№ 12- 1292/22
РЕШЕНИЕ
30.11.2022 г. адрес
Судья Дорогомиловского районного суда адрес Каширин С.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу ООО «КУП» на постановление заместителя главного государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды № 0401-2775/2021/3АО от 02.12.2021 г., вынесенное в отношении ООО «КУП» по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 4.17 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" (далее – КоАП адрес),
установил:
Постановлением № 0401-2775/2021/3АО от 02.12.2021 г. ООО «КУП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП адрес, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа.
В жалобе, поданной в суд, заявитель просит отменить вынесенное постановление, производство по делу прекратить по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель ООО «КУП» фио в судебное заседание явилась, суду пояснила, что нарушены сроки давности привлечения к административной ответственности, поскольку постановление вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, также пояснила, что ООО «КУП» является микропредприятием.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес фио в судебное заседание явилась, суду пояснила, что сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по данной статье составляет 1 год, и исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения (то есть с 21.09.2021 г.), при этом постановление вынесено 01.12.2021 г. оснований для уменьшения штрафа не имеется, при рассмотрении дела об административном правонарушении не нашлось исключительных оснований для назначения наказания ниже низшего, не было представлено доказательств, что общество является малым предприятием.
Проверив представленные материалы, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 4.17 Кодекса Москвы об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение правил содержания зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 8.10 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, 21.09.2021 г. установлено, что ООО «КУП» по адресу: адрес, допустило нарушения правил содержания зеленых насаждений, а именно, в зоне проведения работ объекта капитального строительства на указанной территории зеленые насаждения, попадающие в границы проведения работ не огорожены защитными деревянными щитами высотой 2 м, расположенных треугольником на расстоянии не менее 0,5 м от ствола дерева, согласно требованиям, установленным н. 9.8. Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП (далее - Правила). Кроме того, под не огороженными зелеными насаждениями складированы строительные и иные материалы, что является нарушением требований природоохранного законодательства. Выявленные факты являются нарушением требований, установленных ст. 2, 7, 8 Закона адрес от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений» (далее - Закон адрес № 17) и указывают на признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 4.17 КоАП Москвы. Согласно положениям ст. 2 Закона адрес № 17 все зеленые насаждения, расположенные на территории адрес, подлежат защите. Юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий (или бездействия), способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. В соответствии с требованиями ст, 7 Закона адрес № 17 юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений и не производить действий, способных нанести вред зеленым насаждениям. Согласно положениям, установленным ст. 8 Закона адрес № 17 осуществление градостроительной и иной деятельности в адрес, ведется с соблюдением требований но защите зеленых насаждений. В соответствии с требованиями, установленными и. 9.8., 9.3 11равил, при производстве строительных и иных видов работ, организации обязаны ограждать деревья, находящиеся на территории строительства сплошными щитами высотой 2 м, располагая их треугольником на расстоянии не менее 0,5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 адрес озелененных территориях запрещено складировать любые материалы. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в адрес ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства» (далее - ГКУ УДМС) на объект капитального строительства: «Путепровод через железнодорожные пути Смоленского направления МЖД, внеуличные пешеходные переходы, переустройство инженерных сетей и коммуникаций, в т.ч. железнодорожная инфраструктура, с реконструкцией адрес, Промышленного и адрес, обеспечивающей их функционирование. Этап 2. Путепровод через ж/д пути Смоленского направления МЖД, пешеходный проход на адрес в существующей насыпи дороги, переустройство инженерных сетей и коммуникаций, с реконструкцией адрес, Промышленного и Багратионовского проездов, обеспечивающей их функционирование» (далее - Объект) выдано разрешение от 12.10.2020 г. № 77-07-2558-220МС, имеется положительное заключение ГАУ «Московская государственная экспертиза» от 23 июня 2020 г. № 77-1-1-3-026108-2020. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 № 283-1111 «Об особенностях проведения земляных работ (установки временных ограждений, размещения временных объектов), осуществляемых в целях проведения работ финансируемых за счет средств бюджета адрес или за счет' средств Московского фонда реновации жилой застройки, автономной некоммерческой организации «Развитие социальной инфраструктуры», автономной некоммерческой организации «Развитие спортивных и инфраструктурных объектов», Технической инспекцией Объединения административно-технических инспекций адрес в установленном порядке зарегистрированы уведомления № У0707315 от 02.02.2021 и № У0707067 от 19.10.2020 о производстве земляных работ, установки временных ограждений и размещении временных объектов с целью реализации проекта реконструкции улично-дорожной сети, направленное ГКУ «УДМС». Согласно объяснению генерального директора ООО фио Коновалова между ГКУ «УДМС» и ООО «АльмакорГруп» заключен Государственный контракт № 0173200001420000856 (далее - Государственный контракт) от 15.09.2020 для строительства вышеуказанного Объекта. На основании Актов приема-передачи строительной площадки от 14.10.2020 к ООО «АльмакорГруп» переходят права и обязанности по содержанию площадки в надлежащем порядке и строительству на ней объекта, определенного в Государственном контракте. ООО «КУП» на основании Договора строительного подряда от 10.11.2020 № Г1Б.2/11.20/КУП (далее - Договор) является подрядчиком ООО «АльмакорГруп» и осуществляет работы по переустройству электрических сетей па Объекте. На основании Акта приема-передачи строительной площадки от 04.12.2020 к ООО «КУП» переходят права и обязанности по содержанию площадки в надлежащем порядке и осуществлению на ней работ, определенных в Договоре. Таким образом, обязанности по содержанию зеленых насаждений при проведении работ по адресу: Москва, адрес, адрес, возложены на ООО «КУП». Согласно требованиям, установленными п. 7.18, 7.31, 7.32, 7.59 Договора ООО «КУП» обязан обеспечивать в ходе выполнения работ на строительной площадке (полосе отвода) выполнение мероприятий по охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли в соответствии с требованиями проектной, нормативной и разрешительной документации. Выполнять работы в соответствии с требованием Правил подготовки производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в адрес № 299-ПП от 19.05.2015 года. ООО «КУП» обязан обеспечить соблюдение на строительной площадке требований охраны окружающей среды, рациональному использованию территории, зеленых насаждений и земли. Работы по настоящему Договору выполнять в соответствии с Законом адрес от 05 мая 1999 № 17 «О защите зеленых насаждений», «Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес» утверждёнными постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года № 743-ПГ1, Постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2003 года № 616-ГШ «О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в адрес», распоряжением правительства Москвы от 09 июня 2003 года № 979-РГ1 «О пересадке зеленых насаждений, адаптированных к условиям городской среды», «Правилами посадки крупномерны деревьев и требованиями к производству данного вида работ», утвержденными первым заместителем Мэра Москвы - фио 14 августа 2003 года. Выполнение работ ООО «КУП» согласно Договору с ООО «АльмакорГруп» подтверждено платежным поручением от 23.11.2020 № 200501.
Таким образом, 21.09.2021 установлено, что ООО «КУП» но адресу: Москва, адрес, допустило нарушения правил содержания зеленых насаждений, выразившееся в том, что в зоне проведения работ объекта капитального строительства на указанной территории зеленые насаждения, попадающие в границы проведения работ не огорожены защитными деревянными щитами высотой 2 м, расположенных треугольником на расстоянии не менее 0,5 м от ствола дерева, , под не огороженными зелеными насаждениями складированы строительные и иные материалы, что является нарушением требований Закона адрес от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений», «Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес», утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПН.
Таким образом, установлено, что ООО «КУП» является правообладателем земельного участка по адресу: адрес, и произрастающих зеленых насаждений (деревья, кустарники, газон).
Согласно данным АИС "Реестр зеленых насаждений" паспорт благоустройства территории по адресу: адрес, отсутствует.
В соответствии со ст. 2 Закона адрес от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории адрес, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями.
Статьей 5 Закона адрес от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" предусмотрен обязательный учет зеленых насаждений, который производится при регистрации сделок с земельными участками и переходе прав на них. При этом учитываются наличие зеленых насаждений, занимаемая ими площадь, видовой состав и возраст деревьев и кустарников.
В соответствии со ст. 7 Закона адрес от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" граждане и юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях. Лица, имеющие права на земельный участок, принимают на охрану и содержание находящиеся на нем зеленые насаждения, что может закрепляться специальным охранным свидетельством, и несут ответственность в соответствии с главой 6 настоящего Закона.
В соответствии с Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес, утв. Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП (далее - Правила), правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда адрес обязаны осуществлять контроль за их состоянием, проводить учет находящихся на земельном участке зеленых насаждений и природных сообществ, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений и природных сообществ.
Согласно п. 2.6 Правил озелененные, природные, особо охраняемые зеленые, особо охраняемые природные территории и иные территории, занятые зелеными насаждениями, в адрес могут находиться в федеральной собственности, в собственности адрес, в муниципальной собственности. Независимо от формы собственности каждый правообладатель земельного участка территории зеленого фонда адрес обязан содержать и охранять его, а также осуществлять учет находящихся на земельном участке зеленых насаждений и элементов комплексного благоустройства за счет собственных средств самостоятельно или путем привлечения подрядчика.
Содержание объектов озеленения включает инвентаризацию объекта озеленения и актуализацию ее результатов, за исключением случаев, указанных в дефисах третьем - шестом пункта 7.1.17 настоящих Правил, когда эти работы выполняются в рамках соответствующих мероприятий (п. 2.11).
В соответствии с п. 7.1.1 приложения 1 постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес" (далее - Правила) учет зеленых насаждений в адрес осуществляется путем проведения инвентаризации.
В соответствии с п. 7.1.2 Правил инвентаризации подлежат все территории зеленого фонда адрес (особо охраняемые природные территории, особо охраняемые зеленые территории, природные, озелененные территории и иные территории, занятые зелеными насаждениями).
При инвентаризации территорий зеленого фонда адрес учету, в том числе, подлежат: зеленые насаждения (деревья, кустарники, газоны, цветники) и природные сообщества (лесная, луговая, околоводная растительность); здания и сооружения; дорожно-тропиночная сеть и т.д. (п. 7.1.6).
Документом, отображающим результаты инвентаризации территорий зеленого фонда адрес, является: для территорий зеленого фонда адрес, не относящихся к особо охраняемым природным, особо охраняемым зеленым и природным территориям, дворовым территориям, - Паспорт благоустройства территории (п. 7.1.7).
В соответствии с п. 9.2 все правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда адрес обязаны вносить в паспорт все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников, и др.); обеспечивать проведение оценки состояния своей территории согласно требованиям раздела 6.
Таким образом, ООО «КУП» допустило нарушение правил создания и содержания зеленых насаждений.
Действия ООО «КУП» квалифицированы должностным лицом по ч. 2 ст. 4.17 КоАП адрес.
Факт совершения ООО «КУП» указанного административного правонарушения и его виновность подтверждены представленными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении; протоколом осмотра, фотоматериалом; объяснениями генерального директора ООО «КУП»; контрактом от 15.09.202 г.; актом приема-передачи строительной площадки; договором строительного подряда; техническим заключением; разрешением на строительство; выпиской из ЕГРЮЛ; иными материалами дела.
Вышеперечисленные доказательства составлены уполномоченным на то должностным лицом, в рамках выполнения им своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, при этом, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «КУП» не представлены документы, подтверждающие своевременное принятие всех необходимых мер по соблюдению требований природоохранного законодательства.
Таким образом, совершенное ООО «КУП» административное правонарушение по ч. 2 ст. 4.17 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" квалифицировано правильно в соответствии с обстоятельствами, установленными в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Существенных нарушений норм процессуального и материального права, которые повлекли бы отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении в данном случае не усматривается.
Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении не противоречит требованиям ст. ст. 2.6.1, 28.6, 29.10 КоАП РФ и сроки давности при его вынесении не нарушены.
Довод представителя ООО «КУП» о малозначительности совершенного административного правонарушения нельзя признать состоятельным.
Из разъяснений п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ООО «КУП» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Тогда как, с учетом характера совершенного правонарушения и конкретные обстоятельства дела, оснований для признания его малозначительным не имеется.
Доводы жалобы стороны защиты не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности, постановление по делу вынесено должностным лицом по истечении двух месяцев предусмотренных 4.5 КоАП РФ основаны на ошибочном толковании закона и не могут служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица, т.к. срок давности по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования (Глава 8 КоАП РФ) исходя из требований ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год.
Основания для назначения наказания в виде предупреждения у суда отсутствуют по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 4.17 КоАП адрес с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Таким образом, в данном случае жалобу заявителя надлежит оставить без удовлетворения, постановление должностного лица без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление заместителя главного государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды № 0401-2775/2021/3АО от 02.12.2021 г., вынесенное в отношении ООО «КУП» по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 4.17 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", - оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения через Дорогомиловский районный суд адрес.
Судья С.В. Каширин