Дело № 3а-162/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Копыловой Е.В.,
при секретаре Шарафиеве П.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«29» марта 2018 года
дело по административному исковому заявлению Пилипович Тамары Викторовны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Пилипович Т.В. обратилась в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства в размере их рыночной стоимости.
Требования с учетом уточнений мотивированы тем, что истец является собственником объектов капитального строительства:
- здание рыбного цеха, кадастровый №, назначение – нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание холодильника, кадастровый №, назначение – нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание зарядной, кадастровый №, назначение – нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание проходной-гаража, кадастровый №, назначение – нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание котельной, кадастровый №, назначение – нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;.
- здание хозблока, кадастровый №, назначение – нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: <данные изъяты><данные изъяты> определена по состоянию на 18 мая 2013 года и составляет 9 598 250,57 руб.; 2 990 143,38 руб.; 8 392 871,87 руб.; 1 477 708,39 руб.; 659 805,48 руб. соответственно.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты> определена по состоянию на 23 ноября 2013 года и составляет 5 363 432,60 руб.
Считает, что рыночная стоимость данных объектов капитального строительства значительно ниже их кадастровой стоимости.
В соответствии с представленными отчетами оценщика ООО «ТПП-Эксперт» от 24.01.2012 года, рыночная стоимость объектов:
- здание рыбного цеха, кадастровый №, по состоянию на 24.01.2012 года составляет 5 916 000 руб.;
- здание холодильника, кадастровый №, по состоянию на 24.01.2012 года составляет 2 207 000 руб.;
- здание хозблока, кадастровый №, по состоянию на 24.01.2012 года составляет 3 785 000 руб.;
- здание зарядной, кадастровый №, по состоянию на 24.01.2012 года составляет 5 728 000 руб.;
- здание проходной-гаража, кадастровый №, по состоянию на 24.01.2012 года составляет 1 152 000 руб.;
- здание котельной, кадастровый №, по состоянию на 24.01.2012 года составляет 455 000 руб.
В рамках данного дела была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии с заключением эксперта № 10/143 от 07.03.2018 была определена рыночная стоимость объектов:
здание рыбного цеха, 3 665 007 рублей по состоянию на 18.05.2013 г.;
здание холодильника, 1 408 781 рубль по состоянию на 18.05.2013 г.;
здание зарядной, 2 583 668 рублей по состоянию на 18.05.2013 г.;
здание проходной-гаража, 752 352 рубля по состоянию на 18.05.2013 ;
здание котельной, 261 440 рублей по состоянию на 18.05.2013 г.;
здание хозблока, 2 287 922 руб. по состоянию на 23.11.2013 г.
В связи с этим, ссылаясь на Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами: <данные изъяты><данные изъяты> по состоянию на 18 мая 2013 года в размере их рыночной стоимости, составляющей 3 665 007 руб.; 1 408 781 руб.; 2 583 668 руб.; 752 352 руб.; 261 440 руб., а также объекта капитального строительства с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты> по состоянию на 23 ноября 2013 года в размере его рыночной стоимости, составляющей 2 287 922 руб.
Административный истец Пилипович Т.В., ее представитель Вяткина Ю.П., действующая на основании ордера от 08.01.2018 года, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Коллегия администрации Кемеровской области, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области и заинтересованное лицо Администрация г. Прокопьевска своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Управление Росреестра по Кемеровской области представило письменные возражения, указывая на то, что не является административным ответчиком по делу, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области в письменном отзыве указал, что не является надлежащим административным ответчиком по делу, не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Коллегия администрации Кемеровской области, Администрация г. Прокопьевска возражений по административному иску не представили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения административного истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст. 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, Пилипович Т.В. является собственником объектов капитального строительства:
- здания рыбного цеха, с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты>, назначение – нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв.м.;
- здания холодильника, с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты>, назначение – нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв.м.;
- здания зарядной, с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты>, назначение – нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв.м.;
- здания проходной-гаража, с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты>, назначение – нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв.м.;
- здания котельной, с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты>, назначение – нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв.м.;
- здания хозблока, с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты>, назначение – нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 26 июня 2013 года (л.д.28-33, том 1), выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 17 января 2018 года (л.д.80-91, том 2).
Из выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17 января 2018 года видно, что объекты капитального строительства с кадастровыми номерами: <данные изъяты><данные изъяты> поставлены на государственный кадастровый учет 18 мая 2013 года, с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты> поставлен на государственный кадастровый учет 23 ноября 2013 года.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 13 ноября 2017 года кадастровая стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами: 42<данные изъяты><данные изъяты>, сведения о которой внесены в государственный реестр недвижимости 16 сентября 2013 года, определенная по состоянию на 18 мая 2013 года, составляет 9 598 250,57 руб.; 2 990 143,38 руб.; 8 392 871,87 руб.; 1 477 708,39 руб.; 659 805,48 руб., соответственно (л.д.16-19, 22-27, том 1); кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты>, сведения о которой внесены в государственный реестр недвижимости 19 декабря 2013 года, определенная по состоянию на 23 ноября 2013 года, составляет 5 363 432,60 руб. (л.д. 20-21, том 1).
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника объектов капитального строительства, являющегося плательщиком налога на имущество, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости (ч.1 ст.401, ч. 1, 2 ст. 403 Налогового кодекса РФ), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объектов капитального строительства их рыночной стоимости.
В суд с настоящим заявлением административный истец обратился 28 декабря 2017 года (л.д.11).
В соответствии с представленными отчетами оценщика ООО «ТПП-Эксперт» от 24.01.2012 года, рыночная стоимость объектов: здание рыбного цеха, кадастровый №, по состоянию на 24.01.2012 года составляет 5 916 000 руб.; здание холодильника, кадастровый №, по состоянию на 24.01.2012 года составляет 2 207 000 руб.; здание хозблока, кадастровый №, по состоянию на 24.01.2012 года составляет 3 785 000 руб.; здание зарядной, кадастровый №, по состоянию на 24.01.2012 года составляет 5 728 000 руб.; здание проходной-гаража, кадастровый №, по состоянию на 24.01.2012 года составляет 1 152 000 руб.; здание котельной, кадастровый №, по состоянию на 24.01.2012 года составляет 455 000 руб.
В рамках данного дела определением Кемеровского областного суда от 02 февраля 2018 года была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества.
Заключением эксперта Союза «Кузбасская Торгово-Промышленная палата» № 10/143 от 07.03.2018 определена рыночная стоимость объектов:
здание рыбного цеха – 3 665 007 руб. по состоянию на 18.05.2013;
здание холодильника – 1 408 781 руб. по состоянию на 18.05.2013;
здание зарядной – 2 583 668 руб. по состоянию на 18.05.2013;
здание проходной-гаража – 752 352 руб. по состоянию на 18.05.2013;
здание котельной – 261 440 руб. по состоянию на 18.05.2013;
здание хозблока – 2 287 922 руб. по состоянию на 23.11.2013.
Оценивая указанное заключение эксперта о рыночной стоимости объектов капитального строительства, суд исходит из того, что оно по своему содержанию соответствует требованиям ч. 2 ст. 82 КАС РФ, содержит подробное описание и результаты проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, выводы эксперта мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость спорных объектов недвижимости определена сравнительным подходом с применением метода сравнения продаж, и доходным подходом с применением метода прямой капитализации, отказ от применения затратного подхода обоснован. Для расчета рыночной стоимости экспертом использованы объекты-аналоги, соответствующие объектам оценки по основным характеристикам. Приведены сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки. Принимая во внимание, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленное заключение эксперта об определении рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объектов на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость.
Административными ответчиками, в том числе Коллегией Администрации Кемеровской области – органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области, не представлено заслуживающих внимания возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины установленной экспертом рыночной стоимости спорных объектов.
В судебном заседании административным истцом, его представителем не указано на какие-либо нарушения при выдаче экспертного заключения и не высказано возражений относительно сделанных экспертом выводов, просили установить кадастровую стоимость объектов капитального строительства в размере их рыночной стоимости, определенной экспертом Союза «Кузбасская Торгово-Промышленная палата».
При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено доказательств, опровергающих выводы эксперта и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости объектов капитального строительства, у суда не имеется оснований не доверять выводам эксперта, определившего рыночную стоимость спорных объектов капитального строительства.
Представленные административным истцом отчеты, составленные оценщиком ООО «ТПП-Эксперт», не принимаются судом в качестве достоверного доказательства, поскольку рыночная стоимость объектов недвижимого имущества определена оценщиком по состоянию на 24 января 2012 года, то есть, не на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных объектов капитального строительства их рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость объектов капитального строительства ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении права административного истца оплачивать налог на имущество в экономически обоснованном размере, в связи с чем он вправе требовать установления кадастровой стоимости объектов капитального строительства в размере их рыночной стоимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 247 КАС РФ к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат приведенным положениям закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, которые основаны на законе.
При таких обстоятельствах требования Пилипович Т.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Пилипович Тамары Викторовны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов капитального строительства:
- здания рыбного цеха, с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты> назначение нежилое, 2-этажный (подземных этажей -1), общая площадь <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 3 665 007 рублей, определенной по состоянию на 18 мая 2013 года, на период с 01 января 2017 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области;
- здания холодильника, с кадастровым <данные изъяты>, назначение нежилое, 1-этажный (подземных этажей -0), общая площадь <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 408 781 рубль, определенной по состоянию на 18 мая 2013 года, на период с 01 января 2017 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области;
- здания зарядной, с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты>, назначение нежилое, 1-этажный (подземных этажей -0), общая площадь <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 2 583 668 рублей, определенной по состоянию на 18 мая 2013 года, на период с 01 января 2017 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области;
- здания проходной-гаража, с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты>, назначение нежилое, 1-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 752 352 рубля, определенной по состоянию на 18 мая 2013 года, на период с 01 января 2017 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области;
- здания котельной, с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты>, назначение нежилое, 1-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 261 440 рублей, определенной по состоянию на 18 мая 2013 года, на период с 01 января 2017 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области;
- здания хозблока, с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты>, назначение нежилое, 1-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу; <адрес>, в размере его рыночной стоимости 2 287 922 рубля, определенной по состоянию на 23 ноября 2013 года, на период с 01 января 2017 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области.
Дата обращения Пилипович Тамары Викторовны в суд с настоящим административным исковым заявлением – 28 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Копылова Е.В.
Мотивированное решение составлено 02 апреля 2018 года.