Дело № 5-524/2023
УИД 29MS0014-01-2023-004403-62
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола об административном правонарушении
и других материалов дела
12 июля 2023 года г. Котлас
Мировой судья Бурмин Д.С., исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Котласского судебного района Архангельской области, изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ, в отношении Вострых Ирины Сергеевны,
установил:
На рассмотрение мирового судьи поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, составленный в отношении Вострых И.С., которой инкриминируется нанесение побоев <ФИО1>, причинивших физическую боль, но не повлекших вред здоровью человека.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Поскольку санкция ст.6.1.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного ареста, мировой судья в силу требований ч.4 ст.29.6 КоАП РФ лишён возможности отложить рассмотрение дела и принять меры к истребованию дополнительных доказательств.
Из протокола об административном правонарушении следует, что потерпевшей были причинены телесные повреждения в виде кровоподтёков лобной области слева и поясничной области слева, не расцениваемые как вред здоровью. Указанные обстоятельства установлены на основании акта судебно-медицинского освидетельствования №1118 от 27 июля 2022 года, составленного врачом судебно-медицинским экспертом Котласского межрайонного отделения ГБУЗ Архангельской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы».
Вместе с тем, ни Уголовно-процессуальным кодексом РФ, ни Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено такое процессуальное действие, как «судебно-медицинское освидетельствование».
Предусмотренное ст.179 УПК РФ следственное действие «Освидетельствование» проводится для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы.
При этом частью 1 статьи 196 УПК РФ установлены случаи, в которых назначение судебной экспертизы обязательно. Одним из таких случаев является необходимость установить характер и степень вреда, причиненного здоровью (пункт 2 части 1 указанной статьи).
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ.
Судебно-медицинская экспертиза может не назначаться лишь в случаях невозможности провести исследования (отсутствие медицинских документов, заживление телесных повреждений в связи с давностью рассматриваемых событий и т.д.).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что 16 июля 2022 года потерпевшая <ФИО1> была доставлена бригадой скорой медицинской помощи в ГБУЗ Архангельской области «Котласская ЦГБ» и госпитализирована в стационар с повреждениями на голове. По окончанию стационарного лечения 20 июля 2022 года потерпевшая выписана с диагнозом: ЗЧМТ. Сотрясение головного мозга. Ушиб мягких тканей справа.
Одним из квалифицирующих признаков тяжести вреда, причиненного здоровью человека, в отношении легкого вреда является кратковременное расстройство здоровья, которое в данном случае имело место.
Таким образом, в материалах дела содержатся объективные данные о причинении потерпевшей телесных повреждений, для оценки тяжести которых необходимо проведение судебной экспертизы.
Акт СМО не может быть принят в качестве доказательства, поскольку не является экспертным заключением. Кроме того, выводы врача судебно-медицинского эксперта в представленном акте СМО должным образом не мотивированы. Неясно, по каким основаниям им был отвергнут содержащийся в медицинской документации диагноз: Сотрясение головного мозга, и сделан противоположный вывод, отсутствуют ссылки на методику исследования.
При этом необходимо учитывать, что согласно постановлению Правительства РФ от 17.08.2007 N 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» объектом судебно-медицинской экспертизы могут являться медицинские документы, предоставленные в распоряжение эксперта в установленном порядке. Медицинские документы должны быть подлинными и содержать исчерпывающие данные о характере повреждений и их клиническом течении, а также иные сведения, необходимые для проведения судебно-медицинской экспертизы.
В целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств по данному делу необходимо истребовать в ГБУЗ АО «Котласская ЦРБ» все медицинские документы, составленные по результатам оказания <ФИО1> медицинской помощи (включая результаты лабораторных и иных исследований (МРТ, КТ, рентгенографии), и назначить судебно-медицинскую экспертизу.
Отсутствие заключения эксперта препятствует всестороннему и полному рассмотрению дела по существу.
В связи с неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, протокол об административном правонарушении подлежит возвращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 25.1, 28.8, 29.6, 29.4 КоАП РФ, мировой судья
определил:
Возвратить в ОМВД России «Котласский» протокол об административном правонарушении от 11 июля 2023 года предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, в отношении Вострых Ирины Сергеевны, в связи с неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, опротестовано прокурором в Котласском городском суде Архангельской области в течение 10 дней со дня его вынесения.
Мировой судья Д.С. Бурмин