УИД 56RS0004-01-2021-000592-89
Дело № 2-305/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Александровка 3 сентября 2021 года
Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего - судьи Топильчук И.С.,
при секретаре судебного заседания Жихаревой О.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Аристарховой М.И.,
представителя ответчика - главы администрации Ждановского сельсовета Александровского района Оренбургской области Глазкова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по подаче заявления о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества, и обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образований Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области с вышеназванным иском.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения и муниципальной собственности, в ходе которой установлено, что на территории Ждановского сельсовета Александровского района Оренбургской области в с. Новоникольское между улицами Тверская и Заречная через реку Малый Уран расположено мостовое сооружение, которое не отвечает требованиям безопасности и находится в аварийном состоянии, пользование указанным сооружением создает угрозу жизни и здоровью граждан. Мостовое сооружение, несмотря на фактическое использование и эксплуатацию, не имеет собственника, не состоит на балансе и не находится в ведении ни у администрации, ни у другого хозяйствующего объекта, то есть является бесхозяйным. Отсутствие собственника моста влечет неисполнение установленных законом обязанностей по надлежащему состоянию имущества, а, следовательно, влечет неисполнение обязанностей органа местного самоуправления по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, поскольку впоследствии может повлечь угрозу жизни и здоровья граждан, круг которых невозможно определить.
Просил суд:
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по подаче заявления о постановке на учет бесхозяйного моста через реку Малый Уран, расположенного по адресу: Оренбургская область, Александровский район, с. Новоникольское, между улицами Тверская и Заречная, в территориальный орган государственной регистрации, кадастра и картографии;
- обязать администрацию муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области в срок до 1 января 2022 года подать заявление о постановке на учет бесхозяйного моста через реку Малый Уран, расположенного по адресу: Оренбургская область, Александровский район, с. Новоникольское, между улицами Тверская и Заречная, в территориальный орган государственной регистрации, кадастра и картографии.
Определением суда 25 августа 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Александровского района Оренбургской области.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Александровского района Оренбургской области Аристархова М.И. исковые требования поддержала, привела доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской Глазков С.Н. указал, что заявленные исковые требования прокурора признает в полном объеме, спорный объект на балансе у администрации сельсовета не состоит, документы на него отсутствуют, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного моста в территориальный орган государственной регистрации, кадастра и картографии не обращался.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Александровского района Оренбургской области не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, уважительные причины неявки не представил, об отложении дела не просил.
Суд в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 3 статьи 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
В силу статьи 13 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе сооружения.
Из смысла статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что автодорожные мосты отвечают признакам недвижимого имущества.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Из нормы статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Отсутствие на мостовые сооружения права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с Федеральным Законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Материалами дела подтверждается, что по поступившему сообщению от 27 апреля 2021 года № 3286 от начальника ОГИБДД Отд МВД России по Александровскому району прокуратурой Александровского района Оренбургской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере дорожного движения и муниципальной собственности в отношении администрации Ждановского сельсовета Александровского района Оренбургской области. В ходе проверки установлено, что на территории Ждановского сельсовета Александровского района Оренбургской области в с. Новоникольское между улицами Тверская и Заречная через реку Малый Уран расположено мостовое сооружение.
Из информации от 7 июня 2021 года № 248 администрации Ждановского сельсовета Александровского района Оренбургской области следует, что мостовое сооружение, расположенное в с. Новоникольское Александровского района Оренбургской области между улицами Тверская и Заречная через реку Малый Уран на балансе администрации не состоит.
Согласно информации от 3 июня 2021 года № 2040 администрации Александровского района Оренбургской области мостовое сооружение, расположенное в с. Новоникольское Александровского района Оренбургской области между улицами Тверская и Заречная отсутствует в Реестре муниципального имущества Александровского района Оренбургской области, право муниципальной собственности на вышеуказанный объект за муниципальным образованием Александровский район Оренбургской области не зарегистрировано.
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (Управление Росреестра по Оренбургской области) от 16 июля 2021 года № 08-10539/212@ следует, что информация о государственном кадастровом учете и о зарегистрированных правах по мостовому сооружению, расположенному на территории Ждановского сельсовета в с. Новоникольское Александровского района Оренбургской области между улицами Тверская и Заречная через реку Малый Уран в ЕГРН отсутствует.
Уведомлениями, поступившими в адрес суда из ТУ Росимущества Оренбургской области от 11 августа № 56-НБ-02/4482, администрации Александровского района Оренбургской области от 11 августа 2021 года № 2887, подтверждается, что спорный объект недвижимого имущества не проходил процедуру учета в качестве (федерального) имущества и не включен в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области, а также отсутствует в Реестре муниципального имущества Александровского района Оренбургской области.
Записи о зарегистрированных правах до 1998 года на мост через реку Малый Уран, расположенный по адресу: Оренбургская область, Александровский район, с. Новоникольское, между улицами Тверская и заречная, в реестровой книге также отсутствуют, что указано в информации, предоставленной из ГБУ «Госкадоцентр Оренбургской области» 17 августа 2021 года.
Из сообщения Инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области от 13 августа 2021 года № 41/14-10-961 усматривается, что при строительстве вышеназванного объекта извещение о начале строительства в инспекцию не поступало, региональный государственный строительный надзор не осуществлялся.
Согласно информации, поступившей из Управления Росреестра по Оренбургской области от 10 августа 2021 года № 03-08-1-00140/21, представитель администрации муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», объекта транспортной инфраструктуры – моста через реку Малый Уран, расположенного по адресу: Оренбургская область, Александровский район, с. Новоникольское, между улицами Тверская и Заречная, в период с 31 мая 1999 года по 10 августа 2021 года не обращался.
Таким образом, установлено, что право собственности на спорное мостовое сооружение не зарегистрировано, балансодержатель не установлен. Доказательств обратного в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Поскольку мост через реку Малый Уран, расположенный по адресу: Оренбургская область, Александровский район, с. Новоникольское, между улицами Тверская и Заречная, является бесхозяйным элементом обустройства автомобильной дороги, его техническое состояние оказывает влияние на степень защищенности участков дорожного движения, что может причинить вред неопределенному кругу лиц, в связи с чем влечет обязанность органа местного самоуправления, на территории которого находится данный объект, по постановке данного моста на учет в государственный регистрирующий орган как бесхозяйного имущества.
Кроме того, непостановка его на учет как бесхозяйного имущества влечет отсутствие оснований для выделения материальных средств на его ремонт.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости создает препятствия в осуществлении государственного контроля за его техническим состоянием, безопасностью дорожного движения, а также применении мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния объекта установленным правилам и стандартам.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора Александровского района Оренбургской области основаны на законе, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по подаче заявления о постановке на учет бесхозяйного моста через реку Малый Уран, расположенного по адресу: Оренбургская область, Александровский район, с. Новоникольское, между улицами Тверская и Заречная, в территориальный орган государственной регистрации, кадастра и картографии;
Обязать администрацию муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области в срок до 1 января 2022 года подать заявление о постановке на учет бесхозяйного моста через реку Малый Уран, расположенного по адресу: Оренбургская область, Александровский район, с. Новоникольское, между улицами Тверская и Заречная, в территориальный орган государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.С. Топильчук
Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2021 года