ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 16-1778/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 25 мая 2021 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Елизарова С.М. (далее Елизаров С.М.) на вступившее в законную силу постановление судьи Карачевского районного суда Брянской области от 17 ноября 2020 года, вынесенное в отношении Елизарова С.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Карачевского районного суда Брянской области от 17 ноября 2020 года Елизаров С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Елизаров С.М., ссылаясь на недопустимость доказательств его вины в совершении правонарушения, ставит вопрос об отмене судебного акта и прекращении производства по делу об административном правонарушении. Указывает о неизвещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 19 октября 2020 года.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Елизарова С.М. к административной ответственности) розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно подпункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее Закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта) для целей данного закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие указанного закона.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также розничная продажа алкогольной продукции и (или) произведенной в домашних условиях продукции, содержащей этиловый спирт, физическими лицами, за исключением случаев, установленных данным законом.
Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования указанного закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 26 Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта).
Из материалов дела следует, что 21 сентября 2020 года в 11 часов 00 минут Елизаров С.М. по адресу: <адрес> реализовал Ш.И.В. спиртосодержащую пищевую продукцию в стеклянной бутылке объемом 0,5 л с этикеткой «Хлебный сказ», что не содержит уголовно наказуемого деяния.
Данные обстоятельства, отраженные в протоколе № 1837/О об административном правонарушении, составленном 19 октября 2020 года УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Карачевскому району Брянской области, явились основанием для привлечения Елизарова С.М. постановлением судьи Карачевского районного суда Брянской области от 17 ноября 2020 года к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Таким образом, законность судебного постановления оценивается вышестоящим судом как с позиций правильного применения судьей районного суда норм материального права, так и соблюдения установленных данным Кодексом процессуальных требований.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В жалобе, поданной в кассационный суд, Елизаров С.М. ссылается на неизвещение должностным лицом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 19 октября 2020 года.
При проверке данного довода установлено, что письмом от 14 октября 2020 года, направленным Елизарову С.М. по адресу: <адрес> он уведомлен о необходимости явки в ОМВД по Карачевскому району Брянской области 21 октября 2020 года в 14 часов 00 минут для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 24).
Из отчета об отслеживании почтового отправления 24250052231161 следует, что данное извещение прибыло в место вручения 16 октября 2020 года и 20 октября 2020 года произведена неудачная попытка вручения письма адресату (л.д. 27).
В содержании протокола об административном правонарушении, составленного должностным лицом ОМВД России по Карачевскому району 19 октября 2020 года в 18 часов 30 минут, имеется указание об отказе Елизарова С.М. от подписи и дачи объяснений, что подтверждено подписями Д.А.А. и Г.Д.Д. (л.д. 1).
Вместе с тем, делая вывод о виновности Елизарова С.М. в совершении вменяемого ему административного правонарушения, судья районного суда, рассматривающий дело об административном правонарушении, оставил без надлежащей проверки и правовой оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопросы соблюдения должностным лицом ОМВД России по Карачевскому району требований статьи 28.2 названного Кодекса.
В целях устранения противоречий должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, а также лица, зафиксировавшие своими подписями отказ Елизарова С.М. от дачи объяснений и подписания процессуального документа, не опрошены; данные, свидетельствующие об извещении Елизарова С.М. на 19 октября 2020 года, не получены.
Приведенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлиявшими на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
При таких данных и с учетом конкретных обстоятельств постановление судьи Карачевского районного суда Брянской области от 17 ноября 2020 года не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, при проверке доводов жалобы Елизарова С.М. судьей кассационного суда установлено, что судьей районного суда меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, постановление судьи не отвечает положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вследствие чего постановление судьи Карачевского районного суда Брянской области от 17 ноября 2020 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Карачевский районный суд Брянской области.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, проверить приведенные доводы заявителя, дать оценку соблюдения должностным лицом, составившим протокол, процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Елизарова С.М. удовлетворить частично.
Постановление судьи Карачевского районного суда Брянской области от 17 ноября 2020 года, состоявшееся в отношении Елизарова С.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Карачевский районный суд Брянской области.
Судья О.А. Полянина