Дело № 2 - 2946/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2012 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Матушевской Е.П.,
с участием представителя истца КГКУ «ЦЗН г.Ачинска» Тимошичевой О.М., действующей на основании доверенности,
ответчика Хаджиевой Т.М.,
при секретаре Усковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Красноярского краевого казенного учреждения « Центр занятости населения города Ачинска» к Хаджиевой Т.М. о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Ачинска» (далее КГКУ «ЦЗН г.Ачинска») к Хаджиевой Т.М. о взыскании необоснованно полученных бюджетных средств в виде гранта на осуществление предпринимательской деятельности в размере 300000 рублей. Требования мотивированы тем, что 09.11.2011 года между КГКУ «ЦЗН г. Ачинска» и Хаджиевой Т.М. в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае на 2011-2013 годы», было заключено соглашение, на основании которого ответчицей взяты обязательства по разведению высокопродуктивных овец. 30.05.2012 года в ходе проверки было выявлено, что ответчицей деятельность осуществляется не в полном объеме, наличие строительных материалов и овец не соответствует количеству, указанному в отчетных документах, в связи с чем, ответчица обязана возвратить сумму субсидии в полном размере (л.д. 2-3).
Ачинский межрайонный прокурор, извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.
Представитель КГКУ «ЦЗН г. Ачинска» Тимошичева О.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила дополнительно, что при проверке 30 мая 2012 года деятельности Хаджиевой Т.М. было установлено, что она фактически предусмотренной бизнес-планом деятельностью занимается, однако количество имеющихся овец и строительных материалов, приобретенных на средства гранта, не соответствует тому количеству, которое было ею указано в представленных в декабре 2011 года документах. По рабочим местам вопросов не было. После обращения прокурора в суд они осуществили дополнительные проверки для уточнения количества, в ходе которых было установлено наличие леса круглого в размере 24,08 м.куб., овец в количестве 40 шт., баранов – 3 шт., а также что на строительство загона и кошары потрачено пиломатериалов в количестве 8 м. куб. Фактически Хаджиевой Т.М. построена только одна кошара, загон для овец. Лес круглый имеется в наличии на участке, но в меньшем размере. Учитывая, что прошло более полугода со дня предоставления гранта, а весь строительный материал не закуплен и не использован по назначению, полагает, что деятельность в полном объеме не производится, в связи с чем, считает необходимым взыскать сумму 300000 руб., т.к. фактически все действия не выполнены, независимо от того, что все закуплено полностью. Считает, что в данном случае необходимо руководствоваться п.3.1 п.п. «д» Соглашения о предоставлении гранта и п.4 п.п. «д» Порядка и условий организации и проведения конкурса по отбору проектов безработных граждан для предоставления грантов - фактическое неосуществление деятельности.
Ответчица Хаджиева Т.М. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что бизнес-план был составлен ею и предоставлен в КГКУ «ЦЗН г. Ачинска» летом 2011 года, где его проверяли. С учетом замечаний бизнес-план был дооформлен и сдан на комиссию в Красноярск. Она полагала, что в случае согласования ее бизнес-плана денежные средства будут выделены не позднее сентября, однако фактически они были выделены только в декабре 2011 года. По условиям Соглашения она была обязана в месячный срок после получения денег закупить все строительные материалы на строительство кошары, овец, а также отчитаться перед ЦЗН о затраченных деньгах. В связи с тем, что в зимний период строиться нельзя, а условия Соглашения требовалось соблюдать, им пришлось приобретенных овец разместить временно у родителей супруга. Т.к. была очень холодная зима, а овцы были ослаблены переездом, то они заболели, приходилось их лечить, но несколько овец умерло. По незнанию она этот факт отразила только в книге падежа, при этом всем умершим овцам диагноз ставил ветеринар–консультант, но справок у него сразу не взяли, а в настоящее время он их не дает. В апреле овец перевезли, где на принадлежащем ей земельном участке возле дома была временно построена кошара и загон. Там овцы содержатся и в настоящее время, их также выгоняют на пастбище. Они планируют построить постоянные кошары на другом земельном участке и перенести туда уже имеющуюся кошару, поэтому часть леса и пиломатериалов оставили на хранение у продавца. У ответчицы кроме земельного участка, на котором расположена кошара, есть свои паи на землю, в счет которых она согласовывает возможность предоставления территории бывшего гаража и складов СХПК. Однако оформление земельных участков занимает очень много времени и вопрос по ним пока не решен, хотя они обращались везде. При составлении бизнес-плана она указывала, что земельные участки еще не оформлены, прикладывала свидетельства о праве собственности на паи. Не согласна с тем, что деятельность не осуществляется. Просила в иске отказать, т.к. они осуществляют деятельность по разведению овец и желают ее продолжать.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Постановлением Правительства Красноярского края от 20.11.2010 года №577-п была утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае" на 2011 - 2013 годы (далее – Программа).
П.2.1 Программы содержит указание на то, что в соответствии с решениями Президента и Правительства Российской Федерации, а также планом действий по внедрению "Системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа" развитие субъектов малого и среднего предпринимательства является приоритетной государственной задачей.
Одной из задач является поддержка субъектов малого и (или) среднего, в том числе молодежного предпринимательства.
Согласно п.3 Программы, поддержка создаваемых субъектов малого предпринимательства осуществляется, в том числе путем предоставление на конкурсной основе грантов на осуществление предпринимательской деятельности безработным гражданам, в том числе прошедшим обучение по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения. Размер предоставляемой поддержки не может превышать 300 тыс. рублей по одному проекту. Распорядителями бюджетных средств для предоставления грантов на осуществление предпринимательской деятельности безработным гражданам - победителям конкурса по отбору проектов безработных граждан для предоставления грантов на осуществление предпринимательской деятельности являются краевые государственные учреждения службы занятости населения.
Порядок и условия организации и проведения конкурса по отбору проектов безработных граждан для предоставления грантов на осуществление предпринимательской деятельности, перечень расходов, на финансирование которых предоставляются гранты, порядок и условия предоставления грантов на осуществление предпринимательской деятельности победителям конкурсного отбора, порядок предоставления отчетности об использовании грантов возврата средств в краевой бюджет получателями грантов, устанавливаются согласно приложению N 3 к Программе( далее – Порядок);
Грант предоставляется победителю конкурсного отбора на основании приказа центра занятости населения и при наличии утвержденных центру занятости населения лимитов бюджетных обязательств в течение 21 дня с даты издания приказа центра занятости населения(п.3.8 Порядка).
Грант считается предоставленным получателю гранта в день перечисления финансовых средств с лицевого счета центра занятости населения на расчетный счет получателя гранта.
После выплаты гранта победитель конкурсного отбора в течение 30 дней с момента перечисления гранта представляет в центр занятости населения копии следующих документов:
а) платежных документов, подтверждающих осуществление платежей (в том числе авансовых): счетов-фактур (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда счет-фактура может не составляться поставщиком (исполнителем, подрядчиком), в случае безналичного расчета - платежных поручений, в случае наличного расчета - кассовых (товарных) чеков и (или) квитанций к приходным кассовым ордерам или квитанций - бланков строгой отчетности;
(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 12.07.2011 N 411-п)
б) копий документов, подтверждающих получение товаров (выполнение работ, оказание услуг): товарных (товарно-транспортных) накладных, актов приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг);
в) копий актов о приеме-передаче объектов основных средств и инвентарных карточек (инвентарных книг) учета объектов основных средств.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что грант подлежит возврату в краевой бюджет получателями грантов в следующих случаях и размерах:
а) представление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных на получение гранта - в размере суммы, на которую получатель гранта представил недостоверные сведения;
б) невыполнение обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование гранта - в размере суммы, на которую получатель гранта не представил подтверждающие документы;
в) несоответствие фактически осуществляемой предпринимательской деятельности виду деятельности, указанному в приказе Агентства, - в полном объеме;
г) ликвидация юридического лица, учредителем (соучредителем), которого выступал получатель гранта, выход получателя гранта из состава учредителей юридического лица или прекращение получателем гранта деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ранее предусмотренного в соглашении срока - в полном объеме;
(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 12.07.2011 N 411-п)
д) фактическое неосуществление предпринимательской деятельности без ликвидации юридического лица, учредителем (соучредителем) которого являлся получатель гранта, без выхода получателя гранта из состава учредителей юридического лица или без прекращения получателем гранта деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - в полном объеме;
(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 12.07.2011 N 411-п)
е) невыполнение обязанности по представлению документов, подтверждающих полное и целевое использование собственных денежных средств - в полном объеме.
(пп. "е" введен Постановлением Правительства Красноярского края от 22.05.2012 N 227-п)
Центр занятости населения издает приказ о возврате гранта в полном объеме или частично в краевой бюджет и в течение 5 дней направляет его получателю гранта.
Получатель гранта в течение 10 дней со дня получения приказа о возврате гранта обязан произвести возврат в краевой бюджет средств в сумме, указанной в приказе о возврате гранта.
В случае если получатель гранта не возвратил средства в сумме, указанной в приказе о возврате гранта в установленный срок или возвратил их не в полном объеме, центр занятости населения обращается в суд о взыскании указанных средств в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Хаджиева Т.М. участвовала в конкурсе по отбору проектов безработных граждан для предоставления грантов на осуществление предпринимательской деятельности. Ею был выполнен бизнес-план «Сельскохозяйственное предприятие по разведению высокопродуктивных овец» (л.д.4-22).
По данному бизнес-плану Хаджиева Т.М. на сумму гранта 300000,00 руб. должна была приобрести овцематок в количестве 50 голов, баранов в количестве 2 головы, пиломатериал обрезной 15 м.куб., лес круглый 48 м.куб. (л.д.19), построить кошары, загоны.
Хаджиева Т.М. была признана победителем конкурсного отбора в соответствии с приказом агентства труда и занятости населения Красноярского края от 03.11.2011 года и 09.11.2011 года между нею и КГКУ «ЦЗН г. Ачинска» было заключено Соглашение о предоставлении гранта на осуществление предпринимательской деятельности (л.д.23-28, 125-130).
По данному Соглашению Хаджиевой Т.М. предоставлялся грант в размере 300000,00 руб. Она в свою очередь была обязана в течение 20 дней зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а также отчитаться перед КГКУ «ЦЗН г. Ачинска» за целевое использование гранта в течение 30 дней с момента получения денежных средств (п.2.1.6 Соглашения).
16.11.2011 года Хаджиева Т.М. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем ею получено свидетельство (л.д.29).
28.11.2011 года КГКУ «ЦЗН г. Ачинска» был издан приказ о выплате Хаджиевой Т.М. гранта в сумме 300000 руб.(л.д.33).
В установленный Порядком и Соглашением срок Хаджиевой Т.М. были предоставлены в КГКУ «ЦЗН г. Ачинска» документы, подтверждающие приобретение ею овцематок в количестве 50 голов, баранов в количестве 2 головы, пиломатериал обрезной- 15 м.куб., лес круглый - 48 м.куб. (л.д.68) на общую сумму 300000,00 руб., а также трудоустройство работников (л.д.69-94).
Согласно п.2.2.5 КГКУ «ЦЗН г. Ачинска» осуществляет проверку исполнения условий Соглашения и целевого использования гранта на осуществление предпринимательской деятельности, в том числе путем посещения места осуществления предпринимательской деятельности.
30 мая 2012 года КГКУ «ЦЗН г. Ачинска» было осуществлено посещение места осуществления предпринимательской деятельности Хаджиевой Т.М. с целью контроля лица, получившего грант, по итогам проверки был составлен акт (л.д.95-96).
В ходе проверки было установлено, что индивидуальный предприниматель Хаджиева Т.М. осуществляет предпринимательскую деятельность, вид деятельности соответствует виду деятельности, указанному в Соглашении о предоставлении гранта, однако продукция, приобретенная на сумму гранта, имеется не в полном объеме.
02 июля 2012 года КГКУ «ЦЗН г. Ачинска» было осуществлено повторное посещение места осуществления предпринимательской деятельности Хаджиевой Т.М. с целью контроля лица, получившего грант, по итогам проверки был составлен акт (л.д. 104).
В ходе проверки было установлено, что фактически имеется 3,03 м.куб. пиломатериала обрезного из которого выстроена кошара и загон, лес круглый в количестве 24,08 м.куб., овцематки- 30 голов, баран -1. Ответчица с указанным количеством не согласна (л.д.104 оборот).
Представитель КГКУ «ЦЗН г. Ачинска» пояснила в судебном заседании, что проверка проводилась специалистами центра, при этом ими было подсчитано количество пиломатериала, затраченного на строительство, в единицах, а потом по телефону получена консультация о правилах перевода в м.куб., что и было сделано. Согласна с тем, что данный объем установлен примерно, т.к. специальных познаний у представителей КГКУ «ЦЗН г. Ачинска» об определении объема пиломатериала не имеется.
Учитывая данные обстоятельства, а также принимая во внимание возражения ответчицы, судом КГКУ «ЦЗН г. Ачинска» было предложено провести дополнительную проверку с участием соответствующих специалистов.
Актом от 23.07.2012 года с участием заведующей Преображенским ветеринарным пунктом, заместителем руководителя КГКУ «Ачинское лесничество» было установлено наличие овцематок 40 голов, баранов - 3, леса круглого в размере 24,08 м.куб.(л.д.109).
Актом от 07.08.2012 года с участием директора ООО «ЛесСтройЦентр» было установлено, что на строительство кошары и загона использовано пиломатериала обрезного в количестве 8 м.куб.(л.д.109).
С указанными в актах цифрами ответчица согласна.
Из представленной ответчицей справки ООО «Орион» следует, что лес круглый в количестве 24 м.куб., обрезной 7 м.куб. находится у продавца на хранении(л.д.118).
В период с 20.12.2011 года по 17.04.2012 года произошел падеж овец в количестве 9 голов, что подтверждается записями в журнале, а также свидетельскими показаниями (л.д.119-120).
Так свидетель М. пояснила в судебном заседании, что после выделения денежных средств ее невестка Хаджиева Т.М. и ее сын Хаджиев Г.П. закупили овец, строительные материалы. Т.к. была очень холодная зима, а кошары они не успели построить, то овцы были размещены у нее и находились там до апреля 2012 года. В связи с тем, что было очень холодно, при переезде овцы простыли и заболели. Им приходилось вызывать на консультацию ветеринарного врача и лечить овец. Не смотря на хороший уход, несколько животных погибло. Надлежащим образом гибель животных они не оформили по незнанию. В настоящее время овцы находятся у истицы. Там построена кошара, загон, овцы пасутся на выгуле. В настоящее время решается вопрос о получении Хаджиевыми дополнительного земельного участка, где будет расположена большая теплая кошара. На участке возле дома будет построена небольшая теплая кошара для маленьких овец, взрослым овцам теплая кошара не требуется. Хаджиевы желают заниматься данным делом.
Свидетель И. пояснила, что в собственности ее дочери Хаджиевой Т.М. имеется земельный участок, на котором построена кошара, загон для овец. Также у нее в собственности имеются земельные паи, и она занимается получением дополнительного земельного участка в счет этих паев. Однако решение данного вопроса требует большого количества времени. В связи с чем, они решили построить временно маленькую теплую кошару на имеющемся участке. Для помощи в строительстве приехали родственники.
Свидетель Х. пояснил, что деятельность по разведению овец ведется, из части закупленного материала построена кошара и загон для овец, поголовье увеличивается за счет молодняка. Планируется после решения вопроса по земельному участку уже на новом месте построить из оставшегося материала кошары, а также перевезти туда имеющиеся постройки. Он занимается вопросом предоставления земельного участка, даже обращался в Красноярск с просьбой оказать помощь. В сельсовете получено согласие на передачу в аренду или в счет имеющихся у супруги паев территории бывшего СХПХ Лапшихинский. В настоящее время необходимо осуществить межевание участка.
В судебном заседании также установлено, что Хаджиевой Т.М. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 2851 кв.м., доли в праве собственности на другой земельный участок (л.д.116-117). Также супругом ответчицы подано заявление в Администрацию Ачинского района о предоставлении в аренду еще одного земельного участка, согласованное с главой администрации Лапшихинского сельсовета (л.д.145). Вопрос о предоставлении земли в аренду до настоящего времени не решен.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что после получения гранта на осуществление предпринимательской деятельности Хаджиева Т.М. зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, на выделенные по гранту денежные средства закупила овец и строительные материалы в полном объеме, предусмотренном бизнес-планом, предоставила все необходимые документы в КГКУ «ЦЗН г. Ачинска», осуществила строительство кошары, загона для овец, осуществляет уход за животными, совершает действия, направленные на получение дополнительного земельного участка. Данные обстоятельства не оспариваются представителем истца, факт осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с условиями гранта отражен в акте от 30 мая 2012 года.
Как указано ранее, пунктом 4 Порядка предусмотрено, что грант подлежит возврату в полном объеме в краевой бюджет получателями грантов в случае фактического неосуществления предпринимательской деятельности без ликвидации юридического лица, учредителем (соучредителем) которого являлся получатель гранта, без выхода получателя гранта из состава учредителей юридического лица или без прекращения получателем гранта деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Данное положение также предусмотрено Соглашением о предоставлении гранта на осуществление предпринимательской деятельности от 09.11.2011 года.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, принимая во внимание, что бизнес-планом не установлены сроки осуществления строительства, а также, что деятельность фактически осуществляется, и ни Порядком, ни Соглашением не предусмотрен возврат гранта в случае осуществления деятельности не в полном объеме, учитывая также время предоставления гранта и риск естественной гибели животных, суд полагает необходимым в удовлетворении требований Ачинского межрайонного прокурора в интересах КГКУ «ЦЗН г. Ачинска» отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ачинскому межрайонному прокурору в интересах Красноярского краевого казенного учреждения « Центр занятости населения города Ачинска» к Хаджиевой Т.М. о взыскании денежных средств отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд.
Судья подпись Е.П. Матушевская