Судья: Казанцев О.А. дело № 7-4969/2018
РЕШЕНИЕ
24 апреля 2018 года г. Москва
Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Макарова В.В. в интересах ООО «СервисТрейд» на постановление заместителя государственного инспектора города Москвы по охране природы Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы № ***** от 05 июля 2017 года, решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 26 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.36 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, в отношении ООО «СервисТрейд»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя государственного инспектора города Москвы по охране природы Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы № ***** от 05 июля 2017 года ООО «СервисТрейд» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 26 сентября 2017 года названное выше постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Макаров В.В. в интересах ООО «СервисТрейд» просит решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что проверка является недействительной и проведена с нарушением законодательства; админситарвтиный органом не доказан факт осуществления Обществом деятельности в области обращения с отходами.
Генеральный директор ООО «СервисТрейд» Тимченко И.В. и защитник Макаров В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
При таких обстоятельствах, на основании ст.ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы поданной жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения судьи.
Частью 1 ст. 4.36 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях установлено, что непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89 «Об отходах производства и потребления» предприятия обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 3 ст. 20 данного Федерального закона органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органам местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами.
Статья 18 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 68 «Об отходах производства и потребления в г. Москве» предусматривает обязательность ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления в г. Москве.
В целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления», во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», в целях развития и совершенствования системы контроля, учета и управления отходами постановлением Правительства Москвы от 14 октября 2003 г. № 865-ПП «О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы» утвержден Сводный кадастр отходов производства и потребления г. Москвы (далее - Кадастр) и порядок формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы.
Кадастр, представляющий собой периодически пополняемый, систематизированный свод данных об отходах производства и потребления, объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов, включает: классификационный каталог отходов производства и потребления г. Москвы; банк данных об отходах производства и потребления; банк данных о технологиях использования и обезвреживания; реестр объектов размещения отходов.
Согласно п. 2.9 Приложения № 2 к постановлению Правительства Москвы от 14 октября 2003 г. № 865-ПП «О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы» поставщиками информации для кадастрового учета отходов являются индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Пункт 2.10 этого же Приложения предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе производственной деятельности которых образуются отходы производства и потребления, специализирующиеся на переработке (обезвреживании) отходов, занимающиеся транспортировкой отходов, представляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы сведения об отходах в виде информационных форм.
В соответствии раздела 3 данного Приложения поставщиками информации для банка данных об отходах производства и потребления являются все индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления (образованием, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением).
После представления и ввода информации в соответствующие разделы Кадастра поставщикам информации выдается талон, подтверждающий факт регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица в Кадастре за соответствующий период (п. 6 Приложения № 2).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории г. Москвы, до первого сентября 2016 года, следующего за отчетным, представляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм на электронном и бумажном носителях, с представлением расчета платы за размещение отходов, согласованного с уполномоченным органом Российской Федерации.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, что 26 июня 2017 года в 14 час. 00 мин. в ходе проверки: ***** ООО «СервисТрейд» осуществляет деятельность по торговле бытовой техники. В помещениях находятся торговые залы, подсобные помещения для складирования товара. Освещение внутри помещений производятся за счет установленных светильников с люмининесцентными и энергосберегающими лампами. Вывоз отходов (люминисцентных ламп) осуществляется сторонней организацией, согласно договора на оказание услуг от 09.01.2017 года № ***** . во дворе зданий расположены места для временного накопления отходов IV-V опасности.
26 июня 2017 года около 14 час. 45 мин. в ходе проверки по адресу: г. ***** установлено, что ООО «СервисТрейд» осуществляет офисную деятельность. В помещениях находятся мониторы, компьютеры, принтеры.
В ходе проверки хозяйственной и предпринимательской деятельности ООО «СервисТрейд» по вышеуказанным адресам, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» определен перечень отходов, которые образуются в процессе хозяйственной и предпринимательской деятельности: I класса опасности: ***** – лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; IV класса опасности: ***** – мусор от офисных и бытовых помещений организаций несоритированный (исключая крупногабатный); ***** - картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7 % отработанные, ***** – клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства, 4 81 202 01 52 4 – принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства, ***** – системный блок компьютера, утративший потребительские свойства, ***** – мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе; V класса опасности: ***** – отходы упаковочного картона незагрязненные, ***** – отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные, ***** – отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами.
При этом, ООО «СервисТрейд», осуществляя хозяйственную деятельность, в результате которой образуются отходы I-V класса опасности, в нарушение требований ст. 18 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 68 «Об отходах производства и потребления в городе Москве», постановления Правительства г. Москвы от 14 октября 2003 г. № 865-ПП «О сводном кадастре отходов производства и потребления г. Москвы» в срок до 01 сентября 2016 г. не представлены сведения по форме в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы сведения по форме, согласованные, уведомления регистрации отходов природопользователя в Сводном кадастре отходов производства и потребления за 2015 г., необходимые для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы.
Действия ООО «СервисТрейд» квалифицированы по ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы.
Факт административного правонарушения и вина ООО «СервисТрейд» подтверждены материалами дела: протоколом № ***** об административном правонарушении от 28 июня 2017 года; актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды № ***** от 28 июня 2017 года, с фототаблицей; распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя № ***** от 28 апреля 2017 года и иными материалами дела.
Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о наличии вины ООО «СервисТрейд» и правильно квалифицировали действия Общества по ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы.
Довод жалобы о том, что ООО «СервисТрейд» не осуществляет деятельность по обращению с отходами, а потому не является субъектом вмененного административного правонарушения, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Положениями данного Федерального закона установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
При этом юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом приняты все зависящие от него меры соблюдению вышеприведенных требований закона.
В силу вышеприведенных требований закона ООО «СервисТрейд» обязано было в срок до 01 сентября 2016 г. предоставить сведения по форме в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данных об отходах производства и потребления за 2015 г., необходимые для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы
Следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Общества имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ООО «СервисТрейд».
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО «СервисТрейд» состава вмененного административного правонарушения.
Ссылка в жалобе на недоказанность вины ООО «СервисТрейд»в совершении вмененного правонарушения является голословной, поскольку доказательств того, что ООО «СервисТрейд» были приняты достаточные и необходимые меры по исполнению возложенной на него законом обязанности материалы дела не содержат, суду не представлено.
Ссылка на нарушение требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выразившееся в ненадлежащем извещении юридического лица о проведении плановой проверки, не состоятельна.
Согласно ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Как усматривается из материалов дела, уведомление о проведении проверки от 18 мая 2017 года, распоряжение о проведении плановой выездной проверки № ***** от 28 апреля 2017 г. с указанием времени ее проведения в период с 01 июня 2017 года по 29 июня 2017 года, а также указанием адресов ее проведения (***** ) были своевременно направлены почтовым отправлением с идентификатором № ***** по месту нахождения ООО «СервисТрейд» по юридическому адресу: г. Москва, Преображенская площадь, д. 8, этаж 16 (л.д. ***** ). Согласно данным с сайта «Почта России» об отслеживании почтового идентификатора № ***** вышеуказанная корреспонденция поступила в место вручения 29 мая 2017 года и получена Обществом 21 июня 2017 года (л.д. ***** .
Согласно акту проверки от 28 июня 2017 г. проверка была начата лишь 26 июня 2017 г. в 10 час. 00 мин., то есть спустя 3 рабочих дня после вручения Обществу копии распоряжения, что согласуется с требованием п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Названная норма Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ направлена на обеспечение прав юридического лица на подготовку к проверке, обеспечение присутствия при проведении проверки представителя лица в целях реализации права юридического лица на защиту, в том числе на предоставление возможности дать пояснения и представить документы.
Акт проверки составлен уполномоченным должностным лицом, нарушений требований закона при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, и оснований сомневаться в них не имеется.
Таким образом, нарушений порядка проведения проверки и прав юридического лица при ее проведении, которые могли бы повлечь удовлетворение жалобы, не установлено.
По существу доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительны мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться. Несогласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
При рассмотрении дела нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения судьи либо постановления должностного лица, допущено не было.
Административное наказание назначено ООО «СервисТрейд» в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы, с учетом требований ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя государственного инспектора города Москвы по охране природы Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы № ***** от 05 июля 2017 года, решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 26 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.36 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, в отношении ООО «СервисТрейд» оставить без изменения, жалобу защитника Макарова В.В. в интересах ООО «СервисТрейд» – без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова