ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6044/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 11 ноября 2020 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Ерохиной Т.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района города Пензы от 4 июня 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда города Пензы от 22 октября 2019 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Перспектива» (далее – ООО УК «Перспектива», общество) Ерохиной Т.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района города Пензы от 4 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Пензы от 22 октября 2019 года, директор ООО УК «Перспектива» Ерохина Т.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде дисквалификации сроком на 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Ерохина Т.Н. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.24 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу подп. «б» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110, к лицензионным требованиям относится исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 данного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 упомянутого Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч.9 ст.12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
Согласно ч. 10 ст.12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 года, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 19 мая 2017 года N 31 утверждены и введены в действие с 1 июня 2017 года нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Пензенской области.
Частью 9.2 статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 (далее – Правила №124), управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) названных Правил.
Как усматривается из материалов дела, ООО УК «Перспектива» предоставлена лицензия от 30 апреля 2015 года № 91 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, общество является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Управлением государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Госжилстройтехинспекция Пензенской области) в период с 10 мая 2018 года по 6 июня 2018 года проведена в отношении ООО УК «Перспектива» внеплановая документарная проверка по вопросу правильности начисления собственникам (пользователям) помещений в указанном многоквартирном доме платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия), потребленные при использовании и содержании общего имущества.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 6 июня 2018 года №775/2, согласно которому должностным лицом Госжилстройтехинспекции Пензенской области в деятельности ООО УК «Перспектива» выявлено нарушение пункта 4 Правил №124 в части незаключения с обществом с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Пенза» (далее – ООО «ТНС энерго Пенза») договора ресурсоснабжения, а также неправильное начисление платы собственникам (пользователям) помещений многоквартирного дома за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия), потребленные при использовании и содержании общего имущества за период с ноября 2017 года по март 2018 года: начисление платы за электрическую энергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества, произведено исходя из некорректной площади общего имущества, не подтвержденной в установленном порядке; начисление платы за холодную и горячую воду, потребленную при использовании и содержании общего имущества, произведено с применением некорректных нормативов.
6 июня 2018 года Госжилстройтехинспекцией Пензенской области выдано ООО УК «Перспектива» предписание о заключении с ООО «ТНС энерго Пенза» договора ресурсоснабжения и осуществлении перерасчета платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия), потребленные при использовании и содержании общего имущества за период с ноября 2017 года по март 2018 года, исходя из нормативов потребления, площади общего имущества и мест общего пользования, подтвержденной в установленном порядке, в срок до 24 августа 2018 года.
4 сентября 2018 года Госжилстройтехинспекцией Пензенской области проведена проверка исполнения предписания от 6 июня 2018 года, по результатам которой установлено, что оно не исполнено.
В этот же день Госжилстройтехинспекцией Пензенской области вновь выдано ООО УК «Перспектива» предписание об устранении тех же нарушений в срок до 29 октября 2018 года.
8 ноября 2018 года Госжилстройтехинспекцией Пензенской области проведена проверка исполнения предписания от 4 сентября 2018 года, по результатам которой установлено, что оно не исполнено.
В этот же день Госжилстройтехинспекцией Пензенской области вновь выдано ООО УК «Перспектива» предписание об устранении тех же нарушений в срок до 21 декабря 2018 года №ПР-194/2-П3.
Приказом врио начальника Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 24 декабря 2018 года №ПУ-709/1/194/2-П3 назначено проведение 25 декабря 2018 года внеплановой документарной проверки в отношении общества с целью установления исполнения предписания от 8 ноября 2018 года №ПР-194/2-П3.
Актом проверки Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 25 декабря 2018 года установлено, что предписание от 8 ноября 2018 года №ПР-194/2-П3 не исполнено - в Госжилстройтехинспекцию Пензенской области не представлены документы, подтверждающие исполнение предписания.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления должностным лицом административного органа в отношении директора ООО УК «Перспектива» Ерохиной Т.Н. протокола об административной правонарушении от 26 февраля 2019 года и вынесения мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского района города Пензы постановления от 4 июня 2019 года о привлечении названного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Ленинского районного суда города Пензы, рассмотрев жалобу, поданную Ерохиной Т.Н. в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 22 октября 2019 года постановление по делу об административном правонарушении оставил без изменения.
С решением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из диспозиции данной нормы следует, что установленная ею административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания указанного органа.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
В ходе производства по данному делу Ерохина Т.Н. последовательно оспаривала виновность в совершении вмененного административного правонарушения, заявляя о незаконности предписания со ссылкой на то, что начисление платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества за период с ноября 2017 года по март 2018 года произведено в соответствии с требованиями законодательства.
Несмотря на соответствующие доводы Ерохиной Т.Н. в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законность предписания фактически проверена не была, правовой оценки на предмет соответствия требованиям действующего законодательства не только формы и порядка принятия предписания, но и содержания данного документа не дано, доводы заявителя должным образом не проверены, тогда как эти обстоятельства имеют существенное значение для выяснения вопроса о законности выданного обществу предписания и разрешения настоящего дела о привлечении к административной ответственности за его неисполнение.
Кроме того, Ерохина Т.Н. указывала о том, что до 21 декабря 2018 года предписание в части заключения с ООО «ТНС энерго Пенза» договора ресурсоснабжения было исполнено. В подтверждение данного обстоятельства она представляла договор энергоснабжения от 28 июня 2018 года №1383, письмо ООО «ТНС энерго Пенза» от 12 декабря 2018 года.
Как видно из акта проверки от 25 декабря 2018 года, вывод о неисполнении предписания сделан должностным лицом на основании того, что ООО УК «Перспектива» не представило в Госжилстройтехинспекцию Пензенской области документы, подтверждающие его исполнение.
Вместе с тем, доводы Ерохиной Т.Н. об исполнении в указанной части предписания с учетом положений Правил №124 судебными инстанциями не проверялись и надлежащая правовая оценка им не дана.
Приведенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлиявшими на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда города Пензы от 22 октября 2019 года не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Пензы.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 24 ░░░░░░ 19.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░