№ 12-1695/22
Басманный районный суд г. Москвы
107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 11
РЕШЕНИЕ
12 октября 2022 года город Москва
Судья Басманного районного суда города Москвы Васин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «ТехИнжПром» Котельникова А.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Строгонова Д.В. (Департамент) № 0401-2774/2021/ЦАО от 02 декабря 2021 года, которым ООО «ТехИнжПром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.39 Закона города Москвы от 21.11.2007 года №45 «Кодекс об административных правонарушениях» (КоАП Москвы),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица Департамента № 0401-2774/2021/ЦАО от 02 декабря 2021 года ООО «ТехИнжПром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.39 КоАП Москвы, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, по доводам жалобы, указав на то, что должностным лицом при вынесении постановления не принято во внимание, что работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Москва, Новорязанская ул., д. 36 ООО «ТехИнжПром» по договору № КР-006268-21 заключенному 19.05.2021 с ФКР Москвы, выполнялись на основании утвержденной проектно-сметной документации, в том числе Проекта производства работ на объекте капитального строительства по указанному адресу, согласованного в том числе Управой и ГБУ Жилищник Басманного района, а также ордера № 21010275 на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов (включая строительные леса) от 28 июня 2021 года, выданного ОАТИ г. Москвы. Согласно Ситуационного плана, являющегося частью ППР (лист 25), временная площадка для складирования материалов находилась на расстоянии 33,7 метров от места проведения работ. В ходе монтажа строительных лесов элементы их конструкции в соответствии с п. 3.3. ППР были перемещены непосредственно к месту их установки по периметру здания, а именно: на парапет и газон вокруг здания. Иным способом выполнить эти работы технически не представляется возможным. Складирование строительных материалов в месте возведения лесов обществом не осуществлялось. Общество ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекалось.
Заявитель в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по доверенности Конотопчик К.И. в судебном заседании против удовлетворения жалобы, а равно отмены постановления возражал.
Ознакомившись с жалобой, выслушав свидетеля, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ст. 4.39 КоАП Москвы предусмотрена за нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил и требований в области охраны окружающей среды -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - сумма прописью; на юридических лиц - сумма прописью.
Согласно ст. 2 Закона города Москвы № 17 от 05.05.1999 «О защите зеленых насаждений» защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.
Обязанности граждан и юридических лиц при осуществлении требований по защите зеленых насаждений установлены статьей 7 Закона города Москвы № 17 от 05.05.1999 «О защите зеленых насаждений», а именно граждане и юридические лица обязаны: обеспечивать сохранность зеленых насаждений, на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное у бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях; На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается: складирование различных грузов, в том числе строительных материалов; повреждать или уничтожать зеленые насаждения, за исключением случаев, установленных статьей 3 настоящего Закона; производить другие действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Лица, имеющие права на земельный участок, принимают на охрану и содержание находящиеся на нем зеленые насаждения, и несут ответственность в соответствии с главой 6 настоящего Закона.
В соответствии с п. 9.3 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП, на озелененных и природных территориях запрещается складировать любые материалы.
Согласно п. 9.8 Правил при производстве строительных и иных видов работ строительные и другие организации обязаны в том числе: не складировать строительные материалы и не устраивать стоянки машин и автомобилей на газонах, а также на расстоянии ближе 2,5 м от дерева и 1,5 м от кустарников. Складирование горючих материалов производится не ближе 10 м от деревьев и кустарников.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является специально уполномоченным органом города Москвы по защите зеленых насаждений.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела в адрес Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы поступило обращение гражданина Болотина от 02.08.2021 с информацией о проведении работ по реконструкции/капитальному ремонту здания по адресу: Москва, Новорязанская ул., д. 36, с нарушением Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы. К обращению приложены фотоматериалы, подтверждающие, что на вышеуказанной озелененной территории проводятся работы по реконструкции/капитальному ремонту здания, в ходе которых допущено складирование строительных материалов на озелененной территории.
В ходе осмотра территории 12.08.2021 инспектором Департамента установлено, что по адресным ориентирам: Москва, Новорязанская ул., д. 36, проводятся работы по реконструкции/капитальному ремонту здания по адресу: Москва, Новорязанская ул., д. 36, с нарушением требований природоохранного законодательства, а именно: допущено складирование строительных материалов на озелененной территории.
Согласно п. 1 и п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 29.12.2014 № 834-ПП «Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы» ФКР Москвы является региональным оператором капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории города Москвы, и действует в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами города Москвы.
Капитальный ремонт общего имущества в МКД города Москвы осуществляется в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в МКД на территории города Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 № 832-ПП «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы», в которую в том числе и включен указанный МКД.
ФКР Москвы, выполняя обязанности регионального оператора, проводит отбор подрядных организаций для проведения капитального ремонта общего имущества в МКД в порядке и на условиях, которые определены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
По результатам электронного аукциона между ФКР Москвы (Заказчик) и ООО «ТЕХИНЖПРОМ» (Генподрядчик) заключен договор от 19.05.2021 № КР-006268-21 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Москва, Новорязанская ул., д. 36.
Согласно п. 2.2.1 Договора Генподрядчик несет полную ответственность за выполнение работ по Договору, в соответствии с действующими в Российской Федерации нормативно-правовыми и нормативно-техническими актами.
В соответствии с п. 2.2.2 Договора Генподрядчик полностью понимает и осознает характер и объемы работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет происходить выполнение работ.
На основании п. 6.1.2 Договора Генподрядчик обязан выполнить все работы по настоящему Договору собственными силами и/или силами привлеченных субподрядных организаций, в соответствии с условиями настоящего Договора, проектной и сметой документацией, строительными нормами, правилами, стандартами, правилами техники безопасности, охраны труда, антитеррористическими мероприятиями, требованиями миграционного контроля, правилами пожарной безопасности, правилами по охране зеленых насаждений, иными нормативно-правовыми документами, действующими на территории Российской Федерации.
Согласно п. 6.1.6 Договора Генподрядчик обязан обеспечить в ходе выполнения работ выполнение мероприятий по технике безопасности, охране окружающей среды, пожарной безопасности, по антитеррористической безопасности.
В соответствии с п. 6.1.13 Договора Генподрядчик обязан нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Субподрядными организациями.
Согласно графику производства и стоимости работ, ремонт фасада производился в период с июня по сентябрь 2021. Работы начаты в соответствии с подписанным актом открытия работ по объекту по договору от 19.05.2021 № КР-006268-21.
Таким образом, ООО «ТехИнжПром» допустило нарушение правил и требований в области охраны окружающей среды, выразившееся в складировании строительных материалов на озелененной территории, что является нарушением требований Закона города Москвы № 17 от 05.05.1999 «О защите зеленых насаждений». Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП.
В этой связи действия (бездействия) ООО «ТехИнжПром» квалифицированы административным органом по ст. 4.39 КоАП Москвы. 05.10.2021 года составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела, 02.12.2021 года должностным лицом Департамента вынесено постановление о назначении ООО «ТехИнжПром» административного наказания.
Факт совершения ООО «ТехИнжПром» административного правонарушения и его виновность в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.5.1 КоАП РФ, подтвержден совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно судом исследованы:
- постановление о назначении административного наказания; определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении; определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрения по подведомственности; протокол об административном правонарушении; выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ТехИнжПром»; уведомление о времени и месте составления протокола; Устав общества; договор на выполнение дополнительных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов от 19.05.2021, с приложением графика производства и стоимости работ; акт открытия работ; определение об истребовании сведений; протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, с приложением фотофиксации; определение о возбуждении дела об административном правонарушении.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностным лицом Управления в рамках выполнения им служебных обязанностей, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Действиям (бездействию) ООО «ТехИнжПром» дана верная юридическая оценка по ст. 4.39 КоАП Москвы.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.
Судом также исследованы представленные защитником: проект производства (проведения) работ на монтаж ограждения строительной площадки, устройство бытового городка и монтаж строительных лесов; ордер на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов от 28.06.2021.
Должностное лицо, в чьем производстве находилось указанное дело об административном правонарушении приняло процессуальное решение, исследовав все обстоятельства дела и подтверждающие их доказательства, вопреки доводам заявителя.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ООО «ТехИнжПром» имелась возможность для соблюдения законодательства, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, доводы защитника о невиновности ООО «ТехИнжПром» в совершении вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст.4.39 КоАП Москвы, суд считает необоснованными, поскольку опровергается представленными материалами дела, которыми установлен факт нарушения обществом правил и требований в области охраны окружающей среды, выразившееся в складировании строительных материалов на озелененной территории, что является нарушением требований Закона города Москвы № 17 от 05.05.1999 «О защите зеленых насаждений». Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем они являются допустимыми доказательствами.
Согласно ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление; адрес, дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья названного Кодекса, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Постановление административного органа о назначении административного наказания об административном правонарушении соответствует вышеуказанным требованиям административного законодательства.
Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением должностного лица, не является основанием к его отмене, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем же случае, как следует из материалов дела, достоверно установлено и нашло свое подтверждение, что при производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ООО «ТехИнжПром» в пределах санкции ст. 4.39 КоАП Москвы в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, характера совершенного административного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Строгонова Д.В. (Департамент) № 0401-2774/2021/ЦАО от 02 декабря 2021 года, которым ООО «ТехИнжПром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.39 Закона города Москвы от 21.11.2007 года №45 «Кодекс об административных правонарушениях» (КоАП Москвы) оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения решения.
Судья А.А. Васин
1