Гражданское дело № 2-812/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Аскиз 13 августа 2012 года
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Петрова И.М.,
с участием помощника прокурора Аскизского района Республики Хакасия Холявко А.В.,
представителя заинтересованных лиц - главы Усть-Камыштинского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия и администрации Усть-Камыштинского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия в лице Чайдонова С.И., действующего на основании доверенностей от 26 марта 2012 года и от 8 августа 2012 года,
при секретаре Чебодаевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании Постановления главы администрации муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет от 01.04.2012 № 25 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма на территории муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет на 2012-2016 годы» противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента принятия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Аскизского района Республики Хакасия Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с заявлением о признании Постановления главы администрации муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет от 01.04.2012 № 25 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма на территории муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет на 2012-2016 годы» противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента принятия, ссылаясь на его противоречие Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По мнению прокурора, оспариваемое постановление должно быть подписано главой Усть-Камыштинского сельсовета, а не главой администрации муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет, поскольку таким образом нарушена компетенция при издании муниципального правового акта, что влечет нарушение прав личности, общества и государства от террористических проявлений, экстремистской деятельности на территории Усть-Камыштинского сельсовета, гарантированных Конституцией РФ права на жизнь, на свободу мысли и слова, права на охрану здоровья.
В судебном заседании помощник прокурора Аскизского района Холявко А.В. заявление о признании оспариваемого постановления противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента принятия поддержал, дополнив, что, подписывая оспариваемый нормативный правовой акт, глава администрации вышел за пределы его полномочий, что повлекло нарушение Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», следовательно, подписание нормативного правового акта главой администрации Усть-Камыштинского сельсовета является коррупционным фактором, и указанное обстоятельство не может не нарушать права и интересы неопределенного круга лиц.
Представитель заинтересованных лиц - главы Усть-Камыштинского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия и администрации Усть-Камыштинского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия Чайдонов С.И. с заявленными требованиями прокурора не согласился, пояснив, что оспариваемое постановление издано администрацией поселения, которую возглавляет глава муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет, что соответствует действующему законодательству, в частности ч. 3 ст. 36, ч. 1 и 2 ст. 37, ч. 4 и 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Также, представитель заинтересованных лиц указал, что прокурор просит признать оспариваемое постановление противоречащим действующему законодательству в полном объеме, однако при этом не указывает, в какой его части постановление является противоречащим федеральному законодательству. В связи с тем, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству, не носит коррупционного характера, просит отказать в удовлетворении заявления. Кроме того, представитель Чайдонов С.И. пояснил, что оспариваемое постановление издано администрацией поселения, в связи с чем является постановлением администрации, а не постановлением главы администрации, как указано в заявлении прокурора. В связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрен такой вид муниципального правового акта как постановление главы администрации поселения представитель заинтересованных лиц полагает, что прокурором заявлены требования о признании незаконным несуществующего правового акта.
Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления осуществляется нормами Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ), другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 36 Закона № 131-ФЗ установлено, что глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации, однако данное положение не распространяется на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
В силу части 4 статьи 43 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Частью 6 статьи 43 Закона № 131-ФЗ установлено, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В соответствии с Уставом муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия, принятого Советом депутатов муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет решением № 5 от 30.12.2005, муниципальное образование Усть-Камыштинский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия наделено статусом сельского поселения (п. 2 ст. 4 Устава).
Статьей 11 Устава установлено, что структура органов местного самоуправления состоит из:
1) представительный орган муниципального образования - Совет депутатов Усть-Камыштинского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия;
2) глава муниципального образования - глава Усть-Камыштинского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия;
3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - администрация Усть-Камыштинского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия;
4) контрольно-счетный орган муниципального образования - Ревизионная комиссия Усть-Камыштинского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия.
Согласно п. 34 ч. 1 ст. 8 Устава к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
1 апреля 2012 года органом местного самоуправления - администрацией Усть-Камыштинского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия издано постановление № 25 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма на территории муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет на 2012-2016 годы».
Данное постановление пописано главой администрации Усть-Камыштинского сельсовета Токмашевым Н.К., обнародовано 3 апреля 2012 года путем размещения на информационных стендах в специально отведенных местах, утвержденных решением Совета депутатов Усть-Камыштинского сельсовета от 24 ноября 2006 года № 3.
В соответствии со ст. 38 Устава администрацией поселения на принципах единоначалия руководит глава поселения, что также закреплено в ст. 37 Закона № 131-ФЗ, согласно которой местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Таким образом, судом установлено, что глава поселения - Усть-Камыштинского сельского совета Токмашев Н.К. одновременно является главой администрации Усть-Камыштинского сельского совета, в связи с чем оспариваемое постановление подписано главой поселения как главой администрации поселения, что не противоречит положениям ст. 43 Закона № 131-ФЗ, а также Уставу поселения.
Суд находит несостоятельным довод прокурора о том, что подписание оспариваемого постановления главой поселения Токмашевым Н.К. как главой администрации Усть-Камыштинского сельского совета является, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ, коррупционным фактором, поскольку данный довод не подтвержден материалами дела.
Суду не представлено доказательств того, что факт подписания оспариваемого постановления администрации Усть-Камыштинского сельского совета от имени главы администрации Токмашовым Н.К., который является и главой Усть-Камыштинского сельского совета повлекло нарушение гарантированных Конституцией РФ права на жизнь, на свободу мысли и слова, права на охрану здоровья неопределенного круга лиц, а также законные интересы и права Российской Федерации.
В связи с этим суд не усматривает оснований для признания оспариваемого постановления администрации муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет от 01.04.2012 № 25 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма на территории муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет на 2012-2016 годы» противоречащим закону полностью либо в части.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании Постановления главы администрации муниципального образования Усть-Камыштинский сельский совет от 01.04.2012 № 25 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма на территории муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет на 2012-2016 годы» противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента принятия.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Аскизский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья Аскизского районного суда И.М. Петров
Мотивированное решение изготовлено и подписано 17 августа 2012 года
Судья Аскизского районного суда И.М. Петров