ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Аскиз 15 декабря 2014 г.
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.Н.,
с участием Челтыгмашева В.Д., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,
советника отдела - инспекции по охране культурного наследия Министерства культуры Республики Хакасия Тараканова В.В.,
представителя Министерства культуры Республики Хакасия Антоновой Т.А.,
при секретареАхпашеве Н.В.,
рассмотрев материалы административного дела, возбужденного в отношении Челтыгмашева В.Д. по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
07 октября 2014 г. советником отдела инспекции по охране культурного наследия Министерства культуры Республики Хакасия Таракановым В.В. в отношении Челтыгмашева В.Д. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, за нарушение требования государственной охраны объектов культурного наследия, ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 25.06.2002. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», производство земляных работ 28 июня 2014 г. на участке местности с координатами WGS-84: 54О 19.292"С; 90 О 47.010"В - на территории объекта культурного наследия федерального значения «Курганная группа Уйтаг - 2», поставленного на государственный учет Решением Исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 05.11.1990 г.
В судебном заседании Челтыгмашев В.Д. пояснил, что он является единственным учредителем Фонда возрождения самобытности хакасского народа «Ах хулун». На заседании президиума Совета старейшин Аскизского района 20 июня 2014 г., на котором присутствовала заместитель главы администрации Аскизского района ФИО2., ему было поручено оформить выдел земельного участка из состава земель сельхозназначения Усть-Камыштинского сельсовета с дальней передачей «Фонду возрождения самобытности хакасского народа» для организации традиционных видов деятельности хакасского народа. На территории местности, выделяемого ему участка, с учетом мнения шаманов, и по согласованию с администрацией Аскизского района, он организовал и оплатил установку ритуального столба, который был вкопан 28 июня 2014 г. О том, что на данном участке расположен объект культурного наследия - памятник археологии «Курганная группа Уйтаг - 2», он не знал, так как указанные земли являются землями сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании представитель Министерства культуры Республики Хакасия Тараканов В.В. пояснил, что в ходе проведения выездного заседания комиссии по обследованию объектов культурного наследия и выявления нарушений законодательства в области охраны культурного наследия выявлен факт проведения земляных работ на территории объекта культурного наследия «Курганная группа Уйтаг - 2», в связи с чем в отношении Челтыгмашева В.Д. им был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. Все выявленные нарушения отражены в акте проверки. До того, как столб был вкопан на территории объекта культурного наследия, он просил кадастрового инженера ФИО1 занимавшегося оформлением документов для производства выдела данного земельного участка для Челтыгмашева В.Д., довести до сведения последнего, что на данной территории нельзя производить никакие земляные работы, в том числе вкапывать столбы. Однако, после их беседы, столб был установлен.
Представитель Министерства культуры Республики Хакасия Антонова Т.А. пояснила, что «Курганная группа Уйтаг - 2» решением исполнительного комитета Красноярского краевого совета народных депутатов от 5 ноября 1990 г. включена в список памятников археологии Красноярского края, подлежащих охране в качестве памятника местного значения, в связи с чем, на основании ч. 3.1 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отнесен к объектам культурного наследия федерального значения. В силу ст. 35 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проведение земляных иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются. В данном случае место установки столба является элементом памятника - межкурганным пространством, где может залегать культурный слой, оставшийся после проведения ритуально-поминальных действий, производившихся в древности.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, определив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.
На основании п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с п. 3.1 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего федерального закона, отнесены памятники археологии местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия.
Согласно части 2 статьи 35 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В силу решения Красноярского краевого Совета народных депутатов от 05.11.1990 № 279 «Курганная группа Уйтаг - 2» решением исполнительного комитета Красноярского краевого совета народных депутатов от 5 ноября 1990 г. включена в список памятников археологии Красноярского края, подлежащих охране в качестве памятника местного значения под номером 464.
Постановлением Совета Министров Республики Хакасия от 28.06.1993 г. № 179 «Об утверждении списка паспортизированных памятников истории и культуры Республики Хакасия и постановке их на государственный учет» следует, что Могильник Уйтаг -2 из 38 курганов (в приложении № 213), расположенный в 5,5 км к ЮВ от <адрес> в 100 метрах к ЮЗ от автотрассы у знака 645 км, включен в список паспортизированных памятников истории и культуры Республики Хакасия и поставлен на государственный учет.
Согласно паспорту памятника истории и культуры СССР, Могильник Уйтаг-2 датирован 7-1 в.в. до н.э. - тагарская культура, состоит из 38 курганов с земляными насыпями овальной формы и расположен в 5,5 км к юго-востоку от центральной усадьбы овцесовхоза «Аскизский» и в 100 км к западу от автотрассы <адрес> на участке 64-65 км в 0,15 км к юго-востоку от могильника Уйтаг - 3 (л.д. 10-16).
Согласно акту проверки от 09 июля 2014 г., проведенной на основании приказа Министерства культуры по Республике Хакасия № 79 от 25.08.2014 г., на территории объекта культурного наследия федерального значения «Курганная группа Уйтаг - 2» в центральной его части были произведены земляные работы, а именно установлен столб. Место установки столба является элементом памятника - межкурганным пространством, где может залегать культурный слой, оставшийся после проведения ритуально-поминальных действий, производившихся в древности. В соответствии с учетной документацией памятник находится в 5,5 км к юго-востоку от центральной усадьбы овцесовхоза «Аскизский» (ныне <адрес>).
По данному факту Министерство культуры Республики Хакасия обратилась в ОМВД России по Аскизскому району с просьбой провести проверку и установить лиц, причастных к нарушению требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и их территорий с целью составления протокола об административном правонарушении.
Как следует из объяснения Челтыгмашева В.Д., полученного 15 июля 2014 г., с соблюдением процедуры, предусмотренной КоАП РФ, следует, что 20 июня 2014 г. в ходе заседания Президиума Совета старейшин Аскизского района, было принято решение о поддержании его инициативы о создании фонда возрождения самобытности хакасского народа «Ах хулун», где ему было поручено оформить выдел земельного участка из состава земель сельхозназначения Усть - Камыштинского сельсовета с дальнейшей передачей «Фонду возрождения самобытности хакасского народа». После чего он оформил выдел земельного участка по адресу: <адрес> из земель сельхозназначения площадью <данные изъяты> кв. м. После оформления земельного участка 28.06.2014 г. он вкопал деревянный курган, в пределах данного участка.
Первый заместитель главы муниципального образования ФИО2 допрошенная в качестве свидетеля, суду сообщила, что она присутствовала на заседании Президиума Совета старейшин Аскизского района, где было принято решение о поддержании инициативы Челтыгмашева В.Д. о создании фонда возрождения самобытности хакасского народа «Ах хулун», и ему было поручено оформить выдел земельного участка из состава земель сельхозназначения Усть - Камыштинского сельсовета с дальнейшей передачей «Фонду возрождения самобытности хакасского народа». Челтыгмашев В.Д. 24 июня 2014 г. обратился к Главе Аскизского района с заявлением и 04 августа 2014 г. было принято решение о предоставлении земельного участка в аренду Челтыгмашеву В.Д. из земель сельхозназначения Усть - Камыштинского сельсовета для сельхозпроизводства, с последующим выводом данных земель из категории земель сельхозназначения. Администрация Аскизского района располагала сведениями о том, что на данном земельном участке располагается объект культурного наследия, но охраняемый участок не выделен в натуре, кроме того, Челтыгмашеву В.Д. в аренду был выделен участок в межкурганном пространстве в целях сохранения объекта культурного наследия. Прежде чем вкопать столб на указанном земельном участке, Челтыгмашев В.Д. согласовал свои действия с Администрацией Аскизского района и получил одобрение.
Свидетель ФИО1 суду пояснил, что действительно между ним и Таракановым В.В. имел место разговор о том, что Министерство культуры Республики Хакасия будет возражать против проведения каких-либо работ на территории могильников, но об этом он сообщил Челтыгмашеву В.Д. уже после установки столба.
На основании исследованных доказательств суд приходит к выводу, что факт того, что Челтыгмашев В.Д. в нарушения требований действующего законодательства произвел земляные работы, то есть работы, связанные с разрытием и выемкой грунта, что могло привести к уничтожению культурного слоя на площади и глубину разрытия, на территории объекта культурного наследия федерального значения - «Курганная группа Уйтаг - 2», установлен.
Однако, субъективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, характеризует умысел, то есть лицо, привлекаемое к административной ответственности за указанное правонарушение должно осознавать, что оно нарушает требования охраны объектов культурного наследия, предвидеть вредные последствия своих действий, желать наступления таких последствий или сознательно их допускать либо относиться к ним безразлично, либо предвидеть возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывать на предотвращение таких последствий либо не предвидеть возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как установлено в судебном заседании, Челтыгмашев В.Д. до производства земляных работ на территории объекта культурного наследия федерального значения - «Курганная группа Уйтаг - 2» не располагал сведениями об особом статусе указанного земельного участка, а, именно, о том, что он находится под охранной, и производство каких-либо земляных работ там запрещено. Кроме того, на выполнение земляных работ по установке столба он получил согласие Администрации Аскизского района Республики Хакасия.
При таких обстоятельствах, в действиях Челтыгмашева В.Д. отсутствует субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, а, следовательно, и его состав.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава правонарушения, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Челтыгмашева В.Д., в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Челтыгмашева В.Д., прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток с момента получения копии постановления в Верховный Суд Республики Хакасия.
Судья: Н.Н. Кузнецова