Судья ** Г.Ю 7-1597/2022
Р Е Ш Е Н И Е
7 февраля 2022 года г. Москва
Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО «ОФФПРАЙС» по доверенности ** Е.В. на постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2021 года, которым ООО «ОФФПРАЙС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ** 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
15 июля 2021 года главным специалистом Департамента торговли и услуг г. Москвы ** А.В. составлен протокол об административном правонарушении № М-288/21/СД по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО «ОФФПРАЙС».
Дело передано на рассмотрение в Черемушкинский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО «ОФФПРАЙС» по доверенности ** Е.В. просит судебное постановление отменить, считает данный акт незаконным и необоснованным.
В судебное заседание явилась защитник ООО «ОФФПРАЙС» ** Е.В., которая доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, обозрев видеозапись выслушав объяснения защитника, допросив в качестве свидетеля представителя Департамента торговли и услуг г. Москвы Захарова О.В., не нахожу оснований для отмены или изменения постановления судьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 «Устав города Москвы» (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (далее - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-№CoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории города Москвы введен режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. № 12-УМ).
Пунктом 5 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. № 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г. (Приложение 6 к настоящему указу).
Согласно п. 12.1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции указа Мэра Москвы от 07.05.2020 № 55-УМ) граждане обязаны соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу, легковым такси.
Согласно п. 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции указа Мэра Москвы от 07.05.2020 № 55-УМ) органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию) (в ред. указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ).
В связи с изданием Указа Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ" исключена обязанность использованию средств индивидуальной защиты рук (перчатки) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу;
Таким образом, обязанность по соблюдению гражданами и сотрудниками магазина дистанцирования от других посетителей на расстоянии не менее 1,5 метров путем нанесения специальной разметки, на дату рассмотрения дела об административном правонарушении и на дату пересмотра постановления суда, не отменена.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, ООО «ОФФПРАЙС» не выполнило правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, выразившиеся в нарушении п. 2.6 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 № 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности» (в редакции Указа Мэра Москвы от 12.06.2021 № 29-УМ), п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12- УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа Мэра Москвы от 06.10.2020 № 97-УМ), а именно, 16 июня 2021 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ** ООО «ОФФПРАЙС» не обеспечило в помещениях, в которых осуществляется торговая деятельность, связанная с совместным пребыванием граждан в магазине «OFFPRICE» соблюдение гражданами и сотрудниками магазина дистанцирования от других посетителей на расстоянии не менее 1,5 метров путем нанесения специальной разметки.
Действия ООО «ОФФПРАЙС» квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы факт административного правонарушения и вина ООО «ОФФПРАЙС» в совершении административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № М-**/21/СД от 15 июля 2021 года; протоколом осмотра помещений от 16 июня 2021 года, составленный с применением видеофиксации, а также иными материалами дела.
Допрошенный в качестве свидетеля представитель Департамента торговли и услуг г. Москвы ** О.В. показал суду, что считает правомерным привлечение ООО «ОФФПРАЙС» к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Юридически лицом был нарушен п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12- УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа Мэра Москвы от 06.10.2020 № 97-УМ), что было зафиксировано на видеозаписи и на фото, оснований не доверять которым не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, ничем не опровергнуты, даны лицом, непосредственно выявившим административное правонарушение, предупрежденным об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО «ОФФПРАЙС» составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в связи с чем, протокол отвечает требованиям о допустимости доказательств по делу.
По смыслу положений статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении наряду с протоколом осмотра могут быть любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, могут установить наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Приведенные доказательства судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Ко-АП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «ОФФПРАЙС» имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, за нарушение которого ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из приведенных норм действующего законодательства, установленных фактических обстоятельств не обеспечения Обществом разметки социального дистанцирования, в нарушение пункта 5 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», судья районного суда правильно установил, что у ООО «ОФФПРАЙС» имелась возможность для соблюдения правил при введении режима повышенной готовности на территории г. Москвы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Оснований не согласиться с выводом судьи не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности».
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины ООО «ОФФПРАЙС» в совершении вмененного административного правонарушения, материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ООО «ОФФПРАЙС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Довод защитника о наличии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, признания вмененного ООО «ОФФПРАЙС» административного правонарушения малозначительным, не влечет удовлетворение жалобы.
На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенного нарушения последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере общественной безопасности; режим повышенной готовности был введен на территории г. Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), создающей угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем не обеспечение ООО «ОФФПРАЙС» соблюдения в помещениях, в которых осуществляется торговая деятельность, связанная с совместным пребыванием граждан в магазине «OFFPRICE» соблюдение гражданами и сотрудниками магазина дистанцирования от других посетителей на расстоянии не менее 1,5 метров путем нанесения специальной разметки, указывает на высокую степень общественной опасности совершенного правонарушения.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей назначено ООО «ОФФПРАЙС» в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является нарушение общественной безопасности при чрезвычайной ситуации, применено судьей с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Вопреки доводам жалобы, наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного Обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Законных оснований для замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, вопреки доводу жалобы, не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа в установленный срок, ООО «ОФФПРАЙС» не лишено возможности обратиться с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО «ОФФПРАЙС», оставить без изменения, а жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда И.П. Козлов