Решение по делу № 3-29/2015 от 19.03.2015


Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 мая 2015 г. г. Улан-Удэ

Судья Верховного суда Республики Бурятия Куницына Т.Н.

с участием прокурора Бадмацыреновой Ю.С.

при секретаре Бадмажаповой С.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бадмаева З.З. о защите пассивного избирательного права,

У С Т А Н О В И Л:

08.09.2013 г. состоялись выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва, в которых Бадмаев З.З. принимал участие как кандидат в составе списка кандидатов, выдвинутого Бурятским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», в территориальной группе № 5 территории одномандатного избирательного округа № 5.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 13.09.2013 г. из списка кандидатов территориальной группы № 5 избранным депутатом была признана Гыпылова Ю.В., полномочия которой прекращены досрочно на основании Постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 05.12.2014 г. После отказа от получения депутатского мандата кандидата Зубарева Н.М. постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия № 165/2043-5 от 24.12.2014 г. вакантный депутатский мандат был передан Бадмаеву З.З. Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия № 167/2059-5 от 30.01.2015 г. по результатам рассмотрения представленных им в порядке ч. 1 ст. 64 Закона Республики Бурятия от 06.01.2004 N 603-III «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» документов Бадмаев З.З. был исключен из допущенного к распределению мандата списка кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутого Бурятским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», а вакантный мандат постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия № 167/2070-5 от 30.01.2015 г. передан зарегистрированному кандидату из указанного списка Кирееву В.Ю.

Обращаясь в суд, Бадмаев З.З. просит признать незаконными Постановления Избирательной комиссии Республики Бурятия № 167/2059-5 от 30.01.2015 г. «Об исключении зарегистрированного кандидата Бадмаева З.З. из списка кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутого Бурятским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», № 167/2070-5 от 30.01.2015 г. «О передаче вакантного мандата депутата Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва зарегистрированному кандидату из списка кандидатов, выдвинутого Бурятским региональным отделением политической партии «Единая Россия», № 168/2071-5 от 10.02.2015 г. «О регистрации избранного депутата Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва Киреева В.Ю.» и обязать Избирательную комиссию Республики Бурятия передать ему вакантный мандат депутата Народного Хурала Республики Бурятия.

В обоснование требований заявитель указал, что им были исполнены все требования закона, предписывающие избранному депутату в 5-дневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию пакет документов, в том числе, документы об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Народного Хурала Республики Бурятия. Были представлены копия заявления о досрочном освобождении его от полномочий депутата районного Совета депутатов МО «Селенгинский район» пятого созыва, письмо главы МО «Селенгинский район», подтверждающее, что занимаемая им должность начальника Селенгинского районного управления образованием не является должностью муниципальной службы, с приложением к нему постановления главы МО «Селенгинский район» от 29.12.2012 г. «О сокращении муниципальных должностей муниципальной службы». Полагал, что оснований для отнесения его к категории муниципальных служащих и признания осуществляемой им деятельности в должности начальника Селенгинского районного управления образованием несовместимой со статусом депутата Народного Хурала Республики Бурятия не имеется.

В судебном заседании, поддерживая требования о защите нарушенного пассивного избирательного права, Бадмаев З.З. пояснил, что в соответствии с Законом Республики Бурятия от 07.09.2007 г. «О реестре должностей муниципальной службы в Республике Бурятия» должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром должностей муниципальной службы и структурой органов местного самоуправления, исходя из предельных нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия. Районное управление образованием было выведено из структуры Администрации МО «Селенгинский район», является казенным учреждением, что позволяло ему полагать, что занимаемая им должность не является должностью муниципальной службы. Тем более что при таких же обстоятельствах и при предоставлении аналогичных документов в сентябре 2014 г. он был избран депутатом районного Совета депутатов МО «Селенгинский район». 29.01.2015 г., когда ему стало известно о незаконности распоряжения главы МО «Селенгинский район», он уволился с занимаемой должности, предоставив в Избирательную комиссию Республики Бурятия соответствующий приказ.

Представитель заявителя Янцанова В.В. также полагала, что Избирательная комиссия Республики Бурятия необоснованно исключила Бадмаева З.З. из списка кандидатов. Считала, что Избирательная комиссия вышла за рамки предоставленных ей полномочий, направив в прокуратуру запрос о проверке муниципальных правовых актов на предмет их соответствия федеральному и республиканскому законодательству. В силу ст. 20 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия вправе делать запросы и осуществлять иные действия в целях обеспечения реализации и защиты избирательных прав. Пояснила, что Бадмаев З.З. фактически с 2013 г. перестал занимать муниципальную должность: он не проходит аттестацию, не получает выплат, назначаемых муниципальным служащим, его отпуск значительно меньше того, который предоставляется муниципальным служащим. Кроме того, указывала на необоснованную ссылку избирательной комиссии на Положение об Администрации МО «Селенгинский район», копию которого заявитель не представлял.

Представитель Избирательной комиссии Республики Бурятия Акчурин А.Р. не согласился с требованиями заявителя, пояснив, что депутаты законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы. Занимаемая Бадмаевым З.З. должность «начальник управления» Законом Республики Бурятия «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Бурятия» отнесена к главным должностям муниципальной службы в муниципальном районе. Согласно Уставу МО «Селенгинский район» должности муниципальной службы устанавливаются правовыми актами руководителя администрации района в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, установленной законом Республики Бурятия, а также структурой администрации района, утвержденной Советом депутатов. Из представленного председателем районного Совета депутатов Положения об Администрации муниципального образования «Селенгинский район», утвержденного решением районного Совета депутатов МО «Селенгинский район» от 04.04.2011 г., следует, что Селенгинское районное управление образованием входит в структуру Администрации МО «Селенгинский район». В связи с предоставлением Бадмаевым З.З. таких документов Избирательная комиссия Республик Бурятия направила запрос в прокуратуру Республики Бурятия о проверке на предмет соответствия действующему законодательству муниципальных правовых актов, регулирующих статус начальника Селенгинского районного управления образованием. 29.01.2015 г. из прокуратуры поступил ответ о том, что в связи с несоответствием муниципальных правовых актов требованиям законодательства прокуратурой внесено представление главе МО «Селенгинский район». В тот же день Бадмаевым З.З. представлена копия распоряжения главы МО «Селенгинский район» о его увольнении с должности начальника районного управления образованием. Считает, что Бадмаев З.З. обоснованно исключен из списка кандидатов, так как на момент передачи вакантного мандата он исполнял обязанности, несовместимые со статусом депутата Народного Хурала Республики Бурятия. Бадмаев З.З., занимая муниципальную должность, обязан знать законодательство о муниципальной службе, в том числе, и о том, что занимаемая им должность относится к муниципальной должности.

Заинтересованное лицо Киреев В.Ю. в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Его представитель Лукьянчук А.В. не согласился с требованиями Бадмаева З.З., полагая, что принятые Избирательной комиссией Республики Бурятия постановления соответствуют требованиям закона.

Представитель Бурятского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Шкедова Л.Ю. пояснила, что для них кандидаты Бадмаев З.З. и Киреев В.Ю. равны, поэтому разрешение заявления оставляют на усмотрение суда.

Выслушав указанных лиц, заключение прокурора Бадмацыреновой Ю.С., полагавшей подлежащим оставлению без удовлетворения заявление Бадмаева З.З., суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 14 ст. 71 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) определено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, передача вакантного депутатского мандата осуществляется организующей выборы избирательной комиссией в порядке, предусмотренном законом.

Законом Республики Бурятия от 06.01.2004 N 603-III «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» (далее – Закон Республики Бурятия N 603-III) также установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата Народного Хурала, избранного в составе списка кандидатов, передача вакантного депутатского мандата осуществляется Избирательной комиссией Республики Бурятия в порядке, предусмотренном п.п. 4.2 и 4.3 ст. 4 настоящего закона.

Федеральным законом № 67-ФЗ и Законом Республики Бурятия N 603-III предусмотрена возможность предложения кандидатуры зарегистрированного кандидата для замещения вакантного депутатского мандата коллегиальным постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения в течение 14 дней со дня принятия соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти (соответствующей палатой этого органа), представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата.

В данном случае региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» отказалось от предоставленного им законом права.

Согласно п. 4.3 ст. 62 Закона Республики Бурятия N 603-III, если в указанный срок избирательное объединение не воспользуется своим правом, Избирательная комиссия Республики Бурятия передает вакантный депутатский мандат другому зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, включенных в ту же территориальную группу кандидатов (республиканскую часть), что и депутат Народного Хурала, чьи полномочия прекращены досрочно в порядке очередности.

Если в соответствующей территориальной группе (республиканской части) списка кандидатов остались только зарегистрированные кандидаты, замещающие депутатские мандаты, и (или) зарегистрированные кандидаты, не замещающие депутатских мандатов и письменно сообщившие в указанный орган избирательного объединения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, Избирательная комиссия Республики Бурятия передает мандат зарегистрированному кандидату из другой территориальной группы кандидатов, определенной в порядке, установленном п. 2 ст. 60 настоящего Закона.

На основании п. 6 ст. 70 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

В случае если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не выполнит требование, предусмотренное п. 6 названной статьи, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным (ч. 6.1 ст. 70 Федерального закона N67-ФЗ).

Ограничения, связанные со статусом депутата, установлены Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) и Федеральным законом № 67-ФЗ.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 25-ФЗ в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы.

Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона № 67-ФЗ депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления.

В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 28.07.2013 г. № 92/1263-5 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва, выдвинутый Бурятским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия». Данный список разделен на территориальные группы кандидатов. Бадмаев З.З. включен в территориальную группу № 5, состоящую из трех человек.

Бадмаеву З.З. вакантный мандат был передан после отказа предшествующего по списку кандидата Зубарева Н.М. от получения депутатского мандата.

В Избирательную комиссию в установленный законом 5-дневный срок Бадмаев З.З. представил копию заявления, поданного им председателю районного Совета депутатов МО «Селенгинского района», об освобождении его от полномочий депутата районного Совета депутатов МО «Селенгинский район» пятого созыва и постановление главы МО «Селенгинский район» от 29.12.2012 г. № 1262, согласно которому занимаемая им должность начальника районного управления образованием исключена из реестра муниципальных должностей МО «Селенгинский район» и отнесена к должности, не являющейся должностью муниципальной службы.

Суд считает, что Бадмаев З.З. выполнил требования, предусмотренные п. 6 ст. 70 Федерального закона № 67-ФЗ.

В соответствии со ст. 2Федеральногозакона№ 25-ФЗ муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (ст. 6 Федерального закона № 25-ФЗ).

Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 121-ФЗ) органы местного самоуправления определяет как избираемые населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п. 1 ст. 2).

Согласно ч. 1 ст. 34 названного Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

На основании ч. 8 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Решением Совета депутатов МО «Селенгинский район» от 24.12.2012 г. № 283 в структуру Администрации МО «Селенгинский район» были внесены изменения: Селенгинское районное управление образованием и Комитет по культуре, спорту, молодежной политике и туризму выведены из состава Администрации.

28.11.2014 г. районный Совет депутатов МО «Селенгинский район» вновь утвердил структуру Администрации, в состав которой не вошло районное управление образованием.

В силу ст. 6 Федерального закона № 25-ФЗ должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Законом Республики Бурятия №2427-III от 07.09.2007 г. «О реестре должностей муниципальной службы в Республике Бурятия» также определено, что должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы и структурой органов местного самоуправления исходя из предельных нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия.

Распоряжением руководителя администрации МО «Селенгинский район» от 11.01.2013 г. № 1а утвержден Реестр должностей муниципальной службы администрации МО «Селенгинский район», в котором должность начальника управления образованием отсутствует.

Довод представителя Избирательной комиссии Республики Бурятия о том, что данный акт противоречит республиканскому законодательству, не свидетельствует о неисполнении заявителем законодательства о выборах.

В силу ст. 12 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение.

Частью 3 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, на дату подачи Бадмаевым З.З. документов в Избирательную комиссию Республики Бурятия занимаемая им должность согласно муниципальным правовым актам не являлась должностью муниципальной службы, а районное управление образованием не входило в состав Администрации муниципального образования.

Кроме того, представление прокурора, в котором было указано на противоречие муниципальных правовых актов республиканскому законодательству, органами местного самоуправления рассмотрено. В новой редакции утверждены Устав МО «Селенгинский район», Положение об Администрации МО «Селенгинский район» и Устав муниципального казенного учреждения «Селенгинское районное управление образованием». Вместе с тем районное управление образованием не введено в состав Администрации и должность начальника управления образованием не восстановлена в реестре должностей муниципальной службы по настоящее время.

Также суд считает, что в случае восстановления занимаемой Бадмаевым З.З. должности в реестре муниципальных должностей могли быть применены соответствующие правовые последствия.

Согласно ст. 19 Федерального закона № 25-ФЗ трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и нарушения запретов, связанных с муниципальной службой.

Следовательно, муниципальный служащий, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, мог быть уволен по инициативе работодателя.

В рассматриваемом случае до принятия решения Избирательной комиссией Республики Бурятия по результатам рассмотрения документов Бадмаева З.З. последний на основании его личного заявления был уволен с должности начальника управления образованием.

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что на момент принятия решения N167/2059-5 от 30.01.2015 г. у Избирательной комиссии отсутствовали основания для исключения кандидата Бадмаева З.З. из допущенного к распределению мандатов депутатов Народного Хурала Республики Бурятия списка кандидатов, поскольку Бадмаев З.З. досрочно прекратил полномочия депутата районного Совета депутатов МО «Селенгинский район», не осуществлял иную деятельность, несовместимую со статусом депутата, своевременно подал все необходимые для его избрания депутатом документы.

В связи с чем требования Бадмаева З.З. о признании обжалуемых постановлений Избирательной комиссии Республики Бурятия подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд не находит оснований для возложения на Избирательную комиссию обязанности передать вакантный мандат депутата Народного Хурала Республики Бурятия Бадмаеву З.З., так как остается действующим постановление Избирательной комиссии Республики Бурятия № 165/2043 от 24.12.2014 г. «О передаче вакантного мандата депутата Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва зарегистрированному кандидату из списка кандидатов, выдвинутого Бурятским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Руководствуясь изложенным и ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Бадмаева З.З. удовлетворить частично.

Признать незаконными Постановления Избирательной комиссии Республики Бурятия № 167/2059-5 от 30.01.2015 г. «Об исключении зарегистрированного кандидата Бадмаева З.З. из списка кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутого Бурятским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», № 167/2070-5 от 30.01.2015 г. «О передаче вакантного мандата депутата Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва зарегистрированному кандидату из списка кандидатов, выдвинутого Бурятским региональным отделением политической партии «Единая Россия» по единому избирательному округу», № 168/2071-5 от 10.02.2015 г. «О регистрации избранного депутата Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва Киреева Виктора Юрьевича».

В остальной части требования Бадмаева З.З. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Куницына Т.Н.

Республики Бурятия

3-29/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бадмаев Заян Заятович
Другие
Избирательная комиссия РБ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
20.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2015Передача материалов судье
23.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2015Подготовка дела (собеседование)
31.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2015Судебное заседание
30.04.2015Судебное заседание
12.05.2015Судебное заседание
13.05.2015Судебное заседание
14.05.2015Судебное заседание
19.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2015Дело оформлено
10.12.2015Дело передано в архив
14.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее