Дело № 2 - 4213 (2014)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2014 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе: председательствующего судьи Лучиной Н.Б..,
с участием истицы Сильченко В.И.,
представителя ответчика – Ускова К.В., действующего на основании доверенности от 09 января 2014 года.,
при секретаре Журавлевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сильченко В.И. к Администрации города Ачинска о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда,
У С Т А Н О В И Л :
Истица Сильченко В.И. обратилась в суд с иском к Администрации г. Ачинска о предоставлении на территории города Ачинска благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда, мотивируя свои исковые требования тем, что она является лицом из числа детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители решением Ачинского городского суда от года были лишены родительских прав. Постановлением Администрации города Ачинска № 1300-П от 28 сентября 1999 года она была определена в МУ на полное гособеспечение и за ней была закреплена жилая площадь размером по адресу: Распоряжением Администрации г.Ачинска № 5707-р от 18 декабря 2013 года был установлен факт невозможности ее проживания в ранее занимаемом помещении в связи с тем, что норма проживания на одно лицо менее учетной нормы площади, установленной органами местного самоуправления. В настоящее время она проживает на период обучения в общежитии. В связи с данными обстоятельствами истица просит обязать Администрацию г. Ачинска предоставить ей на территории города Ачинска благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда (л.д. 3-5).
В судебном заседании истица Сильченко В.И. заявленные исковые требования поддержала по аналогичным основаниям подтвердив вышеизложенное, пояснив что в собственности у нее жилых помещений нет. С.И.П. ее отец, а Г В.Д. ее мама. Когда ей было 9 лет, то ее забрали в детский приют, а затем перевели в Ачинский детский дом. В 1999 году ее родители были лишены родительских прав. По достижении 16 лет, она поступила обучаться в профлицей №, а затем обучалась в профлицее №, проживая в общежитии. С рождения она была прописана в квартире дома по ул. в г.., но там никогда не проживала. В 2013 году она обратилась в орган опеки и попечительства УО Администрации г.Ачинска, собрала пакет документов, которые были направлены в Министерство науки и образования Красноярского края для постановки ее на учет, но в постановке ей было отказано, поскольку за ней было закреплено жилье по адресу – г.. После чего, Администрацией г.Ачинска было принято постановление о невозможности ее проживания в закрепленном жилье. Ее мама в настоящее время умерла, у которой была доля на праве собственности в квартире по адресу – г., но она в наследство не вступала и не желает вступать, поскольку у нее есть еще две сестры и два брата. В настоящее время ею вновь подано заявление о постановке на учет нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Представитель ответчика администрации г. Ачинска – Усков К.С., действующий на основании доверенности, против иска возражал, представив письменный отзыв. ( л.д. 80-81).
Представитель органа опеки и попечительства УО Администрации г.Ачинска _ Брилева К.Н., будучи извещенной надлежащим образом, в суд не явилась, ранее допрошенная в судебном заседании против иска возражала, указав о том, что существует определенный порядок предоставления жилья для детей-сирот в порядке очередности. В настоящее время пакет документов в отношении Сильченко В.И. направлен в Министерство науки и образования Красноярского края для постановки ее на учет. В 2013 году истица к ним обращалась с вопросами постановки на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий и ими документы направлялись в Министерство науки и образования Красноярского края, но они были возвращены в связи с наличием у истица закрепленного жилья. Однако впоследствии Администрацией г.Ачинска было принято Постановление о невозможности проживания Сильченко В.И. в закрепленном жилом помещении. ( л.д.92).
Представитель Министерства науки и образования Красноярского края, будучи извещенный надлежащим образом, в суд не явился, возражений по иску не представил.
Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 36 ГПК РФ).
Согласно ст. 56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 ГПК РФ, суд выносит решение по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования Сильченко В.И., по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 37 действовавшего до 01 марта 2005 года ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 01 января 2013 года пункте 2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Пунктом 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000 г., (в ред. Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977) решение о предоставлении лицу, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленных законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления.
В силу положений ст.17 п.11 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа во внеочередном порядке действующим жилищным законодательством не предусмотрено (ст.57 Жилищного Кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Как установлено по делу, Сильченко В.И. года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельства о рождении мать истицы- С.В.Д. (после вступления в брак ее фамилия – Г., М.), отец – С.И.П. (л.д. 66, 68-69) на основании решения Ачинского городского суда от года лишены родительских прав в отношении дочери Сильченко В.И. (л.д. 67).
Мать истицы М.В.Д. умерла года и отец – С. И.П. умер года ( л.д.70-71).
На основании Постановления Администрации г.Ачинска № 1300-П от 28.09.1999 года, Сильченко В.И. была определена в МУ на полное гособеспечение и за ней было закреплено жилое помещение по адресу – г.. ( л.д.6).
Однако, постановлением Администрации г. Ачинска № 179-п от 24 марта 2014 года «О внесении изменений в постановление Администрации города Ачинска от 28.09.1999 № 1300-п» был отменен пункт ранее принятого Постановления о закреплении за Сильченко В.И. вышеуказанного жилого помещения (л.д. 88).
Согласно справки КГКОУ «, Сильченко В.И. с 1999 года по 2007 год находилась в данном детском доме на полном гособеспечении, откуда выбыла для поступления в ПЛ- г.. ( л.д.. 76).
25 декабря 2013 года Сильченко В.И. было отказано министерством науки и образования Красноярского края в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с наличием у нее закрепленного жилого помещения по адресу – г. ( л.д.89).
До настоящего времени истице жилое помещение ответчиком не предоставлено. Кроме того. Распоряжением Администрации г.Ачинска от 18 декабря 2013 года № 5707-р установлен факт невозможности проживания Сильченко В.И. в ранее занимаемом жилом помещении и УО Администрации г.Ачинска было указано о необходимости направления пакета документов в отношении Сильченко В.И. в Министерство и науки образования Красноярского края. ( л.д.7).
В собственности истицы никаких жилых помещений не имеется, что подтверждается сообщением ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», и Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 22-23 ).
Таким образом, истица ни на правах социального найма, ни на праве собственности в настоящее время жилья не имеет, равно как и закрепленного за ней жилья.
Согласно справки Ачинского педагогического колледжа», Сильченко В.И. обучается на 1 курсе по очной форме с 01 сентября 2012 года. ( л.д.75).
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу с 01 января 2013 года, предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для данной категории граждан. До принятия этого Закона дети-сироты, не успевшие до достижения 23-летнего возраста заявить о нуждаемости в жилье (встать на учет в качестве нуждающихся в жилье), теряли право получить его вне очереди. В связи с принятием Закона № 15-ФЗ внесены изменения в ЖК РФ, касающиеся дополнения видов жилых помещений специализированного фонда (ч.1 ст.92), а также назначения этого вида (ст.98.1), предоставления жилых помещений названным категориям лиц (ст.109.1) и невозможности выселения детей сирот из специализированного фонда без предоставления другого благоустроенного жилого помещения (п.5 ст.103).
Согласно постановления Администрации г. Ачинска от 28.09.1999 г. истица являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем по смыслу вышеуказанных норм действующего законодательства она отнесена к категории лиц, жилищные права которых подлежат защите в соответствии с вышеуказанными законами. В ходе судебного заседания установлено, что истица приобрела право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Возражая против исковых требований, ответчик указывает в представленном письменном отзыве, что истцу не может быть предоставлено вне очереди жилое помещение в нарушение законных прав и интересов лиц, также имеющих аналогичный статус (л.д. 18).
Между тем, суд считает указанные доводы не состоятельными, поскольку по смыслу ст. 57 Жилищного кодекса РФ право навнеочередное предоставление жилого помещения не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, и данная норма закона не содержит требований о предоставлении жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории. Не указан срок в течение которого гражданин, имеющий право на внеочередное предоставление жилья должен быть обеспечен жилым помещением, что свидетельствует о том, что жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на его получение.
В 2009 году истице исполнилось 18 лет, и она перестала находиться под опекой, и у нее как у нуждающейся в жилом помещении, возникло право на обеспечение жилым помещением. Истица до достижения ей 23-летнего возраста пыталась встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Министерстве и науки образования Красноярского края, но ей было отказано во включении в список в связи с тем, что за ней было закреплено муниципальное жилье в г., что свидетельствует о ее намерении реализовать предоставленное законом право на получение жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Однако, как было указано выше, Постановлениями Администрации г. Ачинска от 18 декабря 2013 года и № 179-П от 24 марта 2014 года был установлен факт невозможности проживания Сильченко В.И. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу:. В связи с чем 09 октября 2014 года истицей вновь было представлено в Управление образования Администрации г.Ачинска заявление с необходимым пакетом документов для направления в Министерство науки и образования Красноярского края (л.д. 90).
При этом, с доводами Администрации г.Ачинска о наличии у Сильченко В.И. права на получение доли в наследстве после смерти ее материв в квартире по адресу – г., судом не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отказу в иске, поскольку данная доля является незначительной ( 1\3), на которую имеют право претендовать еще два брата и две сестры Сильченко В.И., а также согласно ответа нотариуса претендует еще и К.Ю.В. и М.О.Ю. Сама истица заявила о не желании вступления в наследство на данное имущество.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, проанализировав нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования истицы являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сильченко В.И. удовлетворить.
Обязать администрацию города Ачинска Красноярского края предоставить Сильченко В.И. изолированное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Ачинска Красноярского края, соответствующее норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам, исходя из общей площади 33 кв. метра, с допусками установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения суда.
Федеральный судья: Лучина Н.Б.