Дело №
УИД 19RS0№-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 14 января 2021 года
Аскизский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Райковой И.В.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия к <адрес> Республики Хакасия об обязании обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее – Минприроды РХ) обратилось в суд с иском к <адрес> Республики Хакасия, ООО «Аэросити-2000», с требованием обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления. Требования мотивированы тем, что в результате проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности за исполнением природоохранного законодательства в соответствии с Приказом Минприроды Хакасии от ДД.ММ.ГГГГ №-пр, с целью выявления и принятия мер по ликвидации объектов несанкционированного размещения отходов и навалов мусора выявлено место несанкционированного размещения отходов (несанкционированная свалка) в районе аал <адрес> РХ, расположенные в кадастровом квартале 19:05:041001, координаты места нахождения 53,039465, 90,060232. Визуальное ориентирование – по трассе между аал Абрамов и аал Сафронов, не доезжая аал Сафронов в силосной яме. Несанкционированная свалка располагается на территории ориентировочной площадью 0,5 га (100м*50м). Примерный объем несанкционированной свалки составляет более 60 куб.м. Выявленная несанкционированная свалка отсутствует в территориальной схеме, утвержденной приказом Минприроды Хакасии от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> обнаружении выявленного места несанкционированного размещения отходов в районе аал <адрес> Минприроды Хакасии проинформировало ООО «Аэросити-2000» ДД.ММ.ГГГГ, направив информационное письмо. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Аэросити-2000» направлено уведомление в адрес МО <адрес> об обнаружении места несанкционированных отходов. Истец со ссылкой на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Земельного кодекса РФ, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении рекультивации и консервации земель», Межгосударственный стандарт «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированное место размещения отходов потребления в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказом истца от иска прекращено производство по настоящему гражданскому делу в части требований Министерства природных ресурсов и экологии РХ к ООО «Аэросити-2000» о возложении обязанности совершить определенные действия, ООО «Аэросити-2000» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением Аскизского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Есинского сельсовета <адрес> Республики Хакасия.
В ходе рассмотрения дела представитель истца ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования, уточнил, просил обязать ответчика <адрес> РХ в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу обеспечить ликвидацию несанкционированного места размещения отходов производства и потребления. Просил о проведении судебного заседания в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка отходов, относится к землям бывшего совхоза «Есинский», которые не востребованы участниками бывшего совхоза, в связи с чем <адрес> не несет ответственность за захламленный земельный участок.
Представители истца, третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, «Аэросити-2000», Администрации Есинского сельсовета, своих представителей в судебное заседание не направили, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте его проведения.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).
По смыслу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. При этом перечень способов защиты права не является исчерпывающим.
Частью 1 ст. 46 ГПК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, согласно которому Минприроды Республики Хакасия является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами, согласно компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, п. 2.ДД.ММ.ГГГГ Положения закреплено также право Минприроды РХ на обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Исходя из системного толкования совокупности приведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что Минприроды РХ является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Хакасия на осуществление контрольно-надзорной деятельности в области охраны окружающей среды и управомочено на обращение в суд с настоящим иском, направленным на ограничение деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции РФ.
В силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно п. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
В статье 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Как следует из содержания акта обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицы, являющейся приложением к данному акту, и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что по результатам проведенной Минприроды РХ в рамках осуществления деятельности по государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) рейдового осмотра территории <адрес> РХ вблизи МО аал Сафронов выявлено место несанкционированного размещения отходов. Место нахождения несанкционированной свалки: РХ, <адрес>, в районе аал Сафронов, координаты места нахождения 53,039465 90,060232. Визуальное ориентирование – по трассе между аал Абрамов и аал Сафронов, не доезжая аал Сафронов в силосной яме. <адрес> свалки 0,5 га (100м*50м). Примерный объем свалки около 60 м3. Состав отходов: большая часть ТКО (пластиковые отходы, пластиковые, стеклянные и алюминиевые бутылки, пленка, бумажные отходы и др.), древесные отходы, растительные отходы, биологические отходы (останки животных), отходы шин и покрышек автомобильных, другие виды отходов.
ДД.ММ.ГГГГ Минприроды РХ направлено сообщение ООО «Аэросити-2000» о ликвидации несанкционированной свалки, с указанием на необходимость направления в адрес Минприроды РХ информации о проводимых мероприятиях, на которых расположены несанкционированные свалки, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> ООО «Аэросити-2000» направлено уведомление о ликвидации несанкционированной свалки.
На момент разрешения судом настоящего спора по исковому заявлению, поступившему в Аскизский районный суд РХ ДД.ММ.ГГГГ, ни истец, ни ответчик, ни третьи лица ООО «Аэросити-2000», администрация Есинского сельсовета, доказательств ликвидации образовавшейся на данном земельном участке свалки не представили.
В силу ст. 7 Закона об охране окружающей среды к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации, в рамках которых закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 указанного Закона к вопросам местного значения городского, сельского поселения, относятся, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно частям 3 и 4 ст. 14 названного Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункт 18 части 1 статьи 14) к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации. Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Статьей 2 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № - ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в <адрес>» за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 10).
В части 2 статьи 8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Применительно к землям неразграниченной собственности лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, является орган местного самоуправления муниципального района (статья 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, вышеперечисленные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, с учетом внесенных в них изменений, указывают на участие органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами и не содержат прямого указания о возложении на сельские поселения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок.
Поскольку лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированной свалки на территории Есинского сельсовета <адрес> должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.
Из ответа председателя МКУ «Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>» ФИО3 следует, что установить правообладателя земельного участка с кадастровым кварталом 19:05:041010 (53,039465 90,060232) не представляется возможным, поскольку это земельные участки сельскохозяйственного назначения, относящиеся к общей долевой собственности бывших совхозов (ТОО «Есинское»), где собственники долей не оформили свое право надлежащим образом, данный участок относится к государственной не разграниченной собственности.
Согласно информации Главы Есинского сельсовета <адрес> РХ, земельный участок, расположенный от аал Сафронов в 520 м. от моста на юго-запад, находится в долевой собственности ТОО «Есинское», предоставлялся в общую долевую собственность бывшим работникам совхоза «Есинский», никем не выделен, права на него в установленном законом порядке не оформлены.
Из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> следует, что точка координат 53,039465 90,060232 расположена в границах МО Есинский сельсовет.
На основании изложенного, учитывая, что представленными доказательствами подтвержден факт образования свалки на землях Есинского сельсовета <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляется Администрацией муниципального образования <адрес> РХ, учитывая, что в силу положений пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, суд приходит к выводу о возложении обязанности по организации деятельности по ликвидации несанкционированной свалки на территории вышеназванного земельного участка на <адрес> Республики Хакасия.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, органы местного самоуправления должны участвовать в реализации экологической функции, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены обязанности как по созданию условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и по обеспечению проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. Содержание данной компетенции также предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности осуществления организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.
В силу вышеуказанных обстоятельств суд считает доводы ответчика о том, что <адрес> Республики Хакасия является ненадлежащим ответчиком, несостоятельными.
Разрешая требования истца о сроке, в течение которого обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки должна быть исполнена ответчиком, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 ГПК РФ, часть 2 статьи 174 АПК РФ. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Исходя из системного толкования совокупности приведенных норм и разъяснений, учитывая характер обязанности, возложенной судом на ответчика, являющегося органом местного самоуправления, по организации деятельности, связанной с ликвидацией несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке со значительной площадью, учитывая погодные условия, место расположения свалки, зимнее время года, принимая во внимание совокупность приведенных норм и разъяснений, суд приходит к выводу о том, что требуемый срок в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда является недостаточным для исполнения ответчиком указанной обязанности, в связи с чем считает целесообразным установить такой срок в течение одного года с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать <адрес> Республики Хакасия в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать деятельность по ликвидации несанкционированного места размещения отходов производства и потребления, расположенного по адресу: Республики Хакасия, <адрес>, в районе аал <адрес> РХ, расположенные в кадастровом квартале <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий И.В. Райкова