работу в чрезвычайной ситуации в размере 50% заработной платы данными системами оплаты труда не предусмотрена. По причине несанкционированных взрывов в августе 2019г. на территории войсковой части постановлением главы <адрес> был введен режим чрезвычайной ситуации, чрезвычайное положение не устанавливалось, в связи с чем оснований для введения доплаты истице к заработной плате не было. Указывает также, что оспариваемым приказом начальника склада хранения от 27.02.2020г. «О снятии доплат с работников отдела хранения (ракет и боеприпасов)» перечисленным в нем работникам, в том числе истице с 01.02.2020г. были прекращены: предоставление ежегодных дополнительных отпусков, установление и выплата доплат за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов, который по мнению представителя права истицы не нарушает, трудовые договоры не изменяет. П. 7 приложения к приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019г. (п.17 приложения к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014г.) гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов, а также всему гражданскому персоналу подразделений военизированной охраны, предназначенных для охраны и защиты арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50%. П.3 приложения к указанному приказу установлено, что выплаты компенсационного характера, их условиях, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством РФ. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций. П.п. «г» п. ДД.ММ.ГГГГ коллективного договора между командованием склада и профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации на 2013-2016г.г., а также дополнительным соглашением от 30.12.2016г., продлившим его действие до 31.12.2019г., предусмотрена компенсационная выплата работникам, непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере от 30 до 50% в порядке, установленном в приложении к коллективному договору. Наличие в трудовом договоре истицы указанной компенсационной выплаты предполагает обязанность работодателя установить ее в случае непосредственного труда работника с боеприпасами. Условия выплаты истице данной компенсации с 01.02.2020г. отсутствовали, поскольку фактически трудовые обязанности непосредственно связанные с приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, с указанной даты истица не выполняла. Аналогичные доводы представитель приводит и в части оплаты дополнительных дней отпуска. Оснований для компенсации морального вреда не находит, поскольку права истицы не нарушались, в связи с чем просит отказать в удовлетворении исковых требований (л.д.80-83, 167-171, т.2).

Представитель ответчика Минбороны РФ, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.161, т.2), судебное заседание не явился, позиции относительно исковых требований не представил.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо, участвующее в деле, само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе.

Статья 165.1 ГК РФ предусматривает, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 36 ГПК РФ).

С учетом изложенного суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, допросов свидетеля, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения предъявленных требований на основании следующего.

Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

В силу статей 2, 15, 16, 129 того же Кодекса оплата выполняемой работником трудовой функции является обязанностью работодателя.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей (организаций) Вооруженных Сил Российской Федерации" командиры (руководители) воинских частей являются представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации.

Как установлено по делу, работодателем истцов является Войсковая часть 58661 Министерства обороны РФ, в структуру которой входит в качестве структурного подразделения Войсковая часть 58661-49 (в настоящее время отдел обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), дислоцированная по адресу: <адрес>, <данные изъяты> (л.д.78-105, т.1).

Финансово-экономическое обеспечение войсковой части осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по бюджетной смете Федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по <адрес> и <адрес>» на основании договора на обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 1.3.4 Управление осуществляет своевременное обеспечение личного состава заработной платой, компенсационными выплатами, и иными установленными выплатами за исключением выплат, производимых Единым расчетным центром Министерства обороны РФ путем зачисления средств на лицевые счета, банковские карты личного состава или иным порядком, установленным в Министерстве обороны РФ (л.д.142-147, т.2).

Также п.2.1 договора на обслуживание предусмотрено, что исчисление и выплата гражданскому персоналу заработной платы и связанных с ней выплат осуществляется на основании предоставляемых войсковой частью приказов командира и иных документов, в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Указанием начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 30.12.2019г. дсп, а также директивой командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ было предписано с целью совершенствования организационно-штатной структуры соединений Сухопутных войск, соединений, воинских частей и организаций материально-технического обеспечения провести организационные мероприятия и внести изменения в штаты согласно прилагаемым перечням (л.д.207-208, т.1).

Из перечня следует, что в 2020 году Склад хранения ракет и артиллерийских боеприпасов (Войсковая часть 58661) переформировывается в Отдел обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (Войсковая часть 58661-БВ), в срок до ДД.ММ.ГГГГг. из числа сотрудников исключаются военнослужащие, а также гражданский персонал (л.д.209-249, т.1).

С 15.10.2012г. по 01.04.2020г. Калмыкова Т.С. работала в должности заведующей хранилищем отдела хранения ракет и боеприпасов Войсковой части 58661, откуда с учетом указанных выше организационно-штатных мероприятий была уволена на основании п.2 ст.81 ТК РФ по сокращению штата работников (л.д.9, т.1).

Из трудового договора, заключенного с истицей 15.10.2012г. следует, что условия труда у нее нормальные, время начала и окончания работ установляется Правилами внутреннего трудового распорядка, ежегодно ей предоставляется: ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней за работу в <адрес>, дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней на основании коллективного договора за фактически отработанное время на основании ст. ст. 117, 121 ТК РФ (л.д.63, т.1).

Кроме того, работнику устанавливается доплата за работу с боеприпасами, премом, хранением боеприпасов, выдачу вооружения и боеприпасов от основного оклада (л.д.64, т.1).

Размер всех доплат и надбавок конкретизирован в приказе начальника склада хранения ракет и артиллерийских боеприпасов базы (комплексного хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) войсковой части 58661 от 15.10.2012г. , которым Калмыковой Т.С. были установлены в частности: ежемесячная компенсационная выплата к должностному окладу по должности заведующей складом в размере 50% на основании приказа МО РФ от 10.11.2008г., а также 12% на основании коллективного договора и приказа МО РФ от 10.11.2008г., приложения к нему «Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала» (л.д.69-70, т.1).

Во время работы истицы в воинской части в период с 05 по 09.08.2019г. произошли множественные несанкционированные взрывы боеприпасов и вооружения на территории воинской части, в связи с чем постановлением <адрес> от 05.08.2019г. на территории <адрес> был введен режим чрезвычайной ситуации (л.д.86, т.2).

Постановлением <адрес> от 07.08.2019г. режим функционирования чрезвычайной ситуации с территории <адрес> был снят с 20-00 часов 07.08.2019г. (л.д.87, т.2).

Постановлением <адрес> от 09.08.2019г. с 23-50 час. 09.08.2019г. режим чрезвычайной ситуации был введен вновь, зона ЧС была определена на территории д. Каменка (л.д.88-89).

Отменен данный режим был 07.02.2020г. постановлением <адрес> от 07.02.2020г. А-П (л.д.90, т.2).

Приказом начальника склада хранения от 14.01.2020г. гражданскому персоналу войсковой части 58661-49 были установлены доплаты к заработной плате за результаты основной деятельности на 2020г., в частности Калмыковой Т.С.:

- 15% на основании приказа Министра обороны РФ от 18.09.2019г. (ранее - МО РФ от 10.11.2008г.), приложения «Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала», учитывая класс вредности 3.1,

- 50% на основании приказа Министра обороны РФ от 18.09.2019г. гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере – 50% (л.д.12-13, т.2).

Позже приказом начальника склада хранения от 27.02.2020г. в связи с разрушением складов, закрытием технической территории, не выполнением работ по хранению вооружения было определено личный состав отдела хранения разместить в помещении спортзала и обязать выполнять работы согласно ежедневного приказа «О проведении мероприятий повседневной деятельности», а также с 01.02.2020г. прекратить предоставлять ежегодные дополнительные отпуска за фактически отработанное в соответствующих условиях время в количестве 7 календарных дней, определенных условиями коллективного договора, в связи с невыполнением работ в соответствующих условиях, также прекращено установление и выплата доплат с 01.02.2020г. гражданскому персоналу отдела хранения непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере 50% (л.д.19-22).

Данный приказ стороны истца полагает не законным, поскольку оснований для прекращения предоставления указанной компенсации и дополнительных дней отпуска не имелось, а кроме того был нарушен порядок уведомления истца о прекращении выплаты, так как этим приказом было изменены условия труда, следовательно, процедура уведомления работника об этом должна соответствовать положениям ст. 74 ТК РФ, предусматривающей вручение ему извещения не менее, чем за два месяца перед предстоящими изменениями, о чем истице было разъяснено, в частности, при обращении в Военную прокуратуру Красноярского гарнизона (л.д.65-67, т.2).

Между тем, суд с такой позицией и доводами стороны истца согласиться не может.

Согласно п. 7 приложения к приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019г. (ранее п.17 приложения N 2 к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014г.) гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов, а также всему гражданскому персоналу подразделений военизированной охраны, предназначенных для охраны и защиты арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) установлена в размере 50% для заведующих хранилищами.

При этом под терминами "арсеналы, центры, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов" подразумеваются центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.

П.3 приложения к приказу Минобороны РФ от 18.09.2019г. установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

П.п. «г» п. ДД.ММ.ГГГГ коллективного договора между командованием склада (хранения и артиллерийских боеприпасов) войсковой части 58661 и профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации на 2013-2016г.г., а также дополнительным соглашением от 30.12.2016г., продлившим его срок действия до 31.12.2019г., предусмотрена компенсационная выплата работникам, непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере от 30 до 50 процентов в порядке, установленном в приложении к коллективному договору (л.д.182, т.2).

Таким образом, согласно указанного приказа Министра обороны РФ данная выплата носит компенсационный характер и для ее получения необходимо наличие одновременно двух условий: во-первых, работник должен находиться на соответствующей должности и, во-вторых, быть непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, причем именно на складе (арсенале, базе, центре) по хранению вооружения и боеприпасов.

По своему смыслу указанная выплата предназначена компенсировать работнику выполнение трудовых обязанностей в условиях, отклоняющих от нормальных (ст.149 ТК РФ).

Судом установлено, что непосредственно работу по загрузке, выгрузке боеприпасов в хранилище и погрузке в железнодорожный транспорт, а также подготовку к такой работе после взрывов 05 и ДД.ММ.ГГГГг. истица выполняла в определенные начальником склада дни по 15.11.2019г. включительно (л.д.92, т.2), позже такая работа ею не выполнялась.

Представителем истицы данные обстоятельства не отрицались. Представитель истицы подтвердил, что истица в этого времени выполняла работу по оформлению документации, более с боеприпасами не работала.

В связи с чем суд полагает, что оснований для данной компенсационной выплаты не имелось по сути своей уже с 16.11.2019г., когда истица перестала выполнять работу, которая предполагала выплату указанной компенсации.

Однако компенсация продолжала начисляться и выплачиваться ей по январь 2020г. включительно (л.д.57, т.2), что фактическим условиям труда не соответствовало, и было устранено приказом начальника склада хранения от 27.02.2020г., который исходил из фактических обстоятельств и действовал в пределах предоставленных ему полномочий.

Изменений условий труда в соответствии с положениями ст.74 ТК РФ, на которые ссылается представитель истицы, в данном случае не произошло в понимании данной нормы, поскольку применение рассматриваемой компенсации всегда было связано с выполнением истицей специфических работ с боеприпасами и вооружением либо отсутствием таковых.

Аналогичный подход и логику законодатель применил и к установлению дополнительных дней отпуска работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда.

Так, ст. 117 ТК РФ предусмотрено, что продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника, занятого на работе с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки труда.

П.5.29 коллективного договора между командованием склада хранения войсковой части 58661 установлено о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (л.д.13, т.2).

По условиям коллективного договора истице за фактически отработанное время в соответствующих условиях ежегодно предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск из расчета 07 календарных дней за рабочий год.

Судом проверен порядок предоставления данного отпуска за период с 2015г. по момент увольнения истицы в апреле 2020г., о чем ходатайствовал ее представитель, указывающий, что при увольнении Калмыковой Т.С. не компенсировано два календарных дня такого отпуска, имевшего место именно с 2015г. по 2020г., и установлено следующее:

Основание предоставленияотпуска Кол-во календарных дней отпуска всего Из гр. 2 кол-во календарных дней основного ежегодного отпуска и его период, за который он предоставлен Из гр. 2 кол-во календарных дней отпуска в связи с особыми климатическими условиями и его период, за который он предоставлен Из гр. 2 кол-во календарных дней дополнительно отпуска за работу с вооружением и боеприпасами и его период, за который он предоставлен
приказ начальника от 27.10.2015г., (л.д.187, т.2) 43 (с 11.11 по 23.12.2015г.) 28 (с 12.01.2015г. по 11.01.2016г.) 08 (с 12.01.2015г. по 11.01.2016г.) 07 (с 17.12.2014г. по 10.11.2015г.)
приказ начальникаот 07.11.2016г. (л.д.190-193, т.2) 42 (с 21.11 по 24.12.2016г.) 20 (с 12.01.2016г. по 11.01.2017г.),08 (заменены денежной компенсацией по заявлению истицы) 08 (с 12.01.2016г. по 11.01.2017г.) 06 (с 21.12.2015г. по 21.11.2016г.)
приказ начальника от 07.11.2017г.(л.д.194-197, т.2) 42 (с 20.11 по 23.12.2017г.) 20 (с 12.01.2017г. по 11.01.2018г.),08 (заменены денежной компенсацией по заявлению истицы) 08 (с 12.01.2017г. по 11.01.2018г.) 06 (с 21.12.2016г. по 19.11.2017г.)
приказ начальника от 16.11.2018г. (л.д.198-200, т.2) 22 (с 26.11 по 09.12.2018г.) 14 (с 12.01.2018г. по 11.01.2019г.), 08 дней (заменены денежной компенсацией по заявлению истицы) -
приказ начальника от 20.03.2020г. (л.д.71-73) 75 компенсация за ранее не использованные отпуска 14 (с 12.01.2018г. по 11.01.2019г.),14 дней предоставлено ранее предоставлены ранее 07 (с 24.12.2017г. по 23.12.2018г.)
28 (12.01.2019г. по 11.01.2020г.) 08 (12.01.2019г. по 11.01.2020г.) 07 (с 24.12.2019г. по 23.12.2019г.)
07 (12.01.2020г. по 01.04.2020г.) 02 (12.01.2020г. по 01.04.2020г.) 02 (12.01.2020г. по 01.04.2020г.)

При таких обстоятельствах оспариваемый приказ начальника склада от 27.02.2020г. соответствовал фактическим условиям труда истицы и ее права не нарушил, поскольку, несмотря на указание относительно дополнительных дней отпуска, таковые ей при увольнении были предоставлены в количестве, который предусматривает закон и коллективный договор исходя из фактически отработанного ею времени в тех условиях, за которые он предоставляется.

Доводы представителя истицы о том, что рассматриваемый дополнительный отпуск в количестве 07 календарных дней должен был быть предоставлен истице за каждые 11 месяцев работы с учетом периода отпуска не соответствуют правилам подсчета стажа для предоставления таких отпусков, который установлен Инструкций о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 273/П-20 (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) с учетом решения ВС РФ от 15.04.2004г. №ГКПИ 2004-481, а также Письма Минтруда РФ от 01.02.2002г. -ВВ по вопросу оплаты ежегодного отпуска, отмечающего, что при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Так, п. 12 указанной инструкции предусмотрено, что в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

При записи в Списке "постоянно занятый" или "постоянно работающий" в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях полный рабочий день, установленный для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

Руководствуясь указанными норами права работодателем истице дополнительный отпуск предоставлялся исходя из фактически отработанного ею времени за каждый год работы, исключая из подсчета время нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, что является верным и соответствующим указанным правилам предоставления такого отпуска.

Относительно взыскания надбавок истице за работу в условиях чрезвычайной ситуации, являющейся опасной и вредной одновременно, о чем на протяжении рассмотрения дела утверждала представитель истицы, суд полагает следующее.

П.п. «а» п.12 приложения к приказу Минобороны РФ от 23.04.2014г. (п.п. 1 п.5 приложения к приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019г.) установлено, что должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу воинских частей и организаций повышаются за выполнение обязанностей в условиях чрезвычайного положения и (или) в зонах вооруженных конфликтов на 100%; указанное повышение производится за дни фактического пребывания в условиях чрезвычайного положения или в зонах вооруженных конфликтов.

Ст. 4 ФКЗ от 30.05.2001г. -ФКЗ «О чрезвычайном положениии» установлено, что чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельный местностях вводится указом Президента РФ.

В рассматриваемом случае, как было отмечено выше, чрезвычайное положение не вводилось, имело место введение режима функционирования чрезвычайной ситуации, в связи с чем данная выплата истице произведена не могла быть в рассматриваемом контексте.

Рассмотрение режима функционирования чрезвычайной ситуации как опасной и установление в связи с этим доплаты истице в размере 24%, основано на неверном понимании представителем истицы норм действующего законодательства.

На основании п.4 раздела II приложения к приказу Минобороны РФ от 18.09.2019г. "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:

на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента;

на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов;

на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов;

на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.

Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.

В рассматриваемом случае по состоянию на 28.08.2019г. по должности «заведующий хранилищем» была оформлена карта .0109А специальной оценки условий труда, согласно которой установлен класс (подкласс) условий труда – 3.1 (л.д.56-58), что предполагает согласно процитированному выше Минобороны РФ от 18.09.2019г. повышение должностного оклада (тарифной ставки) на 4%.

Представитель работодателя в ходе рассмотрения дела пояснил, что с 2012г. и до января 2020г, когда была получена указанная спецоценка условий труда, работодатель установил истице доплату за работу с вредными условиями труда в размере 12%, что не соответствовало фактическим условиям труда, как показала проведенная оценка. После получения карты приказом от 21.11.2019г. (л.д.44-51, т.3) работодатель ошибочно установил надбавку в размере 15%, то есть в том размере, которого даже нет в приказе Минобороны РФ. Установив ошибку, приказом от 02.03.2020г. завидущими складами при классе (подклассе) вредности 3.1 была установлена надбавка в соответствующем и оценке условий труда и приказу Минобороны РФ размере -4% (л.д.52-55, т.2).

Повышение истице за февраль и март 2020г. оклада на 4% не являлось нарушением и соответствовало проведенной спецоценке условий труда с учетом правил, установленных приказом Минобороны РФ от 18.09.2019г. для ее исчисления.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что опасных условий труда по данной должности не установлено, оснований для повышения оклада не имелось, приказы об установлении данной надбавки стороной истца не оспорены, а сама надбавка устанавливалась приказом работодателя и трудовым договором не предусматривалось.

Повышение оклада истице на 24% в связи с работой в условиях чрезвычайной ситуации действующим законодательством также не предусмотрено, поскольку опасные условия труда могут быть определены только по результатам специальной оценки условий труда, являются постоянно наличествующими в трудовой деятельности работника, а чрезвычайная ситуация - явление, которое в рамках оценки условий труда не оценивается вообще.

Таким образом, при рассмотрении всех предъявленных истицей исковых требований и доводов ее представителя, оснований для их удовлетворения суд не усматривает на основании изложенного выше.

Поскольку судом отказано в удовлетворении основных требований о признании приказа работодателя незаконным и взыскании доплат и компенсационных выплат, суд отказывает и в удовлетворении производных от них требований во взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсацию морального вреда и судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

      В удовлетворении предъявленных требований Калмыковой Татьяны Степановны к Министерству обороны РФ, УФО по <адрес>, Войсковой части 58661 о признании приказа командира части от 27.02.2020г. незаконным и его отмене, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных издержек отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в <адрес>вой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд.

Судья                                                                            Е.В. Большевых

Мотивированное решение изготовлено 26.01.2021г.

2-53/2021 (2-2612/2020;) ~ М-2335/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Калмыкова Татьяна Степановна
Ответчики
Министерству обороны РФ
Управлению финансового обеспечения по Красноярскому краю и Республике Хакасия
Войсковая часть 58661-49
Другие
Зырянова Т.В.
андреева З.С.
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Большевых Елена Викторовна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
17.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2020Передача материалов судье
21.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Подготовка дела (собеседование)
17.09.2020Подготовка дела (собеседование)
09.10.2020Подготовка дела (собеседование)
09.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.12.2020Предварительное судебное заседание
01.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2020Судебное заседание
29.12.2020Судебное заседание
18.01.2021Судебное заседание
19.01.2021Судебное заседание
26.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее