Гражданское дело № Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Абанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Черенковой Е.В.,
с участием прокурора Хохлова И.А.,
при секретаре Байковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску п в интересах ИвА.о А. А. к у об обязании произвести перерасчет размера мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Абанского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ИвА.о А.А. обратился в суд к у (далее - УСЗН администрации Абанского района) об обязании произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что ИвА.о А.А. является <данные изъяты>, проработавшим в сельской местности более 10 лет, перешедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки по оплате отопления жилого помещения как л-пенсионер, однако меры социальной поддержки ИвА.о А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как <данные изъяты> не предоставлялись, а предоставлялись как ветерану труда в размере 50% оплаты приобретения и доставки твердого топлива.
Лицо, в чьих интересах заявлены исковые требования, - ИвА.о А.А. о месте и времени рассмотрения дела извещена судебной повесткой, полученной 11.12.2013г., в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что исковые требования п, заявленные в её интересах, поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика - у - руководитель УСЗН Лукьянова Ю.Д., извещена о месте и времени рассмотрения гражданского дела судебной повесткой, полученной ДД.ММ.ГГГГ, представила в суд возражения по существу искового заявления, указав, что предоставление денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан носит заявительный характер. С заявлением о предоставлении денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогу-пенсионеру за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в УСЗН Абанского района ИвА.о А.А. не обращалась. Следовательно, оснований для перерасчета ей размера мер социальной поддержки не имеется. За период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., согласно поданному заявлению, ИвА.о А.А. были выплачены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% как ветерану труда. Считает, что Законом «Об образовании» предусмотрены льготы исключительно педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Следовательно, на <данные изъяты> порядок предоставления мер социальной поддержки, установленный Законом «Об образовании» и Законом края, не распространяется. Кроме того, полагает, что истцом пропущен срок исковой давности за период с 06.ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме и рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом судебной повесткой, полученной ДД.ММ.ГГГГ г.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Российской Федерации, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела судебной повесткой, полученной ДД.ММ.ГГГГ г., в судебное заседание также не явился по неизвестной причине, в направленном в суд пояснении на исковое заявление указал, что полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Выслушав помощника п Хохлова И.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если общий стаж работника в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Это право было подтверждено также Постановлениями ЦК КПСС и Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ №437, от ДД.ММ.ГГГГ № 85, и другими.
Положения указанных актов о предоставлении жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли своё действие и применялись и после принятия Закона РФ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ № 3266-1, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ.
Так, согласно абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 «Об образовании» (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ), педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2. и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», действовавшим в спорный период времени, абзац 3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» был изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 указанного Федерального закона было предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п.5 ст.55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 8 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, также предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 ст.6 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, было предусмотрено предоставление педагогическим работникам субсидий в размере 100 % стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № 4-1256, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г., а также Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №394-П, установлен Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п.1 ст.1 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.
Таким образом, из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008г. педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.
Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №4-1466), был отменен закон Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № и установлен новый порядок реализации права педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи.
Статьей 2 указанного закона определено понятие педагогического работника, согласно которого педагогический работник – это педагогический работник краевого государственного или муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), для которого указанное учреждение является основным местом работы, а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
Согласно ст. 3 названного закона педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты в размере 100 процентов оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления.
В силу статьи 5 указанного закона, расчет размера денежных выплат педагогическим работникам также осуществляет орган местного самоуправления. На территории Абанского района данными полномочиями наделено у.
Согласно ст. 7 названного Закона предоставление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством был изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Вместе с тем, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не было отменено, в связи с чем на педагогов-пенсионеров указанной категории распространялся такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что был установлен для работающих педагогов.
Таким образом, за педагогами, вышедшими на пенсию, сохранялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», должности воспитателя, преподавателя и учителя отнесены к группе должностей педагогических работников.
Как установлено в судебном заседании, ИвА.о А.А. работала в муниципальных образовательных учреждениях Абанского района, имеет педагогический стаж работы в сельской местности более 10 лет, проживает в сельской местности по адресу: <адрес>. Таким образом, указанное лицо является педагогическим работником, вышедшим на пенсию, имеющим право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.
С 01.07.2010г. по 31.12.2011г. ИвА.о А.А. была предоставлена мера социальной поддержки в размере 50% оплаты жилья и коммунальных услуг, как ветерану труда.
Меры социальной поддержки ветеранам труда регулируются ФЗ «О ветеранах» N 5-ФЗ от 12.01.1995, на региональном уровне - положениями Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» № от ДД.ММ.ГГГГ. Перечисленными законами предусмотрено право ветерана труда на получение меры социальной поддержки в виде: 50 % оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края; 50 % оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки педагогическим работникам до ДД.ММ.ГГГГ регулировались Федеральным законом «Об образовании» № от 10.07.1992, статья 55 которого предусматривала право педагогических работников на денежные выплаты в размере 100 процентов оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления.
Из данного нормативного регулирования следует, что наиболее выгодные основания получения компенсации предоставлялись педагогическим работникам.
В судебном заседании установлено, что ИвА.о А.А. ранее пользовалась льготами как л, в 2010-2011г.г. неоднократно обращалась в УСЗН с требованиями предоставить ей льготу как педагогическому работнику, однако в предоставлении данных мер социальной поддержки ей было отказано со ссылкой на отсутствие механизма правового регулирования предоставления льгот и отсутствие права на данные льготы у педагогов-пенсионеров.
Учитывая, что меры социальной поддержки для педагогов в спорный период времени предусматривали 100% оплаты отопления, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
При этом реализация ИвА.о А.А. права на получение мер социальной поддержки по другим основаниям не может быть признана добровольным выбором истицы между двумя основаниями получения льгот, поскольку о предоставлении других льгот педагогом-пенсионером было заявлено только после прекращения возмещения расходов на оплату жилья как педагогу и как такового выбора ответчиком ей предоставлено не было.
Суд считает необоснованными доводы представителя ответчика УСЗН администрации Абанского района, что истцом пропущен срок исковой давности за период с 06.12.2010г. до 09.12.2010г., т.к. дата подачи в суд искового заявления в интересах лица ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, на момент подачи иска прокурором ДД.ММ.ГГГГг. течение срока исковой давности прерывается, в соответствии со ст. 203 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования п в интересах ИвА.о А. А. к у об обязании произвести перерасчет размера мер социальной поддержки удовлетворить.
Обязать у произвести ИвА.о А. А. перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, за период с 06.12.2010г. по 31.12.2011г.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Абанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья