ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
г. Уфа 25 сентября 2013 года
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Кабировой Л.М.,
с участием Давыдова Е.Е. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
Манахова Н.П. - представителя начальника Управления МВД России по г.Уфе, на основании доверенности №... от 10.01.2013г.,
в отсутствие Ибрагимова А.А. - старшего участкового уполномоченного полиции ОП №6 УМВД России по г.Уфе, составившего протокол об административном правонарушении,
извещенного надлежащим образом телефонограммой (л.д.44), судебным извещением от 16.09.2013г. №... (л.д.45),
рассмотрев жалобу участкового уполномоченного полиции ОП № 6 УМВД России по г.Уфе Ибрагимова А.А. на постановление судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 04 сентября 2013 года, которым:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Давыдова Е.Е. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛА:
25 августа 2013 года УУП ОП № 6 УМВД России по г.Уфе Ибрагимовым А.А. в отношении Давыдова Е.Е. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 25 августа 2013 года в 15.00 часов Давыдов Е.Е. организовал публичное мероприятие в форме шествия, в котором приняло участие около ... автомобилей, двигавшихся с остановки общественного транспорта «...» до остановки общественного транспорта «...», выражавших единое мнение, с использованием флага с зачеркнутой надписью «...», которое не было согласовано с органом исполнительной власти Республики Башкортостан, чем нарушил п.5 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Судьей Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан вынесено вышеуказанное постановление от 04 сентября 2013 года.
Не соглашаясь с постановлением судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 04 сентября 2013 года, участковый уполномоченный полиции ОП № 6 УМВД России по г.Уфе Ибрагимов А.А. подал на него жалобу в Верховный Суд Республики Башкортостан, в которой просит судебный акт отменить, считая необоснованным, дело вернуть на новое рассмотрение, указывая, что 15 августа 2013 года Правительство Республики Башкортостан отказало в согласовании публичного мероприятия, заявленного на 25 августа 2013 года в г. Уфе по маршруту: от остановки транспорта «...» далее по ул.... до остановки транспорта «...», между тем митинг Давыдовым Е.Е. был организован по другому маршруту, предложенному в уведомлении от 19 августа 2013г.
Изучив материалы дела, выслушав представителя начальника УМВД России по г.Уфе Манахова Н.П., поддержавшего доводы жалобы, возражения Давыдова Е.Е., нахожу постановление судьи первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Согласно положениям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов административного дела, Давыдову Е.Е. вменяется нарушение п.5 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а именно организация 25 августа 2013 года в 15.00 часов в г. Уфе по измененному маршруту, предложенному в уведомлении от 19 августа 2013г. (л.д.18-19): от остановки общественного транспорта «...» до остановки общественного транспорта «...» публичного мероприятия в форме шествия без согласования с органом исполнительной власти республики в лице Правительства Республики Башкортостан.
Порядок проведения публичных мероприятий урегулирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", пункты 1, 3 части 4 статьи 5 которого возлагают на организатора публичного мероприятия обязанности по подаче в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 данного Федерального закона, и по обеспечению соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Частью 5 названной выше нормы предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Так, организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия в письменной форме уведомление о проведении публичного мероприятия, в котором должны быть указаны цель, форма, место (места) его проведения, маршруты движения участников, дата, время начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемое количество участников, формы и методы обеспечения общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства, а также фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона и фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению (пункт 1 части 4 статьи 5, части 1 и 3 статьи 7);
Изложенным обязанностям организатора публичного мероприятия корреспондируют обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 и с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения, и довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям этого Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2009 года N 484-О-П, по смыслу положения части 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Следовательно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера.
Как верно указано судьей в обжалуемом постановлении, согласование со стороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.
Кроме того, в Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия. При этом публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения.
Иное не только противоречило бы предписаниям самого Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно которым организатор публичного мероприятия вправе проводить его в месте и во время, указанные в уведомлении о проведении, если они не были изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 3 статьи 5), но и не соответствовало бы Конституции Российской Федерации, которая исходит из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (статья 18), и допускает ограничение конституционных прав и свобод, включая право на свободу мирных собраний (статья 31), лишь в случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Из материалов дела усматривается, что 12 августа 2013 г. в Правительство Республики Башкортостан поступило уведомление Давыдова Е.Е. о проведении публичного мероприятия – шествия в г.Уфе по маршруту: от остановки транспорта «...» далее по ул.... до остановки транспорта «...», с 13.30 часов до 15.00 часов 25 августа 2013 года с предполагаемым количеством участников ... человек (... автомобилей) (л.д.15).
На уведомление Давыдову Е.Е. дан ответ от 15 августа 2013 года №... об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в связи с тем, что согласно маршруту проведения публичного мероприятия при движении колонны по ул.... сторону проспекта ... ее путь пролегает через путепровод над железнодорожной магистралью (л.д.16).
Каких-либо иных мотивов отказа в проведении митинга по уведомлению Давыдова Е.Е., вызванных необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), в письме от 15 августа 2013 года приведено не было.
Более того, Правительством Республики Башкортостан не было предложено никакого иного места или времени проведения публичного мероприятия, позволяющего реализовать его цели.
Письмом от 19 августа 2013 года вх.№... Давыдов Е.Е. довел до Правительства РБ об изменении маршрута (л.д.18).
21.08.2013г. Правительством РБ Давыдову Е.Е. дан ответ №... о том, что обращение №... рассмотрено. Направлен ответ №... (л.д.20), сославшись на ответ, данный на первое уведомление Давыдова Е.Е. от 12 августа 2013 г.
При изложенных обстоятельствах судья районного суда обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях Давыдова Е.Е. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Не установлена также его вина в нарушении требований Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Доводов жалобы, опровергающих вывод судьи об отсутствии в действиях Давыдова Е.Е. состава административного правонарушения, и являющихся основанием к отмене обжалуемого постановления, не усматриваю.
Дело рассмотрено с участием Давыдова Е.Е., участкового уполномоченного полиции ОП № 6 УМВД России по г.Уфе Ибрагимова А.А., представителя начальника УМВД России по г.Уфе Манахова Н.П. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
постановление судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 04 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Давыдова Е.Е. оставить без изменения, жалобу участкового уполномоченного полиции ОП № 6 УМВД России по г.Уфе Ибрагимова А.А. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Сунгатуллин А.Ю.
дело №...3