Дело №2/1-67/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2017 года г.Абдулино
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мурзаковой Н.П.,
при секретаре Фроловой В.И.,
с участием истцов Фомичева М.Л., Коноваловой М.А.,
представителей ответчика ЗАО ОТК «Коммунэнерго» — Ларинчевой Ю.А., действующей на основании доверенности, Боярова А.А., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица — администрации МО Абдулинский городской округ Афлятуновой Р.А., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица — ООО «Управляющая компания Жилкомсервис» – Каюмова Э.И., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фомичева М.Л., Коноваловой М.А. к закрытому акционерному обществу Оренбургская теплоэнергетическая компания «Коммунэнерго», открытому акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс» Оренбургский филиал о признании незаконным начисления платы за отопление,
У С Т А Н О В И Л:
Фомичев М.Л., Коновалова М.А. обратились в суд с иском к закрытому акционерному обществу Оренбургская теплоэнергетическая компания «Коммунэнерго» (далее – ЗАО ОТК «Коммунэнерго»), открытому акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс» Оренбургский филиал (далее – ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Оренбургский филиал) о признании незаконным начисления платы за отопление.
В обосновании иска указав, что Фомичеву М.Л., на праве собственности, принадлежит квартира, расположенная по адресу: .... Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Абдулинским отделом Управления Россреестра по Оренбургской области, ..., бланк .... Коноваловой М.А., на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: .... Фомичев М.Л. 10 февраля 2016 года, получил в администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области, решение ... о согласовании переустройства жилого помещения, а именно на устройство внутриквартирного газового оборудования. Работы были выполнены ОА «Газпромраспределение Оренбург» филиал в г. Бугуруслан. Актом приемочной комиссии от ..., работы были завершены. Ранее, в июне 2016 года в квартире Фомичева М.Л. ЗАО ОТК «Коммунэнерго» были демонтированы приборы отопления, что подтверждается справкой общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомсерис» (далее – ООО УК «Жилкомсервис») от .... Аналогичные мероприятия были проведены Коноваловой М.А. 31 марта 2016 года, ею было получено в администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области, решение ... о согласовании переустройства жилого помещения. Работы были выполнены ООО «Гастройсервис». Актом приемочной комиссии от ... работы были завершены. Система отопления ЗАО ОТК «Коммунэнерго» также было демонтировано. Таким образом, собственниками жилых кварир ... и ... в жилом доме по адресу: ..., было установлено индивидуальное газовое отопление. С момента демонтажа систем отопления ответчика, истцы прекратили пользоваться услугами энергоснабжающей организации. Несмотря на это, плата за отопления начисляется по настоящее время. Они считают, данные действия ответчика незаконными. По данному вопросу они обращались в Абдулинскую межрайонную прокуратуру. Прокурор ... перенаправил их обращение в Государственную жилищную комиссию по Оренбургской области. 23.11.2016 года Фомичевым М.Л. и Коноваловой М.А., был получен ответ, в котором им было указано на обоснованность начисление платы за отопление. В частности, было указано, что установка индивидуального отопления в конкретной квартире не влечет прекращение отношений по теплоснабжению для общедомовых нужд и не освобождает потребителя от обязанности по оплате за потребляемую тепловую энергию. Считают, что данная позиция не согласуется с нормами материального права. Размер платы за коммунальную услугу, рассчитывается с учётом объема её потребления, а поскольку, их системы отопления демонтированы в июне 2016 года, начисление платы за отопление квартир считают незаконным. В направляемых в их адрес квитанциях указаны размер платы за отопление конкретной квартиры, а не плата за отопление в примыкающих помещениях. Просят суд, признать незаконным начисление платы за отопление квартиры ..., расположенной по адресу: ..., и признать незаконным начисления платы за отопление квартиры ..., расположенной по адресу: ....
В судебном заседании истец Фомичев М.Л., ранее сказанное поддержал, просил суд, вынести справедливое решение.
В судебных заседаниях от ..., ..., ..., ..., ..., пояснял, что он соблюдал все правила, какие администрация к нему предъявило, собрал все проекты, согласования, все подписано должностными лицами. Он подавал заявление в ЗАО ОТК «Коммунэнерго» об отказе от услуг централизованного теплоснабжения, но квитанции на оплату данной коммунальной услуги приходят по настоящее время. С каждым месяцем сумма задолженности увеличивается. Он желает, чтобы это прекратилось. Он не пользуется услугами центрального отопления. Их дом 32-х квартирный. Демонтаж оборудования был осуществлен 21.06.2016 г. Имеется разрешение на перевод с центрального отопления на индивидуальное отопление. В письме Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, адресованном ему, указано на то, что плата взимается за получение теплоэнергии, но он не получает и не пользуется теплоэнергией, поэтому плата не должна взиматься. Считает неправомерным начисление платы, поскольку услуга не предоставляется.
В судебном заседании истец Коновалова М.А., заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
В судебных заседаниях от ..., ..., ..., ..., истец Коновалова М.А., поясняла, что они с Фомичевым М.Л. соседи. Их соседям, ранее перешедшим на индивидуальное отопление, не приносят квитанции на оплату за пользование централизованным отоплением. Она провела индивидуальное отопление в мае 2016 г., но квитанции на оплату за пользование отоплением приносят по настоящее время. Ей также давали справки и разрешение, что и Фомичеву М.Л. Специалисты ЗАО ОТК «Коммунэнерго» сказали, чтобы они не платили по квитанциям за отопление, потому что они ждут разъяснения с Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области. Когда пришел ответ с Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, стало известно, что плата взимается за получение теплоэнергии, но она не получает и не пользуется теплоэнергией. Ранее им не разъясняли, что оплата, так и будет взиматься по центральному отоплению, когда они установили индивидуальное отопление, стало известно, что они должны платить и за центральное отопление тоже. Считает, что незаконно начисляют плату за отопление, поскольку от всех организаций есть согласие, имеется разрешение, все было согласовано.
В судебном заседании представитель ответчика ЗАО ОТК «Коммунэнерго» – Ларинчева Ю.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска.
В судебных заседаниях от ..., ..., представитель ответчика ЗАО ОТК «Коммунэнерго» – Ларинчева Ю.А., поясняла, что при переустройствежилого помещения производится установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в техническийпаспортжилого помещения. При перепланировкежилого помещения производится изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Считает, что помещение истцов не отвечаем тем требованиям, которое предъявляются к жилым помещениям. Сложившаяся ситуация приводит к повышению тарифов за отопление квартир, собственником которых не произвели переход на индивидуальное отопление. ЗАО ОТК «Коммунэнерго» несет убытки по перерасходу топлива, воды и электричества. Нарушается гидравлический и температурный баланс, режим тепловых сетей, повышается неэффективность котельных сетей. Учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом, при отключении радиаторов, обогрев тепловой энергией на общедомовые нужды не прекращается. При отсутствии доказательств, правомерного проведения установленного законом факта отключения квартиры истца от центрального отопления, спорные площади подлежат учету как отпаливаемые от центрального отопления.
В судебном заседании представитель ответчика ЗАО ОТК «Коммунэнерго» – Бояров А.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска, ранее сказанное поддержал.
В судебных заседаниях от ..., ..., ..., представитель ответчика ЗАО ОТК «Коммунэнерго» – Бояров А.А., пояснял, что они писали обращения для разъяснения им возникшей ситуации в Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области и в Абдулинскую межрайонную прокуратуру. Согласно представленным им ответам, переход на автономное отопление не является основным способом теплоснабждения, а является дополнительным способом теплоснабжения. В правилах прописано, что возможен переход на автономное отопление при наличии общедомового плана переустройтсва. Проектов нет. Также у администрации не было оснований на выдачу разрешений, поскольку в Постановлении Правительства от 2010 года, указано, что запрещено переходить на индивидуальное отопление полностью. В данном Постановлении указаны варианты перехода на индивидуальное отопление, согласно которым, можно перейти на индивидуальное отопление, если есть проект здания и если есть возможность перевода здания полностью на индивидуальное отопление. Если этого нет, администрация не имела права выдавать разрешение. Считает, что в возникшей ситуации виновата администрация. Администрация, должна возместить жильцам все затраты, которые они потратили на проведение газа, и заново перевести людей на центральное отопление. В 2016 году, их организация писала письмо на имя главы города Абдулино, о том, что нужно прекратить выдавать разрешения, поскольку это незаконно. Их никто не слушал. В связи с этим, они отказывались подписывать документы, разрешающие переходить лицам на индивидуальное отопление. ЗАО ОТК «Коммунэнерго» подает показания в ОАО «Энергосбыт Плюс», затем последние начисляют плату за полученную тепловую энергию. В том, что идет начисление платы, они не виноваты, все по закону. Поскольку это вина администрации, она и должна будет за это отвечать.
В отзыве на исковое заявление ЗАО ОТК «Коммунэнерго», указало, что ЗАО «ОТК «Коммуэнерго», арендует у администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области котельные для подачи тепловой энергии в жилые дома. ЗАО «ОТК «Коммуэнерго» осуществляет производство, передачу, распределение тепловой энергии и горячего водоснабжения с использованием коммунальной инфраструктуры, в том числе объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения в Оренбургской области Абдулинском районе г. Абдулино. ЗАО «Оренбургская теплоэнергетическая компания «Коммунэнерго» регулирует систему взаимоотношений в теплоснабжении в направлении обеспечения устойчивого и надежного снабжения тепловой энергией потребителей. В 2016 г. истцы получили в администрации МО Абдулинского городского округа Оренбургской области решения о согласовании переустройства жилого помещения, а именно устройство внутриквартирного газового оборудования. Актами приемочной комиссии работы были завершены. Система отопления ответчиков была демонтирована. Таким образом, истцами-собственниками квартир ... и ... в жилом доме по адресу: ... было установлено индивидуальное газовое отопление. В соответствии с п. 2 ст. 544 ГК РФ, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. К таким правовым актам и законам, регламентирующим порядок расчетов за коммунальные услуги, в том числе и за коммунальную услугу по отоплению, относится Жилищный кодекс РФ, Правила предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В названных нормативно правовых актах представлены расчетные формулы, в соответствии с которыми, исполнитель коммунальных услуг либо ресурсоснабжающая организация обязана производить начисление платы за коммунальные услуги их потребителям. Оба нормативно-правых акта, являются действующими и обязательными к применению в расчетах с потребителями, при этом, обращают внимание суда, что составляющие расчетных формул, в том и другом постановлении идентичны и не противоречат друг другу. Согласно нормам ст.ст. 30,39,154 Жилищного кодекса РФ, при переходе на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии с собственников и пользователей помещений не снимается обязанность по несению расходов на содержание общего имущества, в том числе на коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды. Пунктами 42 (1) и 43 Правил № 354, установлен единый порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению при наличии или отсутствия коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета тепловой энергии, не предполагающий особых условий оплаты коммунальной услуги по отоплению при использовании индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Стоит учесть, что перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с центральной системы отопления на индивидуальное отопление не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии от центральной системы отопления. Действия ЗАО ОТК «Коммунэнерго» по начислению и взиманию платы за отопление с истцов отключенных от центральной системы отопления жилых помещений в многоквартирном доме, регламентированы действующим жилищным законодательством РФ, являются в полной мере законными и обоснованными. Просит суд, отказать в удовлетворении требований истцов.
На основании определения Абдулинского районного суда Оренбургской области от ... к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».
В судебное заседание представитель соответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. В отзыве на исковое заявление указано, что действующее законодательство не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центрального теплоснабжения на иной вид индивидуального отопления. Просят суд, отказать в удовлетворении исковых требований истцов в полном объеме.
На основании определения Абдулинского районного суда Оренбургской области от ... к участию в деле в качестве третьего лица привлечены: администрация МО Абдулинский городской округ Оренбургской области, ООО УК «Жилкомсервис».
В судебном заседании представитель третьего лица, ООО УК «Жилкомсервис» – Каюмов Э.И., действующий на основании доверенности, просил разрешить исковые требования в соответствии с законодательством.
В судебных заседаниях от ..., ..., ...., ..., представитель третьего лица, ООО УК «Жилкомсервис» – Каюмов Э.И., пояснил, что у них в организации нет договоров с теплоснабжающей организацией. Согласно положениям ЖК РФ, абоненты имеют право на заключение с ресурсоснабжающей организацией договор на поставку тепловой энергии. Теплоэнергия в данном случае, поставляется без посредников, напрямую в квартиры истцов. Коммунальные услуги предоставляются управляющей компанией ЗАО ОТК «Коммунэнерго». Их организация на бланке разрешения указывает, что не возражают в случае наличия разрешительных документов на установление индивидуального отопления. На этом их разрешительные функции заканчиваются. Им пишут заявление на демонтаж, они демонтируют систему отопления. Считает, что собственники квартир не знали о положении законодательства, как правильно перевести квартиру на индивидуальное отопление, поэтому все так и получилось.
В судебном заседании от ... представитель третьего лица, администрации МО Абдулинский городской округ – Гилязов Э.Р., действующий на основании доверенности, пояснял, что администрация выдает разрешение на установку автономного отопления в квартирах многоквартирных домов. Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. С 01.03.2005 г. введено жилищное законодательство, согласно которому имеется три формы домоуправления. Все данные работы и услуг предоставляются через управляющую компанию. Управляющая компания согласовывает переоборудование централизованного отопления на автономное. В договоре по поставке тепловой энергии говориться о принятии мер для недопущения нарушений. Нарушений не было. Жалобы в администрацию не поступали. Фомичевым М.Л. был предоставлен в администрацию проект, согласованный управляющей компанией, первичный акт приемочной комиссии от 26.08.2016 г. Проектную документацию приготовил ООО «Газпром газораспределение Оренбург». При осмотре их специалистами оборудования замечаний не было выявлено. Также при переоборудовании данного помещения не было выявлено каких-либо технологических нарушений. Не было жалоб со стороны управляющей копании, не было обнаружено промерзания стен квартир. Данный процесс не мешает подаче тепловой энергии. Разрешение дается о том, что в помещении возможно установить котел и оборудование индивидуального отопления. Подразумевается переход на иной источник теплоснабжения. ЗАО ОТК «Коммунэнерго» незаконно выставляет абонентам счета на оплату коммунальной услуги. Абонент обязан предупредить об отключении от подачи тепловой энергии. Но в законодательстве не сказано о дальнейшем начислении счетов после отключения от поставки тепловой энергии. В связи с этим, считает, что ЗАО ОТК «Коммунэнерго» незаконно начисляют плату за тепловую энергию.
В судебном заседании от ..., ... представитель третьего лица, администрации МО Абдулинский городской округ – Данилова Г.В., действующая на основании доверенности, поясняла, что согласно Жилищному кодексу, они не имеют права отказать людям в переустройстве и перепланировке их жилья, как в улучшении жилищных условий. Поэтому, говорить о том, что администрация давала разрешение незаконно – это неправильно. ЗАО ОТК «Коммунэнерго» до 2013 года согласовывало разрешение на перевод на индивидуальное отопление. Само ЗАО ОТК «Коммунэнерго» спровоцировало всплеск того, что люди стали переходить на индивидуальное отопление. Поскольку в администрацию поступали жалобы, что в квартирах температура 13-15 градусов. До 2016 года городская администрация выдавала разрешение на переустройство отопления. В письмах Государственной жилищной инспекции, прокуратуры не было прописано, что это незаконно. Это говорит о том, что граждане с индивидуальным отоплением, не освобождаются от оплаты за потребляемую тепловую энергию. Каждый человек имеет право улучшить свои жилищные условия, люди захотели индивидуальное отопление, чтобы не мерзнуть весной и осенью, администрация не имела права им в этом отказать. Ранее, такой вопрос не поднимался, и городская администрация до 2015 года включительно выдавала разрешения. Разрешение выдавалось на основании Жилищного кодекса РФ. Разрешение, которое они дают для согласования с заинтересованными органами, подготовлено в произвольной форме для того, чтобы уточнить стоит ли людям вообще этим заниматься. Потому что проектные работы, технические условия, стоят денег. Поэтому, прежде чем начать эти работы они дают людям разрешение для того, чтобы они прошли по организациям и им согласовали все. Устанавливать индивидуальное отопление жильцы многоквартирных домов имеют право.
В судебном заседании представитель третьего лица, администрации МО Абдулинский городской округ – Афлятунова Р.А., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения требований истцов, считает требования Фомичева М.Л. и Коноваловой М.А. законными и обоснованными.
В судебных заседаниях от ..., ..., ... представитель третьего лица, администрации МО Абдулинский городской округ – Афлятунова Р.А., поясняла, что разрешение от ... является предварительным документом. Они выдаются для установления мнения заинтересованных лиц. В разрешении на обратной стороне имеется сведения о согласовании с Управляющей компанией, МУП «Абдулинское» и Газовой службой. Данные организации дают предварительное согласие, что в помещении возможно переоборудование системы отопления. Форма разрешения не установлена, выдается в произвольной форме. Сначала гражданин обращается в администрацию МО Абдулинский городской округ с заявлением, предоставляет полный пакет правоустанавливающих документов, предусмотренных ст.26, затем ждет результат. В течение 45 дней после предоставления полного пакета документов выносится разрешение на переустройство системы отопления, либо об отказе на переустройство системы отопления. Разрешение фактически ничем не регулируется, это предварительный документ. Считает, что услуга не предоставлена, в связи с чем законных требований выставлять счета у ЗАО ОТК «Коммунэнерго» и у ОАО «Энергосбыт Плюс» не имеется. В материалах дела имеется акт демонтажа центрального отопления. В связи с этим можно утверждать, что тепло в квартиры не поступало, соответственно услуга не оказывалась. В связи с чем, выставленные счета, она считает, незаконными.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединительную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
На основании п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору снабжения электроэнергией выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключённым с момента первого фактического подсоединения абонента в установленном порядке к присоединительной сети.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее – Правила № 354).
Согласно пп. «и» п. 34 Правил №354 потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п.п. 66. 67 Правил №354 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Судом установлено, что ответчик Фомичев М.Л., является собственником квартиры ..., расположенной по адресу: ..., что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ... В котором указано, что Фомичев М.Л. является собственником ... квартиры, общей площадью ... кв.м, на основании договора купли-продажи от ....
Ответчик Коновалова М.А., является собственником квартиры ..., расположенной по адресу: ..., что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ... В котором указано, что Коновалова М.А. является собственником ... квартиры, общей площадью ... кв.м, на основании договора купли-продажи от ....
Агентским договором ... от ..., заключенным между ЗАО «Оренбургская теплогенерирующая компания «Коммунэнерго» и ОАО «Оренбургэнергосбыт» (28.08.2014 года реорганизовано в ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»), предусмотрено, что ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» осуществляет функцию начисления платы за коммунальные услуги населению и производит взыскание своевременно неоплаченных сумм и пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги.
Из копии решения ... о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения от ..., выданного администрацией муниципального образования город Абдулино, усматривается, что администрация муниципального образования город Абдулино, рассмотрев представленные документы, разрешает Фомичеву М.Л. проживающему в ... переустройство и перепланировку жилого помещения в соответствии с представленным проектом.
Согласно заявлению от ..., адресованному директору ООО «УК «Жилкомсервис», видно, что Фомичев М.Л. собственник квартиры ..., расположенной по адресу: ... демонтировал отопительные приборы с центральной системы отопления самостоятельно.
Согласно акту приемочной комиссии администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области от ... ..., следует, что переустройство и (или) перепланировка жилого (нежилого) помещения по адресу: ..., завершено. К приемке осуществлены мероприятия (работы): установлен внутриквартирный газопровод и газовое оборудование квартиры. Ремонтно-строительные работы выполнены: ОА «Газпром газораспределение Оренбург» филиал в г.Бугуруслан «Бугурусланмежрайгаз» КЭС «Абдулиногоргаз».
Из копии решения ... о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения от ..., выданного администрацией муниципального образования город Абдулино, усматривается, что администрация муниципального образования город Абдулино, рассмотрев представленные документы, разрешает Коноваловой М.А. проживающей в ..., переустройство и перепланировку жилого помещения в соответствии с представленным проектом.
Из копии разрешения ... от ..., выданного администрацией муниципального образования город Абдулино, усматривается, что администрация муниципального образования город Абдулино, рассмотрев представленные документы – согласования ВДПО г.Абдулино и выкопировки из техпаспорта, выданного ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис», разрешает Коноваловой М.А., проживающей в ..., устройство индивидуального отопления квартиры, расположенной по адресу: .... Технический надзор поручен ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис». Разрешение подписано главой администрации, имеется гербовая печать. Имеются отметки о согласовании с ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис», МУП «Абдулинское» и ВДПО г. Абдулино.
Из материалов дела следует, что согласно справке от ... ... специалистами ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис» были демонтированы отопительные приборы с центральной системы отопления в квартире, расположенной по адресу: ....
Согласно акту приемочной комиссии администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области от ... ..., следует, что переустройство и (или) перепланировка жилого (нежилого) помещения по адресу: ..., завершено. К приемке осуществлены мероприятия (работы): установлен внутридомовой газопровод. Ремонтно-строительные работы выполнены: ООО «Газстройсервис».
В соответствии со ст. 25-29 ЖК РФ переустройство (перевод на автономное газовое отопление) жилого помещения проводиться с соблюдением требования законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, а также при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ).
Частью 15 статьи 14 Закона № 190-ФЗ запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень, которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса РФ для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения представляет помимо прочего подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании, схемы теплоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... не имеется.
В силу пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Таким образом, обогревающие элементы, находящиеся внутри квартир, входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Переоборудование системы отопления в отдельной квартире многоквартирного дома затрагивает общедомовые инженерные сети, что препятствует возможности замены одного вида отопления на другой. Поскольку система отопления здания является единым целым, в данном случае должен быть выполнен проект реконструкции системы отопления всего здания в целом, который должен быть согласован в установленном порядке с органом местного самоуправления.
Поскольку система центрального отопления дома относится к общему имуществу, то ее реконструкция возможна путем уменьшения, изменения назначения или присоединения к имуществу одного из собственников помещений только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст.40, ст. 44 ЖК РФ). Кроме того, схема теплоснабжения должна предусматривать возможность перехода на индивидуальный источник отопления без изменения тепловой нагрузки многоквартирного дома.
Соблюдение данных условий в судебном заседании не установлено.
В письмах Министерства энергетики Российской федерации от 10.10.2014 г. № ВК-11406/10 и министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.10.2014 № 22 588- ОД/04, от 19.02.2015 № 4523-ОД/04 указано, что переход на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирном доме возможен только в случае. Если данный способ теплоснабжения предусмотрен в схеме теплоснабжения и если такое переоборудование не приведёт к нарушению в работе инженерных систем и, что возможность перехода на отопление жилых помещений с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения.
В связи с тем, что отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого или нежилого помещения, в том числе, осуществленного по согласованию с органом местного самоуправления, не является основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению. Граждане, демонтировавшие радиаторы отопления, не могут быть освобождены от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, поскольку остаются потребителями тепловой энергии. Демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиком не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, отапливая весь дом.
Согласно нормам ст.ст. 30,39,154 Жилищного кодекса РФ, при переходе на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии с собственников и пользователей помещений не снимается обязанность по несению расходов на содержание общего имущества, в том числе на коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды.
Кроме того, в письме Минстроя России от 28.01.2015 № 1922-ОГ/04 также разъясняется, что плата за коммунальную услугу по отоплению должна определяться на общих основаниях и в случае перехода на отопление отельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии.
Таким образом, учитывая технические особенности поставки теплового ресурса в многоквартирный дом. Установка в конкретном помещении автономной системы теплоснабжения не влечет прекращения отношений по теплоснабжению и не освобождает потребителей от обязанности по оплате за тепловую энергию.
Переход на индивидуальное теплоснабжение с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг возможен в случае определения объема тепловой энергии, потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды. Поскольку применительно к потреблению тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство такой возможности не предусматривает, фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления.
Исходя из изложенного, у истцов остается обязанность по оплате тепловой энергии перед ответчиком.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Фомичева М.Л., Коноваловой М.А. о признании незаконным начисление платы за отопление.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Фомичева М.Л. о признании незаконным начисления платы за отопление квартиры ..., расположенной по адресу: ... и Коноваловой М.А. о признании незаконным начисления платы за отопление квартиры ..., расположенной по адресу: ..., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.П. Мурзакова
...