Решение по делу № 2-59/2018 ~ М-31/2018 от 29.01.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Александровск-Сахалинский                                               28 февраля 2018 года

Александровск-Сахалинский городской суд в составе: председательствующего судьи Пелецкой Т.П., при секретаре судебного заседания Кириловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровск-Сахалинского городского прокурора в интересах Чернышёвой Ксении Владимировны к администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» и Комитету по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Александровск-Сахалинский городской прокурор в интересах Чернышёвой К.В. обратился в Александровск-Сахалинский городской суд с иском к администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» и    Комитету по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя тем, что многоквартирный жилой <адрес> решением межведомственной комиссии от 2013 признан непригодным для проживания (заключение от 27 декабря 2013 года № 36). В соответствии с актом осмотра от 27 декабря 2013, послужившим основанием для принятия комиссией вышеназванного заключения, дом по указанному адресу на момент осмотра в 2013 году фактически находился в аварийном состоянии (значительная просадка фундамента, сквозные трещины в стенах, разрушение бетона, неравномерная просадка стен, поражение наружных венцов гнилью, несущие стены и перегородки имеют трещины по всей поверхности). На основании заключения межведомственной комиссии <адрес> включен в муниципальную программу «Обеспечение населения городского округа качественным жильем на 2015-2020 годы» (подпрограмма «Переселение граждан, проживающих на территории городского округа «Александровск-Сахалинский район», из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2015-2020 годах»). В соответствии с приложением № 3 к программе, которым утвержден перечень ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению 2015-2020 годах, перечень жилых домов и зданий, подлежащих сносу в 2015-2020 годах, дом по вышеуказанному адресу подлежал расселению в 2017 году, сносу – в 2018 году. Включив <адрес> в муниципальную программу по переселению из аварийного жилья, органы местного самоуправления городского округа фактически констатировали его аварийное состояние, а также необходимость расселения. Более того, проведенным в 2017 году специализированной организацией обследованием факт аварийного состояния дома подтвержден, установлена угроза дальнейшего проживания в нем граждан. В частности, в заключении специализированной организации указано, что несущие и ограждающие конструкции, а также инженерные сети в многоквартирном доме находятся в аварийном состоянии и имеют повреждения, оказывающие влияние на их несущую способность и эксплуатационные свойства, что может представлять угрозу для здоровья и жизни людей. Фундамент, стены и перегородки, перекрытия и полы, крыша, инженерные системы дома находятся в аварийном состоянии. У органов местного самоуправления городского округа с 2013 года возникла обязанность по исполнению ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении граждан, проживающих в данном доме по договорам социального найма. Чернышёвой К.В. на условиях договора социального найма 1 октября 2010 года № 41-Д предоставлено жилое помещение <адрес>, состоящее их двух комнат, общей площадью 41,8 кв.м.. Иного жилья, в том числе на праве собственности, у Чернышёвой К.В. не имеется. Органами местного самоуправления городского округа установлены сроки сноса <адрес> и переселения граждан, занимающих в нём жилые помещение по договорам социального найма, которые на момент подачи данного иска истекли. Кроме того, согласно выводам технического заключения общее состояние основных строительных конструкций характеризуется категорией технического состояния, как недопустимое, жилое здание непригодно для нормальной эксплуатации и представляет опасность для жизни и здоровья людей. В нарушение норм законодательства органами местного самоуправления городского округа мер по расселению жильцов <адрес> не предпринимается, другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям, до настоящего времени Чернышёвой К.В. не предоставлено, сроки исполнения обязательства по переселению Чернышёвой К.В. не изменены, то есть органы местного самоуправления не исполнили принятые на себя обязательства по реализации муниципальной программы в части своевременного расселения аварийного жилья, а также не исполнили обязанности, возложенные на них федеральным законодательством в жилищной сфере, чем грубо нарушили права Чернышёвой К.В., создали условия, при которых стало возможным причинение вреда её жизни и здоровью, что является недопустимым, просит обязать администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» и Комитет по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» предоставить Чернышёвой К.В. жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям г. Александровск-Сахалинский Сахалинской области, в виде отдельной квартиры, состоящей из двух комнат, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению – не менее 41,8 кв.м. общей площади и находящееся в границах г. Александровск-Сахалинский Сахалинской области.

        Представитель Александровск-Сахалинского городского прокурора Травин А.И. исковые требования поддержал полностью, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении.

    Истец Чернышёва К.В. исковые требования поддержала полностью, пояснив, что она состоит на учете улучшения жилищных условий, другого жилья не имеет, а в <адрес> стало опасно проживать, так как дом признан непригодным для проживания. Указала, что неоднократно и устно и письменно обращалась в КУМС для разрешения жилищного вопроса, однако дальше обещаний руководителей КУМС проблема не решалась.

        Представитель администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» Татаренкова О.А. с исковыми требованиями согласилась, при этом указав, что вопросы о предоставлении жилого помещения разрешает Комитет по управлению муниципальной собственностью.

Представитель Комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» Судаков А.В. в судебном заседании исковые требования признал частично, признав, что дом действительно подлежит расселению, но при этом считает, что вне очереди предоставление жилого помещения Чернышёвой К.В. будет нарушать права граждан, состоящих в очереди для улучшения жилищных условий. Кроме этого указал, что в настоящее время в КУМСе отсутствуют жилые помещения, пригодные для предоставления Чернышёвой К.В.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека( ст.1 ч.1; ст.7; ст.18; ст.19, ч.1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашаемые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации, предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международн6оправовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Закрепляя в соответствии с этим правом право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище.

В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 24.03.2015 г. № 5-П определено, что в России, социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для его осуществеления.

В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонта или реконструкции не подлежат, предоставляются жилые помещения по договору социального найма вне очереди.

Порядок переселения из аварийного жилищного фонда граждан-нанимателей, проживающих по договорам социального найма, регламентирован статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

На основании статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

На основании части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86-88 Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в помещениях (ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или увеличивается, в результате чего общая площадь на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), судам надлежит учитывать, что доставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому. При этом не благоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.

Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

В судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой <адрес> решением межведомственной комиссии от 2013 года признан непригодным для проживания (заключение от 27 декабря 2013 года № 36). В соответствии с актом осмотра от 27 декабря 2013, послужившим основанием для принятия комиссией вышеназванного заключения, дом по указанному адресу на момент осмотра в 2013 году фактически находился в аварийном состоянии (значительная просадка фундамента, сквозные трещины в стенах, разрушение бетона, неравномерная просадка стен, поражение наружных венцов гнилью, несущие стены и перегородки имеют трещины по всей поверхности). На основании заключения межведомственной комиссии <адрес> включен в муниципальную программу «Обеспечение населения городского округа качественным жильем на 2015-2020 годы» (подпрограмма «Переселение граждан, проживающих на территории городского округа «Александровск-Сахалинский район», из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2015-2020 годах»). В соответствии с приложением № 3 к программе, которым утвержден перечень ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению 2015-2020 годах, перечень жилых домов и зданий, подлежащих сносу в 2015-2020 годах, дом по вышеуказанному адресу подлежал расселению в 2017 году, сносу – в 2018 году. Включив <адрес> в муниципальную программу по переселению из аварийного жилья, органы местного самоуправления городского округа фактически констатировали его аварийное состояние, а также необходимость расселения. Более того, проведенным в 2017 году специализированной организацией обследованием факт аварийного состояния дома подтвержден, установлена угроза дальнейшего проживания в нем граждан. В частности, в заключении специализированной организации указано, что несущие и ограждающие конструкции, а также инженерные сети в многоквартирном доме находятся в аварийном состоянии и имеют повреждения, оказывающие влияние на их несущую способность и эксплуатационные свойства, что может представлять угрозу для здоровья и жизни людей. Фундамент, стены и перегородки, перекрытия и полы, крыша, инженерные системы дома находятся в аварийном состоянии.

В случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия и срока сноса дома.

У органов местного самоуправления городского округа с 2013 года возникла обязанность по исполнению требований статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении граждан, проживающих в данном доме по договорам социального найма, в том числе и Чернышёвой К.В., поскольку ей на условиях договора социального найма 1 октября 2010 года № 41-Д предоставлено жилое помещение <адрес>, состоящее их двух комнат, общей площадью 41,8 кв.м.

Иного жилья, в том числе на праве собственности, у Чернышёвой К.В. не имеется, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26.01.2018 г.

Органами местного самоуправления городского округа установлены сроки сноса <адрес> и переселения граждан, занимающих в нём жилые помещение по договорам социального найма, которые на момент подачи данного иска истекли.

Кроме того, согласно выводам технического заключения общее состояние основных строительных конструкций характеризуется категорией технического состояния, как недопустимое, жилое здание непригодно для нормальной эксплуатации и представляет опасность для жизни и здоровья людей.

В нарушение норм законодательства органами местного самоуправления городского округа мер по расселению жильцов <адрес> не предпринимается, другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям, до настоящего времени Чернышёвой К.В. не предоставлено, сроки исполнения обязательства по переселению Чернышёвой К.В. не изменены, то есть органы местного самоуправления не исполнили принятые на себя обязательства по реализации муниципальной программы в части своевременного расселения аварийного жилья, а также не исполнили обязанности, возложенные на них федеральным законодательством в жилищной сфере, чем грубо нарушили права Чернышёвой К.В., создали условия, при которых стало возможным причинение вреда её жизни и здоровью.

В соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации для правильного разрешения дел данной категории имеет значение выяснение того, имеется ли опасность для жизни и здоровья истца с учетом состояния дома, требующая незамедлительного решения вопроса о их переселении в другое жилое мщение, а также о возможности проживать в другом жилом помещении до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен утраченного (Определение Верховного суда от 12 декабря 2017 года № 51-КГПР17-19).

В судебном заседании такие обстоятельства установлены, а именно: Чернышёва К.В. других помещений на территории городского округа «Александровск-Сахалинский район» не имеет, что свидетельствует об её объективной нуждаемости в предоставлении жилого помещения в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации; исходя из технического состояния дома, установленного специализированной организацией, имеется опасность для жизни и здоровья Чернышёвой К.В.

Таким образом, Чернышёва К.В. имеет право на предоставление по договору социального найма жилого помещения взамен аварийного, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, т.е. не менее 41,8 кв.м. общей площади, состоящее из двух комнат, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта отвечающее установленным требованиям.

Как следует из п. 2, 19 ч. 4 ст. 43 Устава городского округа «Александровск-Сахалинский район» к полномочиям КУМСа относится управление муниципальным жилищным фондом, а также участие в качестве истца и ответчика в судах при рассмотрении споров, связанных с управлением и распоряжением муниципальным имуществом, муниципальным жилищным фондом.

В силу Положения о Комитете по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» основой из задач КУМСа является управление и распоряжение в установленном порядке объектами муниципальной собственности, в том числе земельными участками; муниципальным жилищным фондом на территории городского округа; ведение реестров муниципального жилищного фонда и объектов муниципальной собственности, в том числе земельных участков.

В связи с этим, именно Комитет по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Судом установлено и ответчиком – Комитетом по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» не оспаривается, что <адрес>, находится в муниципальной собственности, <адрес> включен в программу на основании акта и заключения межведомственной комиссии о признании дома непригодным для проживания, дом не расселен.

При таких обстоятельствах, заявленное Александровск-Сахалинским городским прокурором исковое требование в части предоставления комитетом по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» жилого помещения по договору социального найма Чернышёвой К.В. подлежит удовлетворению, в остальной части заявленных требований суд в иске отказывает.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск Александровск-Сахалинского городского прокурора заявленный в интересах Чернышёвой Ксении Владимировны о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.

Обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» предоставить Чернышёвой Ксении Владимировне вне очереди жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям г. Александровск-Сахалинский Сахалинской области, в виде отдельной квартиры, состоящей из двух комнат, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, но не менее 41,8 кв.м. общей площади и находящееся в границах г. Александровск-Сахалинский Сахалинской области.

В остальной части заявленных требований отказать.

На решение может быть принесена апелляционная жалоба, представление в Сахалинский областной суд в течение одного месяца через Александровск-Сахалинский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                         Т.П. Пелецкая

     Мотивированное решение изготовлено 5 марта 2018 года.

    Верно: судья -                                                                          Т.П. Пелецкая

2-59/2018 ~ М-31/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Чернышева Ксения Владимировна
Александровск-Сахалинский городской прокурор
Ответчики
Комитет по управлению муниципальной собственностью городского округа
Администрация городского округа "Александровск-Сахалинский район"
Суд
Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Пелецкая Татьяна Петровна
Дело на странице суда
aleksandrovsk--sah.sudrf.ru
29.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2018Передача материалов судье
30.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2018Подготовка дела (собеседование)
09.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2018Судебное заседание
05.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2018Дело оформлено
02.02.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее