№ 2- 3445 (2013)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2013 года г.Ачинск ул. Назарова 28Б
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Гудовой Н.В.,
с участием представителя истца Перевозчиковой О.В., действующего по нотариально удостоверенной доверенности от 21.08.2013 года сроком по 20.08.2016 года Перевозчикова С.А.,
при секретаре Егоровой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Перевозчиковой О.В. к Администрации города Ачинска о признании отказа Администрации г. Ачинска в согласовании места размещения земельного участка незаконным, об обязании принять решение о предварительном согласовании места размещения и утверждения Акта выбора земельного участка для строительства,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Перевозчикова О.В. обратилась с исковым заявлением в суд к Администрации г.Ачинска о признании Постановления Администрации г. Ачинска № 0507/1821 от 01.08.2013г. незаконным и его отмене, просит обязать Администрацию г.Ачинска предоставить истцу земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенный по <адрес>, для строительства культурно – досугового центра и заключить с Перевозчиковой О.В. договор аренды указанного земельного участка (л.д. 2-3).
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истцом Перевозчиковой О.В. были уточнены заявленные исковые требования, где истец просит признать отказ незаконным Администрации г.Ачинска № 05-07/1821 от 01.08.2013г. в согласовании места размещения земельного участка, обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании места размещения и утверждении Акта выбора земельного участка для строительства Перевозчиковой О.В. на земельный участок площадью 1500 кв. м., расположенного пo <адрес>, для строительства культурно – досугового центра. Исковые требования мотивированы тем, что в начале февраля 2013 года истец обратилась в Отдел Архитектуры при Администрации г.Ачинска с заявлением о предоставлении вышеназванного земельного участка, площадью 1500 кв. м.. 08 февраля 2013 года состоялось заседание архитектурно-планировочной комиссии Администрации г. Ачинска, где было принято решение о согласовании предоставления земельного участка в испрашиваемых размерах по вышеназванному адресу для строительства культурно- досугового центра при условии обязательного предоставления заявителем схемы планировочной организации земельного участка, согласованной в отделе спорта, туризма и молодежной политики Администрации города Ачинска, с опубликованием заявления в СМИ. Соответствующее объявление о предоставлении спорного земельного участка было размещено в средствах массовой информации в номере №12 от 20 марта 2013 года. В течение 30 дней с момента опубликования объявления заявлений и возражений по данному факту в администрацию города Ачинска не поступило. В соответствии с Пояснительной запиской к заключению по выбору земельного участка от 06.05.2013 года Архитектурно-планировочная комиссия согласовала предоставление вышеуказанного земельного участка. 15 июля 2013 года в соответствии с требованиями архитектурно- планировочной комиссии при администрации города Ачинска истец вновь обратилась с заявлением о согласовании места под строительство культурно- досугового центра с приложение всех требуемых документов, однако 01.08.2013 года был получен ответ с отказом в утверждении Акта выбора и обследования размещения земельного участка под строительство с предложением на участие в аукционе в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ. Отказ считает незаконным, в связи с тем, что положения вышеуказанной нормы регламентируют порядок предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. В соответствии с частью 8 ст.31 Земельного Кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В связи с тем, что заявленные требования не удовлетворены во внесудебном порядке, истец вынуждена обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
Истец Перевозчикова О.В., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, о чем свидетельствует расписка в получении судебной повестки (л.д.31), в суд не явилась, поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.22).
В судебном заседании представитель истца Перевозчиковой О.В. – Перевозчиков С.А. действующий по нотариально удостоверенным доверенности от 21.08.2013 года по 20.08.2016 года (л.д.21), исковые требования в уточненной редакции поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Ачинска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 32), в суд не явился, в представленном письменном отзыве на исковое заявление просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г. Ачинска, по иску возражает, ссылаясь на то, что в соответствии со ст.49 Устава города Ачинска, Администрация города осуществляет от имени города в соответствии с решениями городского Совета правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью города, к которой относится, в том числе, и земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами (под.20 п.2ст.56 Устава города). В соответствии со ст. 16 Правил землепользования и застройки в городе Ачинске, утвержденных Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского Края от 24.11.2006 N 20-113P, передача земельных участков физическим и юридическим лицам (первичное предоставление земельных участков) осуществляется посредством торгов – аукционов, конкурсов. Торги (аукционы, конкурсы) проводятся во всех случаях, кроме тех, когда торги признаны не состоявшимися. Таким образом, Ачинский городской Совет депутатов определил, что земельные участки для строительных работ могут предоставляться Администрацией города исключительно на торгах. Согласно Положению об Архитектурно-планировочной комиссии при отделе архитектуры и градостроительства при Администрации города Ачинска, Архитектурно-планировочная комиссия определяет целесообразность предоставления земельных участков на территории города по размещению новых объектов социального-культурно-бытового и производственного назначения и не обладает полномочиями по решению вопроса о предоставлении земельного участка для строительства. Таким образом, Администрация города Ачинска не наделена полномочиями по предоставлению земельных участков на территории города Ачинска по предварительному согласования без проведения торгов. Учитывая, что спорный земельный участок находится на территории, предназначенной для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения, Архитектурно-планировочная комиссии при Администрации г.Ачинска согласовала возможность предоставления истице спорного участка при соблюдении ряда условий 1) Опубликование информации о предоставлении участка в СМИ; 2) Обязательного предоставления истицей схемы планировочной организации земельного участка, согласованного в отделе спорта туризма и молодежной политики. До настоящего момента данная схема не предоставлена в Администрацию г.Ачинска. ( л.д. 27)
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования следует удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. По смыслу действующего законодательства применение правовых способов защиты прав возможно в случае их нарушения или оспаривания.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В силу п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что в начале февраля 2013 года истец Перевозчикова О.В. обратилась в Отдел Архитектуры при Администрации г.Ачинска с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 1500 кв.м., расположенного по <адрес> для строительства культурно – досугового центра.
08 февраля 2013 года состоялось заседание архитектурно-планировочной комиссии Администрации г. Ачинска, где было принято решение о согласовании предоставления земельного участка в испрашиваемых размерах по вышеназванному адресу для строительства культурно- досугового центра при условии обязательного предоставления заявителем схемы планировочной организации земельного участка, согласованной в отделе спорта, туризма и молодежной политики Администрации города Ачинска, с опубликованием заявления в СМИ ( л.д. 10)
Схема расположения испрашиваемого земельного участка предварительно согласована муниципальным инспектором администрации города Ачинска, главным архитектором города 19.02.2013 года ( л.д. 13). Схема планировочной организации земельного участка согласована начальником отдела по спорту, туризму и молодежной политики Администрации города Ачинска ( л.д. 29)
Соответствующее информационное сообщение о предоставлении вышеназванного земельного участка было размещено в средствах массовой информации в «Ачинской газете» в номере №12 от 20 марта 2013 года ( л.д. 8)
В течение 30 дней с момента опубликования объявления заявлений и возражений по данному факту в администрацию города Ачинска не поступило, что подтверждается протоколом комиссии в составе консультанта – главного архитектора города, ведущего специалиста АОиГ МКУ «УКС» от 23.04.2013 года ( л.д. 35)
В материалы дела представлен акт выбора и обследования земельного участка под строительство от 06 мая 2013года, согласованного комиссией в составе начальника отдела архитектуры и градостроительства Администрации города, председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ачинска, муниципального инспектора администрации города, начальника управления жилищно- коммунального хозяйства. Согласно заключению земельный участок расположенный по <адрес> по санитарным и пожарным основаниям пригоден для размещения нежилого здания культурно-досугового назначения ( л.д. 6).
В соответствии с Пояснительной запиской к заключению по выбору земельного участка от 06.05.2013года Архитектурно-планировочная комиссия согласовала предоставление вышеуказанного земельного участка. При этом указано, что нa да данном земельном участке в перспективе другого строительства не планируется, кроме нежилого здания культурно – досугового назначения ( л.д. 11)
16 июля 2013 года в соответствии с требованиями архитектурно- планировочной комиссии при администрации города Ачинска истец Перевозчикова О.А. вновь обратилась с заявлением о согласовании места под строительство культурно- досугового центра с приложением всех требуемых документов ( л.д. 12)
01.08.2013 года был получен ответ с отказом в утверждении Акта выбора и обследования размещения земельного участка под строительство с предложением на участие в аукционе в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ ( л.д.5 )
Разрешая требования истца о признании незаконным вышеуказанного отказа о предварительном согласовании места размещения и утверждения акта выбора, суд приходит к выводу, что процедура предоставления земельного участка Перевозчиковой О.А. на основании ее заявления осуществлялась администрацией муниципального образования в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 30 Земельного Кодекса РФ, с проведением работ по их формированию с осуществлением выбора земельного участка и предварительным согласованием места размещения объекта.
Как отмечалось выше в мотивировочной части решения предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1 ст. 30 ЗКРФ).
Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в качестве одного из этапов предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с положениями п. 4 ст. 30 ЗК РФ.
Вместе с тем, процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, установленная п. 5 ст. 30 ЗК РФ, возможности проведения торгов не предусматривает. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что изначально для предоставления заявительнице земельного участка, расположенного по <адрес> для проектирования и строительства культурно – досугового центра, была избрана процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, ссылка администрации города Ачинска о том, что архитектурно- планировочная комиссия при администрации города Ачинска определяет лишь целесообразность предоставления земельных участков на территории г Ачинска по размещению новых объектов, полномочиями по решению вопроса о предоставлении участков для строительства не обладает, суд оценивает критически.
При этом ссылку представителя ответчика о том, что в предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке было отказано на основании положения статьи 16 решения Ачинского городского Совета депутатов от 24.11.2006г № 20-113р «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории города Ачинска», согласно которому передача земельных участков физическим и юридическим лицам (первичное предоставление земельных участков) осуществляется посредством проведения торгов-аукционов, конкурсов, суд считает несостоятельной, поскольку в данном случае выделение земельного участка производилось в ином допускаемом законом порядке ( п. 5 ст. 30 ЗК РФ )
Не состоятельны доводы Администрации г Ачинска о наличии заявления о предоставлении земельного участков от иного лица, поступившего 29.07.2013 года ( л.д. 37), что по мнению представителя ответчика является основанием для проведения торгов, поскольку обращение заинтересованного лица о намерении приобрести указанный земельный участок в аренду не может являться основанием для прекращения органом местного самоуправления процедуры предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 30 ЗК РФ. В данном конкретном случае информирование населения по правилам ст. 31 ЗК РФ производится органами местного самоуправления городских или сельских поселений в установленные законом сроки именно с целью выявления лиц, чьи права могут быть затронуты или нарушены предоставлением испрашиваемых земельных участков. Однако такое информационное сообщение не является основанием для принятия заявлений от других граждан, заинтересованных в предоставлении указанных участков.
Учитывая, что возможность самостоятельного перехода органа местного самоуправления от выбора земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 31 ЗК РФ, к предоставлению его без предварительного согласовании места размещения объекта в порядке п. 4 ст. 30 ЗК РФ законом не предусмотрена, суд приходит к выводу о том, что оснований для прекращения органом местного самоуправления процедуры выбора земельного участка после публикации информационного сообщения в газете " Ачинская газета " не имелось. Отказ в предварительном согласовании места размещения и последующее бездействие со стороны Администрации, которая, начав выбор испрашиваемого земельного участка, по существу прекратила осуществление каких-либо действий по выбору участка, судом признается незаконными, как нарушающие права заявителя на получение земельного участка в аренду для строительства объекта недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Перевозчиковой О.В. удовлетворить. Признать отказ Администрации г. Ачинска № 05-07/1821 от 01.08.2013 г. в согласовании места размещения земельного участка незаконным.
Обязать Администрацию г.Ачинска принять решение о предварительном согласовании места размещения и утверждении Акта выбора земельного участка для строительства Перевозчиковой О.В. на земельный участок площадью 1500 кв. м., расположенного по <адрес> для строительства культурно – досугового центра.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с подачей апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Н.В. Гудова