Решение по делу № 12-6/2019 от 21.01.2019

Р Е Ш Е Н И Е

15 апреля 2019 года г. Алагир

12-6/19

Алагирский районный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе:

председательствующего судьи – Черчесовой Л.А.

при секретаре – Ходовой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации местного самоуправления Майрамадагского сельского поселения Дзантиева Т.К. на постановление Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания №550 от 26 декабря 2018 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по охране природы РСО-Алания глава Майрамадагского сельского поселения ДЗантиев Т.К. признан виновным по ст.8.2 КоАП РФ и ему наложен административный штраф в размере 30.000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением глава АМС Майрамадагского сельского поселения Дзантиев Т.К. подал жалобу в которой указывает, что из постановления о назначении административного наказания, усматривается, что в ходе проверки санитарного состояния территории Майрамадаг обнаружены места несанкционированных стихийных свалок твердых бытовых отходов на западной и восточной окраине села. Данные обстоятельства, как ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей послужили основанием для привлечения его как главу к ответственности по ст.8.2 КоАП РФ. Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороной деяния. Органы местного самоуправления могут выступать с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований. В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что АМС Майрамадагского сельского поселения осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с бытовыми отходами и мусором. Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности АМС Майрамадагского сельского поселения. Следовательно, отсутствует и бездействие со стороны должностного лица данного органа местного самоуправления. При этом полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией ст.8.2 КоАП РФ. Таким образом, администрация местного самоуправления Майрамадагского сельского поселения и ее должностные лица не являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Однако, в ходе рассмотрения жалобы заявитель признал факт совершения правонарушения, в суд поступило заявление Дзантиева Т.К. в котором просит рассмотреть жалобу в его отсутствие, правонарушение признал, однако просит снизить установленный размер административного штрафа.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания Джатиева М.А., действующая на основании постоянной доверенности в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать, в снижении размера взысканного штрафа не возражала.

Специалист-эксперт отдела надзора за природопользованием Магомедов Р.М. в судебном заседании показал, что в соответствии с распоряжением председателя правительства РСО-Алания от 02 октября 2018 года о проведении в октябре-ноябре 2018 года месячника по санитарной очистке, благоустройству и озеленению населенных пунктов РСО-Алания, а также в соответствии с письмом министра природных ресурсов и экологии РСО-Алания он выехал на проверку в Майрамадаг. В ходе проверки санитарного состоянии территории сельского поселения при объезде территории сельского поселения в присутствии главы было установлено допущение образования стихийной свалки строительных и бытовых отходов, чем были нарушены ст.ст.7 и 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.ст. 8 и 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», о чем им в присутствии должностного лица-главы сельского поселения был составлен протокол об административном правонарушении. С указанным нарушением глава сельского поселения согласился, о чем свидетельствует его объяснение в протоколе об административном правонарушении. С указанным протоколом Дзантиев Т.К. был ознакомлен, копия вручена под роспись.

Выслушав участников процесса, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, проверив материалы дела, судья считает, что жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основания.

В соответствии с ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст.25.1- 25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Согласно п.п.1,3,7 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные доказательства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Как усматривается из ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как усматривается из ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В силу п.2 ст.8 названного ФЗ, п.2 ст.7 ФЗ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п.14 ч.1 ст.15 ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Пунктом 2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из системного толкований приведенных норм законодательства следует, что органы местного самоуправления могут выступать с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а с другой стороны являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

Обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу об административном правонарушении, при рассмотрении жалобы не установлено.

Из материалов дела и данных, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, следует, что дело было рассмотрено компетентным должностным лицом. Выводы должностного лица о виновности в совершении правонарушения убедительные, мотивированные, подтверждаются доказательствами, полно, всесторонне исследованными при рассмотрении дела и получившими оценку в оспариваемом постановлении по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости должностных лиц административного органа при рассмотрении дела, не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Неустранимых сомнений по делу не усматривается.

Собранные по делу доказательства в совокупности являются допустимыми и достаточными для установления вины в совершении вмененного правонарушения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не допущено.

Процедура проведения проверки и в дальнейшем возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении в полной мере соблюдена.

При указанных обстоятельствах доводы, изложенные в поданной жалобе несостоятельны, поскольку исследованными доказательствами с достоверностью подтверждается нарушение за совершение, которого ч.11 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях предусмотрена административная ответственность.

Постановление по делу вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

Оснований для отмены оспариваемого постановления и прекращения производства по делу, предусмотренных ст.30.7 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы не установлено.

Вместе с тем, исходя из положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ судья приходит к выводу о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица и возможности снижения назначенного наказания, и назначении в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.11 ст.19.5 КоАП РФ.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).

Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Пунктом 3.2 ст.4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Как следует из п.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, судья считает возможным принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер деятельности должностного лица, его имущественное и финансовое положение, степень его вины и иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, признать указанные обстоятельства исключительными, позволяющими назначить административный штраф в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, в связи с чем, постановление должностного лица административного органа о назначении наказания изменить в части назначенного наказания, снизить штраф ниже предусмотренного санкцией ст.8.2 КоАП РФ размера, до 10.000,00 рублей.

Назначение такого размера штрафа обеспечит необходимый баланс публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении, является соразмерным совершенным правонарушениям и справедливым, отвечает целям административного наказания - будет способствовать предупреждению совершения новых правонарушений.

В остальной части оспариваемое постановление подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы РСО-Алания от 26 декабря 2018 года №550 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица главы АМС Майрамадагского сельского поселения Дзантиева Т.К. изменить в части назначения наказания, назначить должностному лицу главе АМС Майрамадагского сельского поселения Дзантиеву Т.К. административное наказание в виде штрафа в размере 10.000,00 рублей.

В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы РСО-Алания от 26 декабря 2018 года №550 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица главы АМС Майрамадагского сельского поселения Дзантиева Т.К., оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РСО-Алания в течение 10 суток со дня получения копии настоящего решения.

Судья                 Черчесова Л.А.

12-6/2019

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Дзантиев Таймураз Константинович
Суд
Алагирский районный суд Республики Северная Осетия - Алания
Судья
Черчесова Лариса Асланбековна
Статьи

КоАП: ст. 8.2

Дело на странице суда
alagirsky--wlk.sudrf.ru
21.01.2019Материалы переданы в производство судье
20.02.2019Судебное заседание
25.02.2019Судебное заседание
28.02.2019Судебное заседание
04.03.2019Судебное заседание
06.03.2019Судебное заседание
18.03.2019Судебное заседание
20.03.2019Судебное заседание
03.04.2019Судебное заседание
15.04.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее