дело №2/1/-32/2021
56RS0005-01-2020-001534-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Абдулино 25 февраля 2021 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Шерстневой Ю.А.,
с участием представителя истца - Кулуевой Р.Ф., действующей на основании доверенности от 04.09.2020 года,
представителя ответчика Умерниковой Н.Н. – Простакова И.О., действующего на основании доверенности от 28.10.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области к Умерниковой Наиле Наильевне о понуждении собственника земельного участка привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с фактически осуществляемой деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением к Умерниковой Н.Н., указав, что отделом земельных отношений Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства на территории муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. Земельный участок находится в частной собственности Умерниковой Наили Наильевны. В результате проведенной проверки установлено, что земельный участок, используемый ответчиком, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №/ИСХ/19-557194, земельный участок находится в частной собственности Умерниковой Н.Н. На земельном участке расположен двухэтажный жилой дом. Фактически на первом этаже вышеуказанного жилого дома располагается магазин, что является нецелевым использованием земельного участка. Также по передней и левой меже данного участка расположено крыльцо и металлический гараж, которые выходят за пределы предоставленного земельного участка. Земельный участок, занимаемый данными объектами не предоставлялся, то есть самовольно занят примерной площадью 27 кв.м. В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков. На основании пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. На данный момент это приказ Министерства экономического развития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок сним». В нарушение вышеуказанных требований ответчик использует земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, не в соответствии с разрешенным использованием участка, а также и без оформленных в установленном порядке документов на землю (земельный участок, занимаемый крыльцом, металлическим гаражом и будкой. <адрес> 27 кв.м.). По результатам проведенной проверки в адрес ответчика были направлены акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № и предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока устранения выявленных нарушений, на что ответчик никаким образом не отреагировал. ДД.ММ.ГГГГ Комитетом имущественных и земельных отношений проведена внеплановая проверка с целью проверки исполнения предписания об устранении выявленного нарушения требования земельного законодательства РФ. В результате проверки установлено, что нарушения не устранены, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ, границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка на территории муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> установлен статьями 11,12,13 Правил землепользования и застройки муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес>». Ответчик не обращалась в администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Истец просил суд обязать Умерникову Н.Н. привести вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № в соответствие с фактически осуществляемой его деятельностью. Обязать ответчика освободить земельный участок, используемый без оформленных в установленном порядке документов на землю, расположенный по адресу: <адрес>.
Впоследствии истец уточнил требования в части требований об освобождении земельного участка и просил суд обязать Умерникову Н.Н. освободить самовольно занятый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (земельный участок, занимаемый крыльцом) общей площадью 12 кв.м, согласно схематическому плану земельного участка на кадастровом плане территории (границы самовольно занятого земельного участка обозначены на схеме красным цветом).
Определением суда от 23.12.2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» и Общество с ограниченной ответственностью «Земля».
Определением суда от 18.01.2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены – Управление капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области и Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области.
В судебном заседании представитель истца - Кулуева Р.Ф. представила письменное заявление об отказе от требований об освобождении самовольно занятого земельного участка, используемого без оформленных в установленном порядке документов на землю, расположенного по адресу: <адрес> (земельный участок, занятый крыльцом, площадью 12 кв.м.). На удовлетворении требований об обязании Умерникову Н.Н. привести вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № в соответствие с фактически осуществляемой его деятельностью настаивала, просила удовлетворить требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Умерниковой Н.Н. – Простаков И.О. не возражал против прекращения производства по делу в части требований об освобождении самовольно занятого земельного участка. В удовлетворении требований администрации об обязании Умерникову Н.Н. привести вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № в соответствие с фактически осуществляемой его деятельностью просил отказать, ссылаясь на незаконность и необоснованность требований.
Истица Умерникова Н.Н. и представители третьих лиц АО «Российский Сельскохозяйственный банк», ООО «Земля», Управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области и Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Определением суда от 25.02.2021 года производство по требованиям администрации муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> к Умерниковой Н.Н. об обязании освободить самовольно занятый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (земельный участок, занимаемый крыльцом) общей площадью 12 кв.м, согласно схематическому плану земельного участка на кадастровом плане территории (границы самовольно занятого земельного участка обозначены на схеме красным цветом) прекращено.
Заслушав представителя истца и представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что 11.12.2019 года специалистами отдела земельных отношений комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области проведен осмотр земельного участка, используемого Умерниковой Н.Н., расположенного по адресу: <адрес>, и установлено, что земельный участок поставлен на государственный учет с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №/ИСХ/19-557194 земельный участок находится в частной собственности Умерниковой Н.Н. На земельном участке расположен двухэтажный жилой дом. Фактически на первом этаже вышеуказанного жилого дома располагается магазин, что является нецелевым использованием земельного участка. Также по передней и левой меже данного участка расположены крыльцо и металлический гараж, которые выходят за пределы предоставленного земельного участка. Земельный участок, занимаемый данными объектами не предоставлялся, то есть самовольно занят примерной площадью 26 кв.м.
По результатам проверки Комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области было направлено в адрес Умерниковой Н.Н. предписание от 12.12.2019 года об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства путем изменения вида разрешенного использования земельного участка и изменения назначения объекта, расположенного на данном земельном участке, и в пользовании участком без правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, путем демонтажа крыльца, металлического гаража и будки в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до12.06.2020 года.
Однако до указанного срока данное требование Умерниковой Н.Н. исполнено не было.
В соответствии со статьей 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, являющийся приложением к решению Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 10.08.2018 года №252, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, отнесенный градостроительным регламентом к перечню основных или вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства без дополнительных согласований и разрешений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 11 Правил.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, отнесенный градостроительным регламентом к перечню условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства, осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства в порядке, предусмотренном статьей 13 Правил.
В статье 58 вышеназванных Правил землепользования и застройки указаны описание зон и виды разрешенного использования земельных участков.
Ж-1 Зона смешанной малоэтажной жилой застройки (1-3 этажа), выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов малоэтажной жилой застройки домами до трех этажей с набором услуг местного значения. Основные виды разрешенного использования: индивидуальные жилые дома (2.1); многоквартирные жилые дома (2.1.1); приусадебные участки (2.2); блокированные жилые дома (2.3); детские сады, центры развития ребенка, иные дошкольные образовательные учреждения (3.5.1); общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) (3.5.2); бульвары, аллеи, скверы, парки (5.0); детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий (5.1). К условно разрешенному виду использования земельного участка относится в том числе: магазины, иные объекты розничной торговли (4.4).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, участку присвоен кадастровый №, стоит на кадастровом учете с площадью 980=/-11 кв.м, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, зарегистрирован на праве собственности за Умерниковой Н.Н. В выписке имеется отметка, что на данный земельный участок зарегистрирована ипотека в силу закона, залогодержателем предмета ипотеки является Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк». Ипотека в силу закона указанного объекта недвижимости зарегистрирована Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации: №. Срок, на который установлено ограничение прав и обременение объектов недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ двухэтажный жилой дом общей площадью 483 кв.м по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, дому присвоен кадастровый №, назначение объекта – жилой дом, зарегистрирован на праве собственности за Умерниковой Н.Н. В выписке имеется отметка, что на данный жилой дом зарегистрирована ипотека в силу закона, залогодержателем предмета ипотеки является Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк». Ипотека в силу закона указанного объекта недвижимости зарегистрирована Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации: №. Срок, на который установлено ограничение прав и обременение объектов недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Умерниковой Н.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», местоположение которого установлено относительно ориентира - жилого дома, расположенного в границах участка, имеющего адрес: <адрес>. Данный участок находится в зоне «Ж1»: зона малоэтажной жилой застройки (1-3 этажа). На указанном земельном участке расположен объект недвижимого имущества - жилой дом, собственником которого также является Умерникова Н.Н.
Представитель истца – Кулуева Р.Ф., ссылаясь на то, что фактически на первом этаже жилого дома располагается магазин, что является нецелевым использованием земельного участка, а поэтому изменение вида разрешенного использования земельного участка должно производиться собственником земельного участка путем обращения в администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка с вида «для индивидуального жилищного строительства» на вид «магазин».
Возражая против заявленных требований, представитель ответчика - Простаков И.О. суду пояснил, что лично Умерникова Н.Н. не осуществляет торговую деятельность в доме, а жилой дом является для нее постоянным местом жительства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 10.02.2021 года индивидуальный предприниматель Умерникова Наиля Наильевна прекратила свою деятельность 27.03.2020 года.
Таким образом, Умерникова Н.Н. является физическим лицом и не имеет статуса индивидуального предпринимателя на момент рассмотрения искового заявления в суде.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Давыдова Вера Ивановна, проживающая по соседству с Умерниковой Н.Н. по адресу: <адрес>, Краснов Евгений Юрьевич, работающий в магазине «Ермак» у ИП Хазиевой Н.А., Ахундов Дмитрий Анатольевич, работающий в магазине «Ермак» у Хазиевой Н.А., подтвердили фактическое проживание Умерниковой Н.Н. в жилом доме по адресу: <адрес>.
Оснований сомневаться и не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку их заинтересованность в разрешении данного спора не установлена, показания свидетелей согласуются между собой, а, кроме того, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, о чем у них отобрана подписка.
Исходя из вышеизложенного, судом установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес>, находится двухэтажный жилой дом, на первом этаже которого располагается магазин «Ермак», принадлежащий ИП Хазиевой Наталье Анатольевне, которая приходится Умерниковой Н.Н. дочерью. На втором этаже дома по сведениям свидетелей, допрошенных в судебном заседании, проживает Умерникова Н.Н.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» под ограничением (обременением) понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).
Из анализа приведенных норм следует, что обременение имущества запрещает собственнику объектов недвижимости осуществлять любые действия, направленные на регистрацию вещных прав в отношении объектов имущества.
В Едином государственном реестре прав недвижимости на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано обременение в виде ипотеки, которое до настоящего времени не снято. Поскольку на имущество сохраняется обременение в виде ипотеки, то имеет место запрет производить какие-либо действия по изменению разрешенного использования в отношении объекта недвижимости – спорного земельного участка.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (пункты 6-9 статьи 1, части 1, 3, 6 статьи 30, статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 - 5 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов (часть 3 статьи 8 Градостроительного кодекса).
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков урегулирован в статье 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного Кодекса.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, принимается главой органа местного самоуправления (с учетом публичных слушаний, либо без проведения таковых). Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3- 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Указанные нормы позволяют сделать вывод о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка представляет собой процедуру, которая реализуется органами местного самоуправления в рамках предоставленных им Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий в сфере градостроительной деятельности, и указанными нормами не предусмотрена возможность передачи указанных публично-правовых полномочий органов местного самоуправления правообладателям земельных участков.
В связи с вышеизложенным, возложение судом на Умерникову Н.Н. в рамках рассмотренного спора обязанности по изменению вида разрешенного использования земельного участка по существу означает возложение на гражданина публично-правовых полномочий органа местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности.
По этому же основанию в противоречие с установленным вышеуказанными нормами порядком изменения вида разрешенного использования земельного участка вопрос об обязании ответчика изменить вид разрешенного использования земельного участка не может быть разрешен судом в отсутствие со стороны истца доказательств соответствия такого порядка требованиям указанных норм (наличия либо отсутствия утвержденной градостроительной документации, наличие градостроительного регламента, необходимость проведения публичных слушаний либо отсутствие таковой).
В силу части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 – 20, 25-29, части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно части 3 статьи 20 Закона о кадастре с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Однако нормой пункта 6 части 1 статьи 15 Закона предусмотрена обязанность органа местного самоуправления направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Указанное позволяет признать необоснованными доводы представителя истца о том, что сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости исключительно по заявлению Умерниковой Н.Н.
Кроме того, независимо от инициатора процедуры внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, в силу требований часть 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимыми для кадастрового учета изменений сведений, указанных в пункт 14 части 1 статьи 7 Закона, документами являются в числе прочего, копия документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка, в то время как правом принятия такого решения, как следует из вышеизложенных норм, обладает орган местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, целью обращения за судебной защитой является восстановление нарушенных прав лица.
В данном случае при наличии у органа местного самоуправления соответствующих полномочий, обращение в суд с иском о понуждении ответчика к изменению вида разрешенного использования земельного участка по существу означает реализацию органом местного самоуправления своих административных полномочий в судебном порядке, что противоречит содержанию судебной защиты. Инициирование судебного спора при возможности его законного разрешения во внесудебном порядке влечет подмену законных функций публичных органов и противоречит публичному порядку.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований администрации муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> об обязании Умерникову Н.Н. привести вид разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, в соответствие с фактически осуществляемой его деятельностью.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области к Умерниковой Наиле Наильевне о понуждении собственника земельного участка привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с фактически осуществляемой деятельностью – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Ильина
Мотивированное решение составлено 15.03.2021 г.