дело № 2-17/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Павловская 21 января 2016 года
Павловский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего: Кириченко М.Б.,
При секретаре: Блажко О.В.
с участием:
помощника прокурора Гребенниковой Н.В.,
представителя ответчика - администрации МО Павловский район - Задорожней В.В.,
представителя третьего лица - отдела по вопросам семьи и детства администрации МО Павловский район - Пятиной И.А.,
представителя третьего лица - отдела по вопросам жилищной политики администрации МО Павловский район - Серой А.П.,
третьего лица - опекуна Лобанова В.В. - Кузьминой И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Павловского района Краснодарского края в интересах Лобанова Владимира Владимировича к администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, о признании права на обеспечение жилым помещением и понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Павловского района Краснодарского края, уточнив в судебном заседании исковые требования, обратился в Павловский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением в интересах Лобанова Владимира Владимировича к администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края, министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, о признании права на обеспечение жилым помещением и обязании включить Лобанова В.В. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой района по заявлению Лобанова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проведена проверка соблюдения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверкой установлено, что родители Лобанова В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерли до достижения им возраста 18 лет – ДД.ММ.ГГГГ умерла мать ФИО2, в ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, в связи с чем на основании постановления Веселовского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Кузьмина Ирина Ильинична назначена опекуном над Лобановым В.В. ДД.ММ.ГГГГ отделом народного образования Павловского района Кузьминой И.И. выдано удостоверение опекуна.
В ходе проверки установлено, что Лобанов В.В. до достижения им возраста 18 лет на учет в уполномоченный орган в качестве нуждающегося в жилом помещении поставлен не был.
Проверка показала, что личное дело опекаемого ребенка-сироты Лобанова В.В. в архиве отдела по вопросам семьи и детства отсутствует, в связи с чем установить причины не постановки ФИО5 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не представляется возможным.
Как следует из объяснений Лобанова В.В., о возможности постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он узнал из публикаций в СМИ, его опекун - Кузьмина И.И. также не знала о праве Лобанова В.В. на обеспечение жилым помещением.
До настоящего времени Лобанов В.В. в собственности жилых помещений не имеет.
Кроме того, необходимо учитывать, что согласно обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 20.11.2013) лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением независимо от того, что они не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения ими возраста 23 лет. При этом юридически значимым и достаточным признается установление того, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) и п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) право на внеочередное предоставление жилого помещения, такое право им не было реализовано и на момент предъявления иска он нуждается в жилом помещении.
Непринятие требуемых мер, направленных на исполнение законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке граждан из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, влечет за собой нарушение прав и законных интересов Лобанова В.В.
Просит признать за Лобановым Владимиром Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на обеспечение жилым помещением, обязать министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края включить Лобанова Владимира Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании помощник прокурора Гребенникова Н.В. поддержала уточненные исковые требования и просила об удовлетворении иска в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Павловский район Задорожняя В.В. представила письменные возражения на исковое заявление и пояснила, что не возражает против удовлетворения исковых требований в части признания за Лобановым В.В. права на обеспечение жилым помещением, в части требований об обязании включить Лобанова В.В. в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, полагала на усмотрение суда.
От представителя ответчика - Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края поступили письменные возражения на исковое заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. В возражениях представитель ответчика просит в части признания за Лобановым В.В. права на обеспечение жилым помещением принять законное и обоснованное решение, а в части обязания министерства включить Лобанова В.В. в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях – прекратить производство по делу, как не подлежащее рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. При этом указывает, что документы Лобанов В.В. на включение в список в министерство не поступали, решения о включении либо об отказе во включении в список в отношении Лобанова В.В. министерством не принимались. Кроме этого ответчик уточнил, что согласно подпункту 1 пункта 8 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.10.2015 № 993 «О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края переименовано в Министерство труда и социального развития Краснодарского края.
В судебном заседании третье лицо Лобанов В.В. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.
В судебном заседании третье лицо Кузьмина И.И. поддержала исковые требования прокурора в полном объеме.
В судебном заседании представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - отдела по вопросам семьи и детства администрации МО Павловский район Пятина И.А. и отдела по вопросам жилищной политики администрации МО Павловский район Серая А.П. указали, что поддерживают доводы представителя администрации муниципального образования Павловский район, не возражают против удовлетворения исковых требований в части признания за Лобановым В.В. права на обеспечение жилым помещением, в части требований об обязании включить Лобанова В.В. в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, полагали на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Павловского района Краснодарского края в интересах Лобанова В.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
На территории Краснодарского края действует Закон Краснодарского края от 3 июня 2009 г. № 1748- КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество
и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к категории детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Впоследствии Федеральными законами от 08.02.1998 №17-ФЗ и от 22.08.2004 №122-ФЗ указанной категории лиц предоставлено право на обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, согласно которым указанной категории лиц однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Вместе с тем, на основании ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч.10 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Помимо этого, в соответствии с ч.8 ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение их жилым помещением.
При этом, исследуя отсутствие Лобанова В.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях до настоящего времени, суд учитывает объяснения третьего лица – опекуна Лобанова В.В. – Кузьминой И.И. о том, что Лобанов В.В. обратился в соответствующие органы с момента, когда ему стало известно о наличии у него данного права, а также ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав Лобанова В.В,, в тот период, когда он был несовершеннолетним, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучался и воспитывался Лобанов В.В.. В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что причины, по которым Лобанов В.В. до настоящего времени не обращалась с вопросом о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении являются уважительными.
В судебном заседании установлено, что Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края, согласно подпункту 1 пункта 8 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.10.2015 № 993 «О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края переименовано в Министерство труда и социального развития Краснодарского края.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, родители Лобанова В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерли до достижения им возраста 18 лет - ДД.ММ.ГГГГ умерла мать ФИО2 (л.д. 18, 20), ДД.ММ.ГГГГ - отец ФИО3 (18, 19), в связи с чем на основании постановления Веселовского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Кузьмина Ирина Ильинична назначена опекуном над Лобановым В.В. ДД.ММ.ГГГГ отделом народного образования Павловского района Кузьминой И.И. выдано удостоверение опекуна (л.д. 8).
Лобанов В.В. до достижения им возраста 18 лет на учет в уполномоченный орган в качестве нуждающегося в жилом помещении поставлен не был, что сторонами не оспаривается.
В ходе судебного заседания установлено, что Лобанов В.В. не имеет закрепленного за ним жилого помещения, иных прав на жилые помещения.
Указанные обстоятельства подтверждаются уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.11.2015 г. (л.д. 37).
Согласно справки ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризации краевое БТИ» по Павловскому району от 12.10.2015 года сведения о принадлежности недвижимости Лобанову В.В. отсутствуют (л.д. 9).
Согласно справки ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризации краевое БТИ» по Павловскому району от 12.10.2015 года сведения о принадлежности недвижимости супруги ФИО5 – ФИО13 (свидетельство о заключении брака - л.д.17) отсутствуют (л.д. 10).
Согласно справки ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризации краевое БТИ» по Павловскому району от 23.09.2015 года Лобанов В.В. собственником недвижимого имущества в Павловском районе Краснодарского края не значился и не значится (л.д. 11).
Доказательств обратного ответчики и третьи лица на стороне ответчика, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не представили.
Тем самым, у Лобанова В.В., как нуждающегося в жилом помещении, по достижении 18 лет возникло право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии: с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» формирование списка, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области социальной поддержки, социального обслуживания населения, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики Краснодарского края.
Нуждаемость Лобанова В.В. в жилом помещении в судебном заседании установлена, участвующими в деле лицами не оспаривалась, однако до настоящего времени в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, он не включен.
На основании изложенного, исковые требования прокурора Павловского района в интересах Лобанова Владимира Владимировича подлежат удовлетворению.
На основании Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Павловского района Краснодарского края в защиту интересов Лобанова Владимира Владимировича удовлетворить.
Признать за Лобановым Владимиром Владимировичем, 09.10.1979
года рождения, право на обеспечение жилым помещением.
Обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края включить Лобанова Владимира Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Павловский районный суд в течение месяца.
Председательствующий: