дело № 2-914/2016 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,
с участием заместителя прокурора г. Александровска Белёва И.П.,
при секретаре Ендальцевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Александровска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению (далее по тексту МБДОУ) «Детский сад №29», администрации Александровского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по установке в образовательном учреждении системы видеонаблюдения,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Александровска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александровского муниципального района о возложении обязанности по финансовому обеспечению мероприятий по оборудованию здания МБДОУ «Детский сад №29» системой видеонаблюдения, к МБДОУ «Детский сад №29» о возложении обязанности по оборудованию образовательной организации системой видеонаблюдения, установив срок для исполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки в дошкольном образовательном учреждении выявлено нарушение требований Федерального закона РФ № 135-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму», п. п. 1, 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», поскольку в МБДОУ «Детский сад №29» отсутствует система видеонаблюдения. Выявленные нарушения существенно снижают уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения, создают условия для совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а именно несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, технического персонала и иных лиц, посещающих учреждение. Неисполнение ответчиками требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад №29» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, указав, что с иском согласны.
Представитель ответчика администрации Александровского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, времени месте рассмотрении дела извещены надлежащим образом, направили письменный отзыв на иск, в котором указали, что здание МБДОУ «Детский сад №29» будет оборудовано системой видеонаблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, с иском не согласились, указав, что финансирование данных работ планируется за счет средств бюджета Александровского муниципального района. Вопрос о выделении финансирования на указанные цели, т.е. на обеспечение деятельности бюджетного учреждения, - это исключительная компетенция собственника имущества учреждения: органов местного самоуправления - Земского Собрания района как органа, утверждающего местный бюджет, и администрации района, как органа, формирующего бюджет и обеспечивающего его исполнение. Считают, что указанный вопрос не может быть решен в судебном порядке, т.к. спор по вопросу оборудования учреждения системой видеонаблюдения отсутствует, а вопрос о финансировании решается в соответствии с нормами бюджетного законодательства. Согласно ст.86 Бюджетного кодекса РФ решения судов не поименованы в числе правовых оснований, из которых возникают расходные обязательства муниципальных образований. Согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ прокуратура и суд не являются участниками бюджетного процесса и не наделены правом определять направление расходования средств местного бюджета. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельности организаций. Просили в иске отказать в полном объеме. Заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона №124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Обеспечение государственной поддержки детства является одной из основ конституционного строя Российской Федерации.
В силу ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства, поэтому соблюдение субъектами права законодательства о безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних граждан является обязательным.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
Частью 13 ст.30 Федерального закона №384-ФЗ от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение ряда требований, в том числе в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п.5.39 СНиП 31-06-2009 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
С учетом изложенного, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что в МБДОУ «Детский сад №29», расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует система видеонаблюдения, что следует из представленной ответчиком информации от ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени МБДОУ «Детский сад №29» системой видеонаблюдения не оснащено, сведений об этом ответчиками не представлено.
Поскольку осуществление образовательным учреждением деятельности в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований нормативно-правовых актов об обеспечении антитеррористической защищенности и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц, суд, установив факт отсутствия системы видеонаблюдения в здании МБДОУ «Детский сад №29», учредителем которого согласно п. 1.5 Устава является администрация Александровского муниципального района, находит обоснованными требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Александровского муниципального района обеспечить финансирование МБДОУ «Детский сад №29» для оборудования системы видеонаблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а МБДОУ «Детский сад №29» обязать оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения в обозначенный выше срок.
Доводы представителя администрации района о том, что вопрос о выделении финансирования на цели обеспечения деятельности бюджетного учреждения, является исключительной компетенцией Земского собрания района и администрации района, выводы суда в этой части не опровергают.
Доводы ответчика о том, что рассматриваемый вопрос не может быть решен в судебном порядке, суд считает несостоятельным, поскольку прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к органам местного самоопределения для обеспечения соблюдения конституционных прав граждан, данным иском прокурор не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, а осуществляет полномочия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации органами и организациями.
Ссылка представителя администрации на то, что в ст.86 Бюджетного кодекса РФ решения суда не поименованы в числе правовых оснований, из которых возникают расходные обязательства муниципального образования, суд полагает ошибочным, поскольку исполнение муниципальной функции осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму» и порядок применения указанных нормативных актов определяется органом местного самоуправления самостоятельно.
Согласно положениям названной выше нормы, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления в целях исполнения и решения вопросов местного значения.
Возложение на ответчиков обязанности по устранению выявленных нарушений требований законодательства будет отвечать вышеуказанным критериям безопасности в образовательном учреждении.
При этом срок, предложенный прокурором для исполнения возложенной на ответчиков обязанности, суд, с учётом обстоятельств дела, находит разумным и достаточным для устранения нарушений.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора г. Александровска удовлетворить.
Возложить на администрацию Александровского муниципального района обязанность по финансовому обеспечению мероприятий по оборудованию здания МБДОУ «Детский сад №29», расположенного по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения.
Обязать МБДОУ «Детский сад №29», расположенное по адресу: <адрес>, оборудовать образовательную организацию системой видеонаблюдения.
Установить срок для исполнения обязанностей - до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).
Судья: Шерстобитова Е.Н.
Копия верна.
Судья Е.Н.Шерстобитова