Дело № 2-3706/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2018 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Парфеня Т.В.,
с участием материального истца – Романенко Л.И., ее представителя Макарова М.С., допущенного к участию в деле на основании ходатайства истца,
представителя процессуального истца – помощника Ачинского межрайонного прокурора Касабука Я.В.
при секретаре Шороховой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Романенко Л. И., а также Романенко Л. И. к Управлению образования Администрации г. Ачинска о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Романенко Л.И. к Управлению образования Администрации г. Ачинска о взыскании заработной платы. Исковые требования мотивированы тем, что Романенко Л.И. состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности <данные изъяты>. В период с января по июль 2018 года ответчиком были допущены нарушения в части выплаты заработной платы, начисления и выплата заработной платы производились ниже установленного минимального размера оплаты труда в нарушение ч. 1 ст. 133 Трудовому кодексу РФ и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. Размер задолженности по заработной плате за период с января по июль 2018 года составил 8 498,60 рублей. Просит взыскать с Управления образования Администрации г. Ачинска в пользу Романенко Л.И. задолженность по заработной плате в сумме 8 498,60 рублей (л.д. 2-3).
Романенко Л.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению образования Администрации г. Ачинска о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда. Исковые требования также мотивированы тем, что Романенко Л.И. состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности <данные изъяты>. В период с сентября 2017 г. по июнь 2018 года ответчиком были допущены нарушения в части выплаты заработной платы, начисления и выплата заработной платы производились ниже установленного минимального размера оплаты труда в нарушение ч. 1 ст. 133 Трудовому кодексу РФ и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. Размер задолженности по заработной плате за период с сентября 2017 г. по июнь 2018 года составил 136 862,61 рублей. В связи с чем просит взыскать с ответчика в пользу Романенко Л.И. задолженность по заработной плате в сумме 136 862, 61 рубль, компенсацию за задержку заработной платы в сумме 11 302,68 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей (л.д. 136-139).
Определением Ачинского городского суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация г. Ачинска (л.д. 100).
Определением Ачинского городского суда от 20 сентября 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах Романенко Л.И. к Управлению образования Администрации г. Ачинска и гражданское дело по исковому заявлению Романенко Л.И. к Управлению образования Администрации г. Ачинска соединены в одно производство (л.д. 153).
В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник Ачинского межрайонного прокурора Касабука Я.В. заявленные Ачинским межрайонным прокурором исковые требования поддержала в полном объеме. Указала, что исковые требования Романенко Л.И. о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы подлежат удовлетворению исходя из определенного судом размера задолженности, требования о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению.
В судебном заседании Романенко Л.И., ее представитель Макаров М.С. поддержали требования Романенко Л.И. в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основанию. Требования Ачинского межрайонного прокурора поддержали в части взыскания заработной платы за июль 2018 года.
Представитель ответчика Управления образования Администрации г. Ачинска в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Кроме того представил отзыв по заявленным исковым требованиям в соответствии с которыми возражал против их удовлетворения. Заработная плата, выплачиваемая истцу соответствовала размеру, определенному Региональным соглашением о минимальной заработной плате между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевыми объединениями работодателей, устанавливающим размер минимальной заработной платы в Красноярском крае на 2017 год. С января 2018 года размер заработной платы низкокатегорированных работников определялся ст. 4 Закона Красноярского края о 29.10.2009 г. № 9-3865 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений». Для целей расчета региональной выплаты размер заработной платы для территории г. Ачинска с 01 января 2018 года определен в 11016 рублей. При начислении заработной платы истцу ответчик руководствовался правоприменительной практикой и законодательством Красноярского края (л.д. 24-25).
Представитель третьего лица – Администрации г. Ачинска будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом путем направления судебного извещения в судебное заседание не явился, представил отзыв по заявленным требованиям в соответствии с которым оставил вопрос об их удовлетворении на усмотрение суда (л.д. 106).
Выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.
В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, в силу статей 129, 135, 146, 148 Трудового кодекса РФ коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и районный коэффициент являются компенсационными выплатами (доплатой к заработной плате) и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года №38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 №160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ №49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории г. Ачинска Красноярского края.
Как следует из материалов дела, согласно приказу № 268 – л от 25.09.2007 г. и на основании трудового договора № 50 от 25.09.2007 г. Романенко Л.И. принята на основную работу в ремонтно – эксплуатационную службу Управления образования Администрации г. Ачинска на должность <данные изъяты> начиная с 26.09.2007 г. на неопределенный срок с установлением работнику пятидневной рабочей недели продолжительностью 40 часов (л.д. 6-7).
Разделом 5 трудового договора установлена заработная плата в размере должностного оклада 3887,00 рублей в месяц, а также дополнительных выплат: компенсационного характера за вредные условия труда; районного коэффициента и северной надбавки.
Из представленных расчетных листков и табеля учета рабочего времени за период с сентября 2017 года по июль 2018 года (л.д. 8-19,120-130) следует, что заработная плата начислялась и выплачивалась истцу пропорционально фактически отработанному времени, с предоставлением доплаты до МРОТ, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае с 01.01.2017 в размере 10 592 руб., а с 01.01.2018 с предоставлением региональной выплаты до размера заработной платы в муниципальном образовании город Ачинск, установленной Постановлением администрации города Ачинск от 24.04.2018 №109-п «О внесении изменений в постановление администрации города Ачинска от 09.01.2017 №001-п» в размере 11 016 руб., включающих в себя начисления по районному коэффициенту и процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Между тем, исходя из изложенного выше конституционно-правового смысла положений Трудового кодекса РФ, регулирующих спорные отношения, суд приходит к выводу, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 №82-ФЗ в редакции, действовавшей на 01.07.2017 г. минимальный размер оплаты труда на указанную дату составлял 7 800 руб., с 01.01.2018 г. – 9 489 руб., с 01.05.2018 г. – 11 163 руб.
Таким образом, с учетом начисления на сумму действовавшего в соответствующие периоды МРОТ районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%, при условии выполнения нормы рабочего времени, по состоянию на июль 2017 г. истец должна была получать размер заработной платы в месяц не менее 12 480 руб. (7 800 руб. ? 1,6), с 01.01.2018 – не менее 15 182,40 руб. (9 489 руб. ? 1,6), с 01.05.2018 г. – не менее 17 860, 80 руб. (11 163 х 1.6).
Вместе с тем, как видно из расчетных листов и ведомостей по заработной плате истца, итоговая сумма заработной платы за период с января по июль 2018 года составляла ниже МРОТ с учетом районного коэффициента и северной надбавки, в связи с чем, начислялась и выплачивалась с нарушением требований трудового законодательства (л.д. 8-19).
Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Таким образом, действия ответчика, производившего оплату труда Романенко Л.И. в пределах размера, установленного Законом Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864, но ниже МРОТ, не основаны на законе, сумма фактически выплаченного истице вознаграждения за труд в период с января по июль 2018 года не соответствовала положениям ст. 133 ТК РФ.
В связи с чем, причитающиеся суммы недоначисленной заработной платы подлежат взысканию.
Требований о взыскании денежных средств по иным основаниям стороной истца не заявлено.
Кроме того, на основании ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
При этом, как указано в п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 236 Кодекса суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.
Как следует из п. 7.11 коллективного договора Управления образования Администрации г. Ачинска на 2017 – 2019 годы установлены сроки выплаты заработной платы два раза в месяц – 18 числа расчетного месяца и 03 числа следующего месяца.
Учитывая неполную выплату заработной платы истцу, заявленные требования Ачинского межрайонного прокурора и Романенко Л.И. о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации за задержку выплат законны, обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.
Размер задолженности, и процентов, подлежащих взысканию составляет 9 273, 25 рублей (задолженность) и 572,31 рублей (проценты) согласно следующего расчета:
Период начисления | Нормапо графику (час) | Отработан.Фактически (час) | суммаподлежащая выплате | Суммавыплаченнаяфактически | Задолжен-ность | Процентыпо ст.236 ТК РФ | Отклонения от нормы |
2017 год | срок выплаты 03 число следующего месяца | ||||||
сентябрь | 21 | 5 | 12480,00 : 21 х 5= 2 971,43 | 3 304,81 | 00 | 00 | В период с 01 по 23 сентября 2017 года очередной оплачиваемый отпуск |
октябрь | 22 | 22 | 12480,00 | 18 723,33 | 00 | 00 | |
ноябрь | 21 | 21 | 12480,00: | 13 936,00 | 00 | 00 | |
декабрь | 21 | 21 | 12480,00 | 27 792,12 | 00 | 00 | |
2018 год | |||||||
январь | 17 | 17 | 15182,40 | 14 492,00 | 690,40 | 80,95 | |
февраль | 19 | 19 | 15 182,40 | 14 492,00 | 690,40 | 71,23 | |
март | 20 | 20 | 15 182,40 | 14 492,00 | 690,40 | 61,00 | |
апрель | 21 | 8 | 15182,40 : 21 х 8 = 5 783, 77 | 7 535,23 | 00 | С 05 по 23 апреля 2018 года очередной оплачиваемый отпуск | |
май | 20 | 20 | 17860,80 | 14 492,00 | 3 368,80 | 196,47 | |
Июнь | 20 | 20 | 17860,80 | 14 492,00 | 3 368,80 | 149,25 | |
Июль | 22 | 15 | 17 860,80: 22 х 15 = 12 177,82 | 11 713,37 | 464,45 | 13,41 | С 23 по 31 июля 2018 года очередной оплачиваемый отпуск |
итого: | 9 273, 25 | 572,31 |
Т
Требование истца Романенко Л.И. о начислении всех установленных истцу трудовым соглашением входящих в систему оплаты труда дополнительных выплат на величину МРОТ не отвечает установленному Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года №38-П конституционно-правовому смыслу положений ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, обеспечивающих выплату работнику заработной платы, начисленной работодателем в соответствии с установленной трудовым соглашением системой оплаты труда, в размере не менее МРОТ, установленного одновременно на всей территории Российской Федерации, без учета районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Расчет заработной платы должен производится исходя из должностного оклада, установленного системой оплаты труда у конкретного работодателя. Размер должностного оклада как составляющей заработной платы не приравнен законодателем к минимальному размеру оплаты труда, соответственно может быть и ниже чем МРОТ. Общий размер заработной платы с учетом стимулирующих выплат и надбавок не может быть меньше МРОТА с начисленными районным коэффициентом и северной надбавкой.
Довод ответчика о том, что начисление и выплата заработной платы работникам Управления образования Администрации г. Ачинска производится в рамках выделенных ассигнований в соответствии с установленным с 01 января 2018 года Законом Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864 размере при условии полностью отработанной нормы рабочего времени и выполненной нормы труда (трудовых обязанностей), включающей в себя начисления по районному коэффициенту и северной надбавке, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Установив нарушение трудовых прав истца, учитывая положения п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать в счет компенсации морального вреда Романенко Л.И. 500 рублей.
Таким образом, с Управления образования Администрации города Ачинска в пользу Романенко Л.И. подлежит взысканию 10 345,56 рублей (9 273, 25 рублей + 572, 31 рубль + 500 рублей). В удовлетворении остальной части исковых требований Романенко Л.И. надлежит отказать.
На Управление образования Администрации г. Ачинска, являющееся структурным подразделением администрации города Ачинска и действующее на основании его полномочий в полной мере распространяются положения п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Романенко Л. И. удовлетворить.
Исковые требования Романенко Л. И. удовлетворить частично.
Взыскать с Управления образования Администрации г. Ачинска в пользу Романенко Л. И. задолженность по заработной плате в сумме 9 273 рублей 25 копеек, компенсацию за задержку заработной платы в сумме 572 рубля 31 копейку, компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей, а всего взыскать 10 345 (десять тысяч триста сорок пять) рублей 56 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований Романенко Л. И. отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Т.В. Парфеня
Мотивированное решение изготовлено 09 октября 2018 года