22RS0001-01-2019-000539-61 Гражданское дело № 2-368\2019г.
Решение в окончательной форме
изготовлено 05 июня 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2019 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Качусовой О.В.
при секретаре Алымовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Димитриевой Галины Александровны к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу номер 2 Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Димитриева Г.А. обратилась в Алейский городской суд с иском к ответчикам о признании права на жилое помещение в порядке приватизации, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Истец проживает в военном городке <адрес> по адресу: <адрес>, по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается архивной справкой № от 17.04.2012г. Данное жилое помещение находится в военном городке <адрес>, который до издания Распоряжения Правительства РФ от 11 октября 2011 года номер 1779-р считался закрытым. На основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» истец обратилась к начальнику ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ и начальнику ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлениями о передаче ей в собственность занимаемого по договору социального найма спорного жилого помещения. Вместе с тем, указанными учреждениями отказано в передаче ей в собственность спорной квартиры со ссылками на отсутствие соответствующих правовых оснований и полномочий. Занимаемое ею жилое помещение к числу служебных не относится, приватизация жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 22.02.2017г. № 14-ФЗ является бессрочной. На основании изложенного Димитриева Г.А. просит суд признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
В судебное заседание истец Димитриева Г.А., извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась.
Представитель истца Димитриевой Г.А. – Кононенко Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, поскольку истец всю жизнь работала в ведомствах МО РФ, является пенсионером Министерства обороны РФ, инвалидом, проживает одна, сын ее умер, получила спорную квартиру на законных основаниях, занимает ее одна по договору социального найма, спорное жилое помещение не является служебным, не передано в муниципальную собственность г. Алейска Алтайского края. В связи с изложенным полагает, что истец имеет право на бесплатную приватизацию занимаемой квартиры. Судебные издержки по делу в виде оплаченной госпошлины просила оставить за истцом.
Представители ответчиков ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Территориального отдела № 2 ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Согласно ответа от 15 мая 2019 года №, 2 отдел ФГКУ «Центррегионжилье» возражает против удовлетворения требований к указанному ответчику, поскольку отдел не обладает гражданской процессуальной правоспособностью и не может самостоятельно принимать участие в гражданском процессе. Кроме того, отдел не является собственником спорной квартиры, не является правопреемником 63 КЭЧ, заключавшей с истцом договор найма указанного жилого помещения.
В ответе на судебный запрос 2 отдел ФГКУ «Центррегионжилье» от 17 мая 2019 г. № сообщает, что жилое помещение по адресу: <адрес>, не относится к специализированному жилому фонду, имеет статус постоянного жилого помещения. Димитриевой Г.А. на основании ордера № от 21.10.2001г. Алейской КЭЧ было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> 11.03.2005г. истец подала в жилищную комиссию войсковой части 41659 заявление об обмене указанной квартиры на <адрес> этом же доме. Решением жилищной комиссии заявление Дмитриевой Г.А. (так в документе) было удовлетворено. На распределенное жилое помещение по адресу: <адрес> КЭЧ с Димитриевой Г.А. был заключен договор социального найма № от 25.07.2005г. Сведения об участии Димитриевой Г.А. в программе ГЖС отсутствуют.
Согласно ответа ФГКУ «Центррегионжилье» от 27 мая 2019 года №, данных о том, что Димитриева Г.А.участвовала в Программе ГЖС и получала государственный жилищный сертификат, не имеется.
Согласно возражениям №/б\н от 03 июня 2019 года, представленным ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, просят в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с недоказанностью наличия права истца на участие в приватизации, поскольку не все военнослужащие могут приватизировать жилые помещения, а только те, кто заключил контракт до 1998 года. Существенными доказательствами по данной категории дел являются технический паспорт жилого помещения, справки из управления Росреестра, подтверждающие не использование своего права приватизации, наличие договора социального найма. В материалах дела сведения о статусе квартиры отсутствуют, в связи с чем просят в удовлетворении исковых требований Димитриевой Г.А. отказать, дело рассмотреть без участия представителя ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ.
Учитывая мнение представителя истца Димитриевой Г.А. – Кононенко Н.А., суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, по имеющимся в деле материалам.
Выслушав представителя истца Кононенко Н.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В судебном заседании установлено, что истец Димитриева Г.А. зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной в военном городке <адрес> Алтайского края по <адрес>.
Указанная квартира была предоставлена истцу Димитриевой Г.А. на основании договора социального найма жилого помещения № от 25 июля 2005 года с 63 КЭЧ, на состав семьи 1 человек.
Согласно выписке из поквартирной карточки, Димитриева Г.А. зарегистрирована в указанном жилом помещении с 05.08.2005г. в качестве нанимателя.
Согласно Выписке по лицевому счету спорной квартиры, нанимателем является Димитриева Г.А., количество прописанных – 1, задолженности по оплате коммунальных услуг нет.
Как следует и представленных 2 отделом ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ документов, Димитриевой Г.А. на основании ордера № от 21.10.2001г. Алейской КЭЧ было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> 11.03.2005г. истец подала в жилищную комиссию войсковой части 41659 заявление об обмене указанной квартиры на <адрес> этом же доме (копия заявления имеется в деле) по причине состояния ее здоровья и болезни ног. Решением жилищной комиссии заявление Дмитриевой Г.А. (так в документе) было удовлетворено, что подтверждается выпиской из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части 41659. На распределенное жилое помещение по адресу: <адрес> КЭЧ с Димитриевой Г.А. и был заключен договор социального найма № от 25.07.2005г, правомочность и обоснованность заключения которого никем не оспаривается.
Согласно справки МСЭ-2006 №, выданной 17.09.2007г., Димитриевой Г.А. установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
Справкой № от 28.01.2019г., выданной Министерством обороны РФ, подтверждается, что Димитриева Галина Александровна, ДД.ММ.ГГГГ.р., является пенсионером МО РФ с ДД.ММ.ГГГГ и ее выслуга лет составляет 30 лет, и них календарная выслуга 12 лет, стаж работы 18 лет.
Из представленной копии трудовой книжки Димитриевой Г.А. следует, что последняя с 1967 года до 1997 года состояла в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ, в войсковых частях 45830 (в секретной части), 41659 (проходила действительную военную службу с 1984г. по 1997г.)
Сведения об участии Димитриевой Г.А. в программе ГЖС отсутствуют.
Таким образом, суд полагает установленным, что спорная квартира была предоставлена Димитриевой Г.А. на основании решения уполномоченного органа – жилищной комиссии войсковой части 41659 и договора социального найма, то есть на законных основаниях, которые не были кем-либо оспорены с момента предоставления квартиры – с 2005 года и до настоящего времени.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» под приватизацией жилого помещения понимается бесплатная передача в собственность гражданина РФ на добровольной основе занимаемого им жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно положениям статьи 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1).
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой", жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 года, были предоставлены из государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. в период общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобретаемых указанными гражданами. Таким образом, установление в части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрета на бесплатную приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, не имеет конституционного обоснования и противоречит статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Федеральным законом от 22.02.2017 N 14-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» отменена норма, ограничивавшая срок бесплатной приватизации жилых помещений.
Как усматривается из материалов дела, истец изъявила желание приватизировать вышеуказанное жилое помещение.
Как следует из положений ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Приведенные положения закона свидетельствуют о том, что определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, законом введен запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
Согласно положений п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Из положений ч. 2 ст. 92 ЖК РФ следует, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Согласно сведениям, представленным 27 мая 2019г. № отделением ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, жилое помещение, расположенное по адресу: Алтайский край, <адрес>, предоставлено Димитриевой Г.А. на основании договора социального найма, данных о том, что Димитриева Г.А. участвовала в программе ГЖС и получала Государственный жилищный сертификат, не имеется.
Согласно сведениям №, представленным 14 мая 2019 года архивным отделом администрации г.Алейска Алтайского края, в документах архивного фонда исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов «Протоколы заседаний исполкома городского Совета, решения, принятые исполкомом, материалы к ним» за 1977- ноябрь 1991года, администрации города Алейска «Постановления главы администрации города» за ноябрь 1991-2005 годы сведения о включении <адрес>, находящейся по адресу: г.<адрес>, в число служебных жилых помещений Алейского гарнизона, отсутствуют.
Согласно справки № от 14.05.2019г. Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Алейска Алтайского края, в реестре объектов муниципальной собственности спорная квартира отсутствует.
Из материалов дела следует, что в последующем нормативные акты уполномоченных органов о включении данного жилого помещения в число помещений специализированного жилого фонда не принимались, доказательств обратного ответчиками не представлено.
Истец Димитриева Г.А. зарегистрирована и проживает в спорной квартире с 05.08.2005г. и до настоящего времени, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки от 13.02.2019г. Абонентского пункта ООО «ГУЖФ». До указанного времени была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>.
Из представленных справок № от 23 января 2019г. и № от 21 мая 2019г., выданных Сибирским филиалом АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» следует, что Димитриева (Волокитина) Г.А. в приватизации с 1991 года до настоящего времени не участвовала.
На основании исследованных доказательств суд приходит к выводу, что <адрес> была предоставлена истцу Димитриевой Г.А. на законных основаниях для постоянного проживания, не имеет статуса служебного жилого помещения, занимается истцом на условиях договора социального найма.
Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года № <адрес> включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года № 1079-р «Изменения, которые вносятся в раздел «Вооруженные Силы Российской Федерации» был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ Алтайский край исключен.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества в Алтайском крае жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень объектов федерального недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за Алейской Квартирно-эксплуатационной части.
Из Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц следует, что Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы номер 2 по г. Чите, внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения Алейской КЭЧ в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 1871 от 17 декабря 2010 года.
Из передаточного Акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 01 апреля 2011 года следует, что Алейской КЭЧ ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ передано имущество, документы, а также права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе, согласно приложения, передан и жилой дом, в котором проживает истец, по <адрес>.
Тип федерального государственного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ изменен на федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2012 года № 422-р.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Исходя из изложенного, истцом правомерно заявлен иск к привлеченным к участию в деле ответчикам.
Оснований для отказа в приватизации данного жилого помещения, предусмотренных ст. 4 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в судебном заседании не установлено, а именно: спорное жилое помещение не находится в аварийном состоянии, не является комнатой в общежитии, в доме, расположенном в закрытом военном городке, а также не является служебным жилым помещением, предоставлено истцу для постоянного проживания по договору социального найма.
Доказательств обратного ответчиками в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суду не представлено.
Приватизировать государственное жилье совершеннолетний гражданин может только один раз, данное правило закреплено в статье 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Из исследованных в судебном заседании письменных доказательств установлено, что истец ранее не принимал участия в приватизации.
Согласно Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 05.02.2019г. №, сведения о наличии у Димитриевой Г.А. на территории Российской Федерации недвижимого имущества отсутствуют.
Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную) о чем указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии с Примерным Положением о бесплатной приватизации жилищного фонда Российской Федерации, утвержденным решением коллегии Комитета Российской Федерации по муниципальной хозяйству от 18 ноября 1993 года № 4 для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы:
-заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя;
-документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением;
-справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано;
-в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Примерного положения, документ органов опеки и попечительства.
Данные документы имеются в материалах дела. Истец изъявила желание участвовать в приватизации занимаемого жилого помещения.
Досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации. В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению Федеральным имуществом», а также п.п. 68 п. 7 «Положения о Министерстве обороны Российской Федерации», утвержденного Указом Президента российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, на Министерство обороны РФ возложены полномочия по распоряжению жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением.
Вследствие изложенного суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований о признании за Димитриевой Г.А. права собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: <адрес>.
Согласно Выписке из технического паспорта, составленного Сибирским филиалом АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (Алейское отделение) 04 февраля 2019 года, общая площадь квартиры по адресу: <адрес>, составляет 31 кв. метр, жилая площадь – 16,9 кв. метров.
С учетом позиции истца о возложении понесенных судебных расходов на нее суд в соответствии со ст. 98 ГПК РФ не взыскивает оплаченную государственную пошлину с ответчиков в пользу истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Димитриевой Галины Александровны удовлетворить.
Признать за Димитриевой Галиной Александровной право собственности в порядке приватизации на квартиру общей площадью 31,0 кв. метр, расположенную по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течение месяца с момента его изготовления в окончательном виде.
Председательствующий судья: Качусова О.В.
Решение не вступило в законную силу