Дело № 2- 1647 (2016)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2016 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Лучиной Н.Б.,
при секретаре Симановской А.В.,
с участием прокурора Коняшкиной Л.А.,
представителя ответчика – Комаренко А.В., действующего на основании доверенности от 01 января 2016 года (л.д. 16),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Липкевич З.Г. к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия по не обеспечению техническими средствами реабилитации незаконными и нарушающими права, обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, суд
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида Липкевич З.Г. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Ачинского филиала № 8 (далее – Фонду) о признании бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными и нарушающими права последнего и возложении обязанности по обеспечению креслом-коляской с ручным приводом базовой комнатной согласно программы реабилитации. Истцом мотивированы исковые требования тем, что Липкевич З.Г. является инвалидом. Согласно индивидуальной программе реабилитации нуждается в вышеназванном техническом средстве реабилитации. Для постановки на учет 16.12.2015 г. Липкевич З.Г. в филиал № 8 «Ачинский» были предоставлены все необходимые документы. Однако, на момент проверки личного дела Липкевич З.Г. было установлено, что технические средства инвалиду так и не выданы, что не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию и в результате отсутствия необходимых технических средств реабилитации нарушаются нормативы обслуживания больного и создается угроза его здоровью (л.д. 2-4).
Определением суда от 06.04.2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено КГБУ СО «Ачинский психоневрологический интернат» (л.д. 35).
В судебном заседании процессуальный истец – Ачинский межрайонный прокурор в лице помощника Коняшкиной Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно суду пояснила, что поскольку после обращения Липкевич З.Г. к ответчику с заявлением о предоставлении кресло-коляски инвалид Липкевич З.Г. до настоящего времени ею не обеспечен, прокурор считает, что Фонд таким образом бездействовал, в связи с чем, просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Материальный истец Липкевич З.Г., представитель третьего лица КГБУ СО «Ачинский психоневрологический интернат», будучи уведомленными о рассмотрении дела (л.д. 45), в суд не явились.
Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ Комаренко А.В., действующий по доверенности в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме, представив письменный отзыв на иск (л.д. 14-15), дополнительно суду пояснил, что кресло-коляска была получена Липкевич З.Г. шесть лет назад. Гарантийный срок ее использования составляет не менее шести лет. В связи с чем полагает, что Липкевич З.Г. пользуется коляской, угрозы его жизни и здоровья не имеется. При этом не отрицает, что согласно программы реабилитации, Липкевич З.Г. нуждается в кресло-коляске. Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации сроков обеспечения техническими средствами реабилитации не содержит. Направление на получение средства реабилитации выдается поставщиком такого средства реабилитации, который, в свою очередь, может появиться после проведения конкурса, проводимого Фондом после поступления из Федерального бюджета средств на данные цели. В настоящее время денежные средства на данные цели поступили. Фондом заключен контракт с поставщиком. Липкевич З.Г. включен в реестр лиц, подлежащих обеспечению техническими средствами и будет им обеспечен по мере поступления кресел-колясок. В связи с чем, считает, что в действия фонда отсутствует как таковое бездействие по обеспечению инвалида средствами реабилитации.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Липкевич З.Г. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеются комнатные кресла-коляски с ручным приводом.
Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания.
Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации.
Как установлено по делу, Липкевич З.Г. г. рождения является инвалидом первой группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2009 № 2026071 от 24.11.2010 г. (л.д. 8).
В настоящее время Липкевич З.Г. находится на полном государственном обеспечении в КГБУ СО «Ачинский психоневрологический интернат», что сторонами не оспаривается.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 08.04.2015 г. Липкевич З.Г. нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе кресло-коляске с ручным приводом базовая комнатная (ширина сиденья 50 см.), срок использования не менее 6 лет (л.д. 9-11).
16.12.2015 г. Липкевич З.Г. обратился в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации за обеспечением техническими средствами реабилитации, документы приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации, что сторонами не оспаривалось, подтверждается заявлением Липкевич З.Г. об обеспечении уведомлением о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации от 16.12.2015 г. (л.д. 22), уведомлением о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, полученным представителем Липкевич З.Г. 16.12.2015 г. (л.д. 23).
Однако до настоящего времени Липкевич З.Г. вышеуказанным средством технической реабилитации не обеспечен.
Непредставление Липкевич З.Г. технического средства реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы его обслуживания, и создается угроза здоровью.
Доводы представителя ответчика о том, что ранее Липкевич З.Г. было выдано кресло- коляска, срок эксплуатации в настоящее время которой не закончился, суд считает несостоятельными, поскольку согласно вышеуказанной индивидуальной программы реабилитации, разработанной 08.04.2015 г. Липкевич З.Г. нуждается в техническом средстве реабилитации – кресло-коляска. Каких-либо оговорок о предоставлении кресла-коляски по истечении срока эксплуатации ранее выданного кресла-коляски, программа не содержит.
Вместе с тем, суд считает заслуживающими внимание доводы представителя ответчика о том, что бездействие Фонда по не обеспечению Липкевич З.Г. средством технической реабилитации именно на момент рассмотрения иска по существу, отсутствует.
Как следует из материалов дела, обращение Липкевич З.Г. с заявлением о предоставлении средства-коляски имело место 16.12.2015 г.
При этом, правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденные Постановлением Правительства РФ 07 апреля 2008 г. № 240, не содержат сроков обеспечения инвалидами средствами технической реабилитации.
Более того, из представленных ответчиком документов видно, что после обращения с заявлением Липкевич З.Г. в Фонд, ими была в кратчайшие сроки проведена процедура по заключению государственного контракта с поставщиком на поставку кресел-колясок комнатных для инвалидов. Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от 12.04.2016 г., определен поставщик ООО «М-ВТК», с которым, как пояснил представитель ответчика, в настоящее время заключен контракт на поставку технических средств реабилитации, Липкевич З.Г. включен в список лиц, подлежащих обеспечению креслом-коляской.
При таких обстоятельствах, учитывая достаточно непродолжительный срок, прошедший со дня обращения Липкевич З.Г. в Фонд за предоставлением ему кресла-коляски, принятые вышеуказанные меры ответчиком, суд приходит к выводу о том, что со стороны ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ отсутствовало бездействие по не обеспечению инвалида Липкевич З.Г. креслом-коляской на момент рассмотрения иска по существу. Не предоставление технического средства реабилитации вызвано обстоятельствами, независящими от ответчика, связано с установленной процедурой обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. В связи с чем в удовлетворении исковых требований в этой части суд считает необходимым прокурору отказать.
При этом, необходимо отметить, что отказ в удовлетворении исковых требований прокурора в части о признании бездействия Фонда социального страхования незаконным, не влечет каких либо правовых последствий для инвалида и нарушений его прав по необеспечению его техническими средствами реабилитации.
В связи с чем, поскольку Липкевич З.Г. до настоящего времени креслом-коляской не обеспечен, на что он имеет право в соответствии с действующим законодательством, суд считает необходимым обязать ответчика обеспечить инвалида не предоставленным техническим средством реабилитации.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить инвалида Липкевич З.Г. техническим средством реабилитации - креслом-коляской с ручным приводом комнатной.
В удовлетворении исковых требований Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Липкевич З.Г. к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным бездействия по не обеспечению инвалида Липкевич З.Г. техническим средством реабилитации, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Н.Б.Лучина