РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 сентября 2014 года город Архангельск
Архангельский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего – судьи Веселовского С.С., при секретаре Кудровой Л.В., без участия сторон, рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего капитан-лейтенанта запаса Исаева И. В., проходившего военную службу по контракту в войсковой части №, об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с изданием приказа об исключении заявителя из списков личного состава части в части касающейся сдачи кортика,
УСТАНОВИЛ:
Исаев обратился в военный суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия командира войсковой части № связанные с изданием приказа № от 18 августа 2014 года об исключении его из списков личного состава войсковой части в части касающейся сдачи кортика на склад ракетно-артиллерийского вооружения (РАВ) и обязать указанное должностное лицо выдать ему кортик № года выпуска и аттестат на него (форма № №) с записью кортика.
В судебное заседание Исаев, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания не явился, в поданном заявлении пояснил, что приказом Главнокомандующего военно-морским флотом № от 16 июня 2014 года уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с правом ношения военной формы и знаков различия, однако при исключении его из списков личного состава части его обязали сдать кортик ВМФ № года выпуска, полученный им на законных основаниях, приказ он выполнил, однако считает действия командира войсковой части №, связанные с изданием приказа об исключении его из списков личного состава части в части сдачи кортика незаконным и просит его требования удовлетворить, представил в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия.
Врио командира восковой части № капитан 3 ранга Малышев, своевременно извещенный о дате рассмотрения дела, в суд не прибыл и просил рассмотреть дело в его отсутствие, при этом в своем письменном заявлении, возражая против удовлетворения требований Исаева, пояснил, что указание о сдаче кортика отражено в приказе об исключении заявителя из списков личного состава части на основании указания штаба ЗВО № от 27 мая 2014 года и телеграммы Главнокомандующего СФ № от 9 июня 2014 года.
На основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ заявление рассмотрено в отсутствие сторон, поскольку неявка в судебное заседание кого-либо из участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Исследовав материалы дела и, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из выписки из приказа Главнокомандующего военно-морским флотом № от 16 июня 2014 года, капитан-лейтенант Исаев И.В., уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подп. «а» п. 1 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе») с правом ношения военной формы и знаков различия, его календарная выслуга лет составила 26 лет, в льготном исчислении – 37 лет 7 месяцев.
Из выписки из приказа командира войсковой части № № от 18 августа 2014 года усматривается, что капитан-лейтенант Исаев И.В. исключен из списков личного состава войсковой части с 18 августа 2014 года и ему предписано сдать кортик на склад РАВ установленным порядком.
Требованием-накладной № по войсковой части № подтверждается, что Исаев И.В. 14 августа 2014 года сдал кортик ВМФ № года (1 штука).
Так из копии военного билета Исаева И.В. видно, что 16 августа 1995 года начальником РАВ войсковой части №, ему выдан кортик ВМФ № №.
В соответствии с п. 21 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1237 от 16 сентября 1999 года офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» и «е» пункта 1 и подпунктами «в» - «д» пункта 2 статьи 51 Федерального закона.
Так, ч. 1 ст. 39 Федерального закона РФ № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов утверждаются Президентом Российской Федерации. Знаки различия по видам Вооруженных Сил Российской Федерации, родам войск и службам, конкретным воинским формированиям по их функциональному предназначению, персонифицированные знаки различия, а также правила ношения военной формы одежды и знаков различия определяются министром обороны Российской Федерации, руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно п. 45 приказа Министра обороны РФ № от 3 сентября 2011 года «О правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных сил Российской Федерации» кортики офицеры и мичманы ВМФ носят на поясе парадном на левом бедре, рукоятка - на уровне кисти руки.
Пунктом 132 Приказа Министра обороны РФ № 300-дсп от 15 апреля 2013 года «Об утверждении Руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в Вооруженных силах Российской Федерации» предусмотрено, что при убытии военнослужащего к новому месту службы оружие, кроме кортика, а также боеприпасы, артиллерийские приборы и имущество сдаются на склад воинской части или в подразделение. Кортик с указанием его номера записывается в аттестат военнослужащего. В случае если кортик военнослужащему не выдавался, в его аттестате производится запись: «Кортик не числится».
Анализируя изложенное выше, военный суд приходит к выводу о том, что поскольку Исаев, проходил военную службу в войсковой части, входящей в состав Военно-морского флота, имеет корабельное воинское звание и уволен с военной службы в запас с правом ношения военной формы одежды и знаков различия, при этом приведенные нормативно-правовые акты позволяют сделать вывод о том, что офицерский морской кортик является личным оружием офицера, носится при парадной форме одежды военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, которым предоставлено право ношения военной формы одежды, при условии принадлежности их к Военно-морскому флоту, и, следовательно, является неотъемлемым элементом парадной военной формы одежды офицера, а поэтому суд признает оспариваемые действия незаконными и необоснованными, а требования Исаева – обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Исаева И. В. удовлетворить.
Признать приказ командира войсковой части № № от 18 августа 2014 года в части возложения на Исаева И. В. обязанности по сдаче кортика незаконным и возложить на указанное должностное лицо обязанность внести изменения в него, исключив данное указание.
Возложить на командира войсковой части № обязанность выдать Исаеву И. В. ранее сданный им кортик № и аттестат на него (форма № №) с записью кортика.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Архангельский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу С.С. Веселовский