Дело № 2-26/2018 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Александровск ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,
при секретаре Ендальцевой О.В.,
с участием помощника прокурора Габовой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александровске Пермского края гражданское дело по иску прокурора г.Александровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яйвинского городского поселения, межведомственной комиссии администрации Яйвинского городского поселения о признании незаконным заключения межведомственной комиссии,
установил:
Прокурор г.Александровска обратился в суд с иском к администрации Яйвинского городского поселения, межведомственной комиссии о признании незаконным заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности привлечь специализированную организацию для проведения обследования многоквартирного дома по адресу: <адрес>, с целью получения соответствующего заключения.
Мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки по соблюдению требований жилищного законодательства администрацией Яйвинского городского поселения установлено, что ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией при администрации Яйвинского городского поселения вынесено заключение о признании многоквартирного дома <адрес> пригодным для проживания по причине соответствия требованиям, предъявляемым к жилому помещению. ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилого дома межведомственной комиссией. В акте обследования отражено, что дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки, данных о физическом износе здания не имеется. При обследовании выявлены следующие нарушения: шиферная кровля имеет трещины и сколы, наблюдается частичное ослабление крепления элементов кровель к обрешетки, частичное разрушение штукатурного слоя на фасаде дома, на стенах и потолке в подъездах имеются подтеки от протекания кровли. В отношении данного дома имеется заключение консультанта Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому сделан вывод о наличии признаков аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Несмотря на наличие указанного заключения и при отсутствии заключения специализированной организации межведомственной комиссии принято решение о признании многоквартирного дома <адрес> пригодным для проживания, которое нельзя признать объективным и законным.
В судебном заседании прокурор Габова К.С. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика – администрация Яйвинского городского поселения в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями прокурора не согласны.
Представитель ответчика – межведомственная комиссия администрации Яйвинского городского поселения в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений по иску не представили, ходатайства об отложении дела не заявили.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, извещенных надлежащим образом.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ч.2 ст.4 Жилищного Кодекса РФ муниципальные образования являются участниками жилищных правоотношений.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 Положения от 28.01.2006 года N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Пунктами 42 - 47 Положения установлен порядок и процедура проведения оценки соответствия помещения установленным указанным Положением требованиям.
Согласно п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
В силу положений пунктов 33, 34 Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Александровска по обращению жителей дома <адрес> проведена проверка по соблюдению требований жилищного законодательства администрацией Яйвинского городского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией проведено обследование многоквартирного дома по адресу: <адрес>. При обследовании дома выявлены следующие нарушения: шиферная кровля имеет трещины и сколы, наблюдается частичное ослабление крепления элементов кровель к обрешетки, наблюдается частичное разрушение штукатурного слоя на фасаде дома, дверные блоки при входе в подъездные помещения деформированы, двери находятся в нерабочем состоянии, на стенах и потолке в подъездах имеются подтеки от протекания кровли.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес> признан пригодным для проживания, поскольку соответствует требованиям, предъявленным к жилому помещению.
Как следует из заключения Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края №Т от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный в <адрес>, имеет признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Яйвинского городского поселения Инспекцией направлено заключение с просьбой провести межведомственной комиссией оценку соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным Положением от 28.01.2006 г. №47, рассмотреть вопрос о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
При наличии заключения представителей органов, уполномоченных на сведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической безопасности, государственного жилищного надзора о соответствии жилого дома предъявляемым требованиям, имеющейся угрозе безопасному проживанию граждан, наличии оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу и при отсутствии заключения специализированной организации межведомственной комиссии, межведомственная комиссия приняла решение о признании многоквартирного дома № по <адрес> пригодным для проживания.
Кроме того, при проведении обследования межведомственной комиссией допущены нарушения вышеназванного Положения: при проведении обследования многоквартирного дома не присутствовали представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах пожарной, промышленной и экологической безопасности, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости.
Помимо этого, в отношении указного многоквартирного дома имеется акт проверки Инспекции государственного жилищного надзора от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому в результате проверки выявлены нарушения обязательных требований к содержанию общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме. В ходе проверки также выявлены признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. С учётом технического состояния дома, при котором происходит снижение несущей способности и его эксплуатационных характеристик, специалистом Госинспекции сделан вывод о существующей угрозе безопасному проживанию граждан в указном доме.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома по адресу: <адрес> пригодным для проживания, нельзя признать объективным и законным, поскольку оно дано без учёта всех требований, предъявляемых к заключению, при этом установлены обстоятельства, указывающие на несоответствие жилого дома по указанному адресу предъявляемым санитарным, техническим нормам и правилам. Заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ признаётся судом актом, не отражающим фактическое состояние многоквартирного жилого дома.
Учитывая состояние жилого помещения и дома в целом, обстоятельства дела, поскольку в силу ст.210 ГК РФ бремя содержания имущества лежит на собственнике, необходимо возложить на администрацию Яйвинского городского поселения обязанность по привлечению специализированной организации для проведения обследования многоквартирного дома по адресу: <адрес>, с целью получения соответствующего заключения.
Поскольку указанное свидетельствует о нарушении жилищных прав граждан на проживание в многоквартирном жилом доме, отвечающим требованиям безопасности, которое, в свою очередь, обусловило необходимость защиты этих прав избранным заявителем способом, иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Александровска удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ
Возложить на администрацию Яйвинского городского поселения обязанность привлечь специализированную организацию для проведения обследования многоквартирного дома по адресу: <адрес>, для получения заключения по результатам обследования и направления данного заключения в межведомственную комиссию.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна
Судья: Е.Н. Шерстобитова