Решение по делу № 2-1106/2014 ~ М-1056/2014 от 24.06.2014

Дело № 2-1106/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск 01 августа 2014 г.

    Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кокшарова Е.В.,

с участием:

помощника Алапаевского городского прокурора Коробейниковой Е.А.,

представителя Роспотребнадзора – Комарова А.Я., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Коробейниковой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алапаевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО г. Алапаевск о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Алапаевский городской прокурор, обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО г. Алапаевск о понуждении к совершению действий, в котором просил:

- признать незаконным бездействие администрации МО г. Алапаевск, выразившееся в непринятии мер, направленных на устранение несанкционированной свалки бытовых отходов, размером 100 х 100 м, расположенной <адрес>;

- обязать администрацию МО г. Алапаевск в срок, не позднее 30 дней с момента вступления решения в законную силу, очистить территорию, на которой находится несанкционированная свалка бытовых отходов, размером 100 х 100 м, расположенная <адрес>.

В обоснование требований представитель истца – помощник Алапаевского городского прокурора Коробейникова Е.А. пояснила, что прокуратурой г. Алапаевска совместно со специалистами Территориального отдела в г. Алапаевске и Алапаевском районе Управления федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по СО (далее – Роспотребнадзор) проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, направленного на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе проверка сбора и утилизации бытовых отходов на территории МО г. Алапаевск, в процессе которой установлено, что на участке местности, расположенном по адресу: <адрес>, имеется несанкционированная свалка бытовых отходов, размером 100 х 100 м, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, чем нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Прокурор, ссылаясь на то, что согласно ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления; в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц; в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации требует обязать ответчика ликвидировать свалку бытовых отходов путем сбора и вывоза бытовых отходов на санкционированную свалку в течение 30 дней со дня вступления решения суда об этом в законную силу.

Представитель ответчика – администрации МО г. Алапаевск, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Как следует из представленных возражений администрация МО г. Алапаевск иск не признала по мотиву того, что не является надлежащим ответчиком, поскольку, будучи органом местного самоуправления, организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и производственных отходов на территории муниципального образования, а также предпринимает меры по надлежащему исполнению возложенных на нее функций, но непосредственно хозяйственной деятельностью в соответствии с законом не занимается. От имени органа местного самоуправления указанную деятельность осуществляет МКУ «Дирекция единого заказчика», которому администрация МО г. Алапаевск делегировала часть полномочий по решению вопросов местного значения.

Представитель третьего лица – МКУ «Дирекция единого заказчика» извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Из представленного ранее МКУ «Дирекция единого заказчика» отзыва на иск следует, что в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопрос организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и производственных отходов относится к вопросам местного значения. Администрация МО г. Алапаевск является исполнительно-распорядительным органом и входит в структуру органов местного самоуправления, в связи с чем, обязана производить организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и производственных отходов. МКУ «Дирекция единого заказчика», в свою очередь, не входит в структуру органов местного самоуправления и выполняя свои функции, выступает заказчиком в отношениях, связанных с размещением заказов на поставку товаров, выполнением работ, оказанием услуг для муниципальных нужд. Учреждение полностью финансируется за счет средств бюджета МО г. Алапаевск и заключает контракты в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на строго определенные бюджетом МО г. Алапаевск цели. Таким образом, МКУ «Дирекция единого заказчика» реализует лишь отдельные функции, тогда как обязанность по решению вопросов местного значения остается за органом местного самоуправления.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Заслушав объяснения прокурора, а также представителя Роспотребнадзора, участвующего в деле, для дачи заключения по иску в целях осуществления возложенных на него обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и указавшего на обоснованность заявленных требований, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.

     Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с п.п. 11, 24 ч.1 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

     Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичное положение о полномочиях органов местного самоуправления, закреплены в ст. 7 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 г. №77-ОЗ «Об отходах производства и потребления».

     В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1, 2 ст. 13 Федерального Закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ст. 3 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.

В соответствии с п. 11, 24 ст. 6 Устава МО г.Алапаевск, принятого решением Думы МО г.Алапаевск от 02.06.2005 г. №46, к вопросам местного значения относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах МО г. Алапаевск; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные положения, в части полномочий администрации МО г. Алапаевск, содержатся в п. 7, 13 ст. 38 Устава МО г. Алапаевск.

В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой г. Алапаевска совместно со специалистами Роспотребнадзора ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, направленного на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе проверка сбора и утилизации бытовых отходов на территории МО г. Алапаевск, в процессе которой установлено, что на участке местности, расположенном по адресу: <адрес>

По результатам проверки специалистом Росптребнадзора была составлена справка, подтверждающая указанные обстоятельства.

Сторонами не оспаривается, что указанная несанкционированная свалка находится на территории МО г. Алапаевск, что подтверждается, в том числе исследованными материалами дела.

Суд находит необоснованной ссылку ответчика на то, что администрация является ненадлежащим ответчиком, в связи с делегированием полномочий МКУ «Дирекция единого заказчика», поскольку обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов прямо возложена законом на ответчика, который, будучи вправе делегировать соответствующие полномочия созданным им учреждениям, не вправе делегировать свою обязанность и ответственность за ее неисполнение.

При этом, суд находит несостоятельными высказанные в отзыве на иск доводы представителя МКУ «Дирекция единого заказчика» о необходимости оставления искового заявления Алапаевского городского прокурора без рассмотрения, в силу наличия не вступившего в законную силу и принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям судебного постановления, а именно решения Алапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ поскольку указанным выше судебным актом разрешен иск в отношении иной несанкционированной свалки бытовых отходов, размером 300 х 300 м, расположенной <адрес>

В соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается восстановление положения, существующего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих, право или создающих угрозу его нарушения.

    Таким образом, несанкционированная свалка бытовых отходов оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, в обязанность которых входит принимать своевременные меры по ее выявлению и ликвидации, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, на администрацию МО г. Алапаевск подлежит возложению обязанность по ликвидации свалки.

При определении срока исполнения решения о возложении на ответчика обязанности очистить территорию, на которой находится несанкционированная свалка бытовых отходов, суд с учетом, сезонного периода, в который могут быть выполнены работы, необходимости определения подрядной организации, времени фактического выполнения работ и принятия их результатов, считает возможным установить указанный срок равный 30 дням с момента вступления судебного постановления в законную силу.

    При таких обстоятельствах, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с действующим законодательством прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. В свою очередь, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчик – администрация МО г.Алапаевск также освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому суд согласно ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным не взыскивать государственную пошлину в доход государства.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    

Иск Алапаевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО <адрес> о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО <адрес>, выразившееся в непринятии мер, направленных на устранение несанкционированной свалки бытовых отходов, размером 100 х 100 м, расположенной в 100 м от дороги на шлакоотвал по направлению на юг к территории ООО «Первая лесопромышленная компания» в пределах <адрес>.

Обязать администрацию МО <адрес> в срок, не позднее 30 дней с момента вступления решения в законную силу, очистить территорию, на которой находится несанкционированная свалка бытовых отходов, размером 100 х 100 м, расположенная в 100 м от дороги на шлакоотвал по направлению на юг к территории ООО «Первая лесопромышленная компания» в пределах <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Алапаевский городской суд <адрес>.

Судья Е.В. Кокшаров

2-1106/2014 ~ М-1056/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
неопределённый круг лиц
Алапаевский городской прокурор в защиту интересов неопределённого круга лиц
Ответчики
Администрация МО г.Алапаевск
Другие
МКУ "ДЕЗ"
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СО в г Алапаевске и Алапаевском районе
Суд
Алапаевский городской суд Свердловской области
Судья
Кокшаров Е.В.
Дело на сайте суда
alapaevsky--svd.sudrf.ru
24.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2014Передача материалов судье
25.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.07.2014Предварительное судебное заседание
01.08.2014Судебное заседание
01.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2014Дело оформлено
10.09.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее