Дело № 2-970/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Ивановой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой Р.В. к УПФР (гу) в г. К. и К. районе ЧР о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
установил:
Решением УПФР (гу) в г. К. и К. районе ЧР (далее - Управление) от ДД.ММ.ГГГГ Макаровой Р.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Этим же решением Макаровой Р.В. отказано во включении в специальный стаж периодов работы в должности заведующей Н. фельдшерским пунктом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности гистолога-лаборанта <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с данным решением, Макарова Р.В. обратилась в суд с иском к Управлению о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ в указанной части, обязании ответчика включить в специальный стаж спорные периоды работызаведующим фельдшерским пунктом с применением льготного исчисления стажа из расчета один год работы в сельской местности за один год три месяца, гистологом-лаборантом с применением льготного исчисления стажа как один год работы за один год девять месяцев и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения за пенсией - с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивировала тем, что запись в трудовой книжке «заведующая ФП» обусловливалась тем, что она являлась единственным фельдшером в фельдшерском пункте, выполняя при этом также и обязанности заведующей фельдшерским пунктом. В спорные периоды работы в должности заведующего фельдшерским пунктом она руководствовалась должностной инструкцией среднего медицинского и фармацевтического персонала, в связи с чем указанный период подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении. В ДД.ММ.ГГГГ года она была принята на работу гистологом-лаборантом в <данные изъяты> на период отпуска другого сотрудника, а с ДД.ММ.ГГГГ была принята в указанное отделение на постоянную работу в должности лаборанта. С изменением наименования должности ее должностные обязанности остались прежними: как лаборант-гистолог и как лаборант она производила исследования материалов, работала с вредными и опасными химическим реактивами; по должностным обязанностям и выполняемой работе - это одна и та же должность. В связи с чем считает, что период ее работы в должности лаборанта-гистолога также должен быть включен в специальный стаж в льготном исчислении.Также просила взыскать с ответчика понесенные ею судебные расходы за оказание юридических услуг в размере № рублей и оплате госпошлины в размере № рублей.
В судебном заседании истец Макарова Р.В. и ее представитель Я. вышеуказанные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, вновь привели их суду.
Представитель ответчика - УПФР (гу) в городе К. и К. районе ЧР Т., действующая на основании доверенности, иск не признала по мотивам, отраженным в обжалуемом решении от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
Подпунктом 20 пункта 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от из возраста, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Пунктом 2 указанной статьи Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется, в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором в разделе «Наименование учреждений» указаны больницы всех наименований, в разделе «Наименование должностей» поименованы должности «лаборант», «заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра)».
В силу п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила №516).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления выслуги лет указанной категории лиц до введения в действие нового правового регулирования.
Так до 1 ноября 1999 года применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года; к периодам работы после 1 ноября 1999 года применялись Список, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые по желанию гражданина могли также применяться при исчислении выслуги за периоды до 1 ноября 1999 года.
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 утвержден Список профессий работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет по правилам Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее - Список 1991 года), подлежащий применению к периодам работы до 01 ноября 1999 года.
В Список 1991 года включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В абз. 2 п. 2 названного постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 года предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за 1 год и 3 месяца.
Согласно Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
До 01 ноября 1999 года не имело значения, полный ли день в течение рабочего дня работник здравоохранения занимался лечебной деятельностью.
Постановлением Правительства РФ 22 сентября 1999 года за № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список 1999 года), применяющийся к периодам работы в целях назначения пенсии по выслуге лет после 01 ноября 1999 года.
При назначении пенсии после 01 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников (1 год работы за 1 год и 3 месяца) стало применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных названным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066).
В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Правила льготного исчисления стажа остались прежними, то есть лишь при смешанном стаже.
Учитывая, что спорные периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относятся к периодам до 1 ноября 1999 года, к ним применимы положения постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464.
Спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик не включил истцу в специальный стаж со ссылкой на то, что в номенклатуре должностей, утвержденной Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 395, в пункте «Средний медицинский персонал» должность заведующий фельдшерским пунктом, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом, не поименована, Макаровой Р.В. не представлены документы, подтверждающие факт выполнения ею работы в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшером.
В связи с тем, что спорный период работы истца заведующей Н. фельдшерским пунктом <данные изъяты> относится к периоду до 01 ноября 1999 года, то юридически значимым обстоятельством при разрешении исковых требований в указанной части является факт занятия Макаровой Р.В. должности среднего медицинского персонала в лечебно-профилактическом учреждений любой формы собственности, расположенном в сельской местности.
Согласно записям, в трудовой книжке истца Макаровой Р.М. (до вступления в брак - С. - л.д.№) (л.д. №) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности заведующего Н. фельдшерским пунктом <данные изъяты>.
В приказах о приеме на работу за № от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> (л.д. №) и освобождении от должности за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) должность истца указана соответственно - заведующая Н. фельдшерским пунктом и заведующая Н. фельдшерско-акушерским пунктом.
Справкой, уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения, выданной <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. № подтверждается, что Макарова (С.) Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности заведующей Н. фельдшерским пунктом, переименованной с ДД.ММ.ГГГГ в «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшер».
Действующим в период работы истца заведующей фельдшерским пунктом законодательством было предусмотрено создание фельдшерско-акушерских пунктов, а не фельдшерских пунктов. Так, Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 года № 566 (утратил силу на территории РФ в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 21.03.2003 года №118) было утверждено «Положение о фельдшерско-акушерском пункте» (приложение №1 к приказу), согласно которому фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что, работая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей Н. фельдшерским пунктом она, помимо организационных функций, выполняла также следующие обязанности: <данные изъяты>
Выполняемые в спорный период истцом должностные обязанности соответствуют обязанностям заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера, обозначенные в «Положении о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере», утвержденном Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 года №566, а также должностным обязанностям фельдшера, установленных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 года №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2010 года № 18247), что согласуется со Штатными нормативами медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов (Приложение № 4) к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года № 900, согласно которым заведующий фельдшерско-акушерским пунктом одновременно является фельдшером, акушеркой либо медицинской сестрой.
В подтверждение объяснений истца о том, что в должности заведующего фельдшерским пунктом она выполняла и должностные обязанности фельдшера в связи с отсутствием такой должности в штате, из материалов дела действительно следует, что в период работы истца в должности заведующего фельдшерским пунктом в штате данного пункта не имелось должности фельдшера, их выполняла заведующая пунктом Макарова Р.В. (до вступления в брак - С.), что подтверждается архивными выписками, выданными <данные изъяты>, соответственно от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. №), и от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. №), согласно которым в архивном фонде «<данные изъяты> в штатных расписаниях по райбольнице и подведомственным учреждениям на ДД.ММ.ГГГГ год имеются следующие записи: «Должности среднего медицинского и фармацевтического персонала фельдшерско-акушерских пунктов <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ - Н. ФАП предусмотрены должности: заведующая ФАП, акушерка, санитарка».
То обстоятельство, что должность заведующего фельдшерским пунктом относится к среднему медицинскому персоналу у суда не вызывает никаких сомнений в силу того, что истец не имеет соответствующего образования для занятия врачебной должности, а в соответствии с Номенклатурой врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденного приказом Министра здравоохранения СССР от 4 мая 1970 года № 280, данная должность не отнесена к врачебным должностям.
В соответствии с п. 45 приказа Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года № 900, которым утверждены штатные нормативы медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа (рабочих, курортных и городских) должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера отнесена к среднему медицинскому персоналу.
В соответствии с пунктом 5.25 Положения об аттестации средних медицинских работников, являющегося приложением № 1 к приказу Минздрава СССР от 9 октября 1987 года № 1104 фельдшера - заведующие фельдшерско-акушерским пунктом отнесены к средним медицинским работникам.
Должность фельдшера, функциональные обязанности которого фактически выполняла истец Макарова Р.В., работая заведующей фельдшерским пунктом, согласно приказу Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (утратил силу с 1 декабря 2008 года) также относилась к среднему медицинскому персоналу.
Как указано выше действующие в период работы истца заведующей фельдшерским пунктом нормативно-правовые акты предусматривали создание фельдшерско-акушерских пунктов, а не фельдшерских, как именовалось структурное подразделение больницы, где осуществляла трудовую деятельность истец. Причем упомянутыми выше Штатными нормативами медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденных приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 года № 900 (приложение 4), действовавших в то время, было определено, что если число обслуживаемого фельдшерско-акушерским пунктом сельского населения не превышает 700-900 человек и менее, в штате ФАП не вводятся штаты акушерки, патронажной медсестры, медсестры физиотерапии, однако при этом наименование фельдшерско-акушерского пункта не изменяется, выполнение их обязанностей возлагается непосредственно на заведующего фельдшерско-акушерского пункта.
На основании вышеизложенного суд считает, что принятое ответчиком решение об отказе во включении в специальный стаж истца периода ее работы в <данные изъяты> в должности заведующего фельдшерским пунктом, относящейся к среднему медицинскому персоналу, является незаконным и необоснованным.
Исходя из вышеприведенных правовых норм требование истца о применении льготного исчисления стажа (1 год работы за 1 год 3 месяца в сельской местности) подлежит удовлетворению к спорному периоду работы Макаровой Р.В. в должности заведующего фельдшерским пунктом, поскольку ее лечебная деятельность протекала на тот период в лечебно-профилактическом учреждении, расположенном в сельской местности.
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периода работы в должности гистолога-лаборанта в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О порядке рассмотрения судами дела, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - применим к спорному периоду работы истца), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Пунктом 3 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 предусмотрено, что в специальный стаж в льготном исчислении включается в том числе работа среднего медицинского персонала, проводящего патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного материала в патологоанатомических отделениях учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 14, 20 Списка. В пункте 1 Списка указаны больницы всех наименований. Перечень должностей среднего медицинского персонала состоит из следующих должностей: «фельдшер-лаборант, лаборант и т.д.».
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» в числе среднего медицинского персонала поименована, в том числе и должность лаборант.
В соответствии с положением о патологоанатомическом отделении (централизованном патологоанатомическом отделении) лечебно-профилактического учреждения (приложение № 1 к приказу Минздрава СССР от 04 апреля 1983 года №375 патологоанатомическое отделение (прозекторская) организуется в составе многопрофильных больниц (в том числе детских), инфекционных, психиатрических, онкологических больниц и диспансеров, исходя из числа вскрытий и исследований биопсийного и операционного материала в каждой из этих больниц (диспансеров), которые должны быть выполнены медицинским персоналом, предусмотренным для патологоанатомических отделений штатными нормативами (приложение № 1 к приказу Минздрава СССР от 23 октября 1981 года № 1095 «О штатных нормативах медицинского персонала патологоанатомических отделений (прозекторских)» (пункт 2).
В центральных районных больницах патологоанатомические отделения организуются с учетом обеспечения всех вскрытий трупов умерших и исследований всего биопсийного и операционного материала из прикрепленных лечебно-профилактических учреждений района (пункт 3).
Штат отделения устанавливается в соответствии с действующими штатными нормативами (пункт 12).
Из трудовой книжки истца следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала гистологом-лаборантом <данные изъяты> (л.д. №).
С ДД.ММ.ГГГГ по приказу № от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> Макарова Р.В. переведена лаборантом-гистологом <данные изъяты> (л.д. №).
С ДД.ММ.ГГГГ по приказу № от ДД.ММ.ГГГГ истец переведена постоянно на вышеуказанную должность (л.д. №).
Согласно личной карточки и копии диплома истец имеет среднее специальное медицинское образование (л.д. №).
Справкой, уточняющей особый характер или условия труда, необходимые для применения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, выданной <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), подтверждается, что Макарова (С.) Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работала полный рабочий день с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности гистолога-лаборанта в <данные изъяты> на период отпуска К., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - лаборантом в <данные изъяты>. Указано, что работа в указанной должности дает право на льготное пенсионное обеспечение, при этом указаны коды 27-СМ и 27-СМХР, используемые при предоставлении сведений индивидуального персонифицированного учета в Пенсионный Фонд России, соответствующие условиям для досрочного назначения трудовой пенсии по основанию: «связанная с хирургией лечебная работа в сельской местности» (к этому же коду льготы относится и работа в патолого-анатомических отделениях).
Период работы истца Макаровой Р.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, за исключением периодов нахождения в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком, исчисленных в календарном порядке.
Из письменного сообщения работодателя - <данные изъяты> следует, что предоставить копии тарификационных списков, штатного расписания и должностных обязанностей лаборанта-гистолога за ДД.ММ.ГГГГ год не представляется возможным в связи форс-мажорными обстоятельствами - стихийным наводнением в ДД.ММ.ГГГГ году и затоплением архива, при котором произошла утрата большей части документации (л.д. ДД.ММ.ГГГГ).
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что, работая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гистологом-лаборантом <данные изъяты> она помогала врачу в оформлении документации, связанной со вскрытием трупа, по ходу вскрытия оказывала помощь врачу в процессе взятия материала для исследования, при обработке биопсийного материала производила гистологическую обработку, то есть исходя из должностных обязанностей совместно с врачом осуществляла патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала.
Должностные обязанности истца соответствуют Положению о должностных обязанностях медицинского персонала патолого-анатомического отделения (центрального патологоанатомического отделения) лечебно-профилактического учреждения, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения СССР от 4 апреля 1983 года № 375, то есть в спорный период работы Макарова Р.Ф. фактически занимала должность лаборанта, относящуюся к среднему медицинскому персоналу, проводящему патолого-анатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала.
Исходя из целей, задач, направления, специфики деятельности патолого-анатомического отделения, осуществляющего патологоанатомические исследования, а также характера и условий работы истицы, выполняемых ею трудовых функций, непосредственно связанных с обработкой трупного материала, проведением гистологической обработки изъятых при вскрытии трупов материалов, наличия у истицы специального образования, соответствующих требованиям для среднего медицинского персонала (лаборанта), выполняемая истицей работа в должности лаборанта-гистолога тождественна работе лаборанта патологоанатомического отделения в учреждениях, поименованных п. 3 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, в связи с чем подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении, 1 год как 1 год 6 месяцев.
Кроме того, к спорному периоду работы Макаровой Р.В. в должности гистолога-лаборанта следует применить льготное исчисление стажа как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, так как работа гистолога-лаборанта в патологоанатомическом отделении больницы проходила в сельской местности.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что истец обратилась к ответчику за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Ответчиком при вынесении оспариваемого решении учитывались периоды работы истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Исходя из разрешенных исковых требований, специальный стаж истца Макаровой Р.В. для назначения досрочной страховой пенсии по старости при требуемом в 30 лет на ДД.ММ.ГГГГ составил 29 лет №, исходя следующего расчета: 29 лет № (признанный ответчиком) + № (период работы заведующим ФП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца) + № (период работы гистологом-лаборантом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев).
Соответственно на дату обращения за пенсией - на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца, при условии отсутствии у нее периодов, не подлежащих в такой стаж, составит 29 лет №
С учетом того, что необходимый для назначения пенсии 30-летний специальный стаж истец не выработала на дату обращения в Управление за назначением пенсии, однако в деле имеются сведения, выданные работодателем, об отсутствии у Макаровой Р.В. периодов работы, не подлежащих включению в специальный стаж, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, право на получение пенсии по вышеназванному основанию возникает у нее с ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление истца о взыскании судебных расходов суд разрешает следующим образом. В подтверждение несения судебных расходов истец представила договор на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), согласно которому юридическая фирма ООО «Л.» обязуется оказать Макаровой Р.В. юридические услуги по составлению заявления об оспаривании решения ПФ РФ и представлению ее интересов в К. районном суде ЧР, а заказчик Макарова Р.В. обязуется выплатить вознаграждение за оказанные услуги в размере № рублей; квитанцию от ДД.ММ.ГГГГ о внесении Макаровой Р.В. в кассу Юридической фирмы ООО «Л.» № рублей (л.д. №). При подаче иска в суд истец уплатила госпошлину в размере № рублей (л.д. №).
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе относятся расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимые расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Определяя размер судебных расходов, подлежащих взысканию с ответчика, суд принимает во внимание объем и характер оказанной сотрудником юридической фирмой «Л.» Яковлевой А.И. юридических услуг, а именно: в составлении искового заявления, написание которого особой сложности не представляет и ввиду этого не требует значительных затрат времени для оформления, не связано с необходимостью изучения большого объема правовых актов, сбора доказательств для их составления, и представлении интересов истца при рассмотрении вышеуказанного дела в суде первой инстанции в предварительном судебном и судебном заседаниях, которые заняли непродолжительное время, менее 1 часа, и заключалось лишь в том, что представитель истца Я. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Исходя из изложенного, учитывая конкретные обстоятельства дела, сложность дела, объем и характер оказанной представителем истца юридической помощи, требование закона о разумных пределах при взыскании расходов на оплату услуг представителя, суд полагает необходимым взыскать с Управления в пользу истца на оплату услуг представителя в сумме № рублей и по оплате госпошлины № рублей, всего № рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
Решение УПФР (гу) в г. К. и К районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным в части не включения в специальный стаж Макаровой Р.В. работы в должности заведующего фельдшерским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности гистолога-лаборанта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать УПФР включить Макаровой Р.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы в должности заведующей Н. фельдшерским пунктом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением льготного исчисления (из расчета один год работы в сельской местности за один год три месяца), в должности гистолога-лаборанта в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением льготного исчисления стажа (то есть один год девять месяцев за один год работы) и назначить ейдосрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня возникновения права на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении искового требования Макаровой Р.В. о назначении ейдосрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения за пенсией - с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Взыскать с УПФР в пользу Макаровой Р.В. судебные расходы в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М. Ефимова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.