Решение по делу № 2-297/2021 ~ М-244/2021 от 15.04.2021

Дело № 2-297 (2021)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2021 года п. Акбулак

Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Школа А.Ю., при секретаре Кузьминовой Т.В., с участием представителя истца Ибатуллиной Р.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей <адрес> к Сербину А.А. о взыскании субсидии, предоставленной в форме гранта,

УСТАНОВИЛ:

Министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей <адрес> (далее Министерство) обратилось в суд с иском к Сербину А.А. о взыскании субсидии, предоставленной в форме гранта, в обоснованиекоторого указав, что в рамках реализации постановления Правительства Оренбургской области от 10.09.2013 № 767-пп «Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие Оренбургской области»на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года» (утратило силу с 01.01.2019), постановления Правительства Оренбургской области от 25 июня 2012 г. № 508-п «О порядке предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса» (документ утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Оренбургской области от 18.01.2021 года №15-п «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Оренбургской области»), а также в соответствии сПорядком предоставления грантов за счет средств областного бюджета начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на созданиеи развитие собственного бизнеса,22.12.2016 года между Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (в настоящее время Министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области, указ Губернатора Оренбургской области от 05.11.2019 года №495-ук) и индивидуальным предпринимателем Сербиным А.А. был заключен договор о предоставлении субсидии в форме гранта в размере 300 000 рублей на финансирование бизнес - плана «Разведение свиней и птицы в <адрес>».

Министерство перечислило Сербину А.А. в соответствии с условиями договора денежные средства (субсидию в форме гранта) в размере 300 000 рублей.

В соответствии с п.1.1 Договора, грантополучатель обязался принять грант и распорядится им в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленном Договором.

Согласно п.1.4 Договора индивидуальный предприниматель Сербин А.А. должен был направить полученные средства на приобретение строительных материалов для ремонта животноводческого помещения и устройства загона для свиней для достижения показателей хозяйственной деятельности, заявленных грантополучателем в бизнес - плане.

По условиям договора, Сербин А.А. принял на себя обязательство ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом представлять в министерство отчеты об использовании Гранта, с приложением документов, подтверждающих целевое использование средств; ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, представлять в Министерство анкету получателя поддержки; обеспечить достижение экономических показателей в соответствии с бизнес-планом (пункты 2.2.2, 2.2.3 и 2.2.4 Договора).

Согласно п. 2.2.5 договора индивидуальный предприниматель Сербин А.А. принял на себя обязательство осуществлять деятельность в течение 3 лет со дня поступления Гранта на его счет.

Сербиным А.А. были представлены ежеквартальные отчеты об использовании гранта за период с IV квартала 2016 года по II квартал 2018 года и ежегодные анкеты получателя поддержки за период 2017-2018 г.г.

Однако, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Сербин А.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и снялся с учета в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ.

Министерством, в рамках установленных полномочий, регулярно осуществлялась проверка соблюдения грантополучателями условий заключенных договоров о предоставлении субсидий в форме грантов.

В соответствии с п. 3.2 Договора в случае невыполнения, ненадлежащего выполнения условий договора, а также нецелевого использования бюджетных средств подтвержденного актами группы по контролю за целевым использованием средств государственной поддержки, утвержденной приказом министерства, министерство готовит предложения для рассмотрения на заседании комиссии по реализации мер государственной поддержки вопроса о возврате субъектом выделенного гранта в областной бюджет. Решение комиссии о возврате гранта оформляется протоколом, который направляется грантополучателю заказным письмом с уведомлением.

При получении протокола средства гранта в течение 15 календарных дней, подлежат возврату грантополучателем на единый счет областного бюджета (пункт 3.3.Договора).

В ходе проведения проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем Сербиным А.А. обязательных требований, установленных Договором от ДД.ММ.ГГГГ, был выявлен факт нарушения п. 2.2.5 Договора, а именно: прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Данная информация была передана вадрес комиссии по реализации мер государственной поддержки (далее по тексту - Комиссия).

По результатам рассмотрения представленных документов, Комиссией был установлен факт неисполнения Сербиным А.А. обязательств, предусмотренных условиями Договора от ДД.ММ.ГГГГ и принято решение о необходимости возврата Сербиным А.А. выделенной ему субсидии в форме гранта в размере 300 000 руб. в бюджет <адрес> в течение 15 календарных дней со дня получения протокола.

Условия реализации проекта ответчиком не исполнены, что подтверждается сведениями в представленных отчетах о выполнении комплекса мероприятий.

В адрес ответчика было направлено решение о возврате субсидии, однако до настоящего времени средства не возвращены.

Учитывая, что обязательства по Договору не исполнены во время осуществления предпринимательской деятельности, а прекращение осуществления такой деятельности делает невозможным исполнение условий бизнес-плана в дальнейшем, в порядке предусмотренном п.3.3. Договора,предоставленные бюджетные средства Сербину А.А. в виде субсидии подлежат возврату.

Истец просил взыскать с Сербина А.А. денежные средства (субсидию в форме гранта) в сумме 300 000 рублей.

Представитель истца Министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области Ибатуллина Р.З., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик Сербин А.А. в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела был надлежаще извещен, о чем имеются сведения в материалах дела.

В соответствии со ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего суду об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Истец согласен на рассмотрение дела в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.

В соответствие со ст.233 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, считает исковые требования Министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ч. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации обюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Таким образом, в силу п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.

Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (пп. 3 п. 3 названной нормы права).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в целях реализации постановления Правительства Оренбургской области от 10 сентября 2013 года № 767-пп «Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие Оренбургской области» на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года» (утратило силу с 1 января 2019 года), постановлением Правительства Оренбургской области от 25 июня 2012 г. № 508-п «О порядкепредоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса» (документ утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Оренбургской области от 18.01.2021 года № 15-п «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Оренбургской области») был утвержден Порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса.

Организатором проведения отбора субъектов в целях предоставления грантов согласно п. 7 указанного Порядка, является министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, которое в соответствии с указом Губернатора Оренбургской области от 05.11.2019 № 495-ук «О структуре исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» переименовано в Министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области.

ДД.ММ.ГГГГ Сербин А.А. обратился в Министерство экономического развития <адрес> с заявкой на участие в конкурсном отборе по предоставлению грантов на создание и развитие собственного бизнеса.

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ комиссия по реализации мер государственной поддержки приняла решение представить ИП Сербину А.А. грант в размере 300000 рублей.

22 декабря 2016 года между Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области и ИП Сербиным А.А. в целях реализации постановления Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 № 508-п «О порядке предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса» был заключен договор №273 о предоставлении субсидии в форме гранта в сумме 300000 на финансированиебизнес - плана «Разведение свиней и птицы в Акбулакском районе Оренбургской области».

Согласно п.1.4 Договора, ИП Сербин А.А. должен был направить полученные средства на приобретение строительных материалов для ремонта животноводческого помещения и устройства загона для свиней для достижения показателей хозяйственной деятельности, заявленных Грантополучателем в бизнес-плане.

В число обязанностей Грантополучателя входило, в том числе, ежеквартальное в течение 3-х лет представление в министерство отчетов об использовании гранта с приложением заверенных копий документов, подтверждающих целевое использование гранта, ежегодное представление анкет получателей поддержки, а также обеспечение достижения экономических показателей в соответствии с бизнес-планом (пункты 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4 Договора).

В соответствии с п. 3.2 Договора в случае невыполнения, ненадлежащего выполнения условий договора, а также нецелевого использования бюджетных средств подтвержденного актами группы по контролю за целевым использованием средств государственной поддержки, утвержденной приказом министерства, министерство готовит предложения для рассмотрения на заседании комиссии по реализации мер государственной поддержки вопроса о возврате субъектом выделенного гранта в областной бюджет. Решение комиссии о возврате гранта оформляется протоколом, который направляется грантополучателю заказным письмом с уведомлением.

Так, ИП Сербиным А.А. в министерство представлены ежеквартальные отчеты об использовании гранта за период с IV квартала 2016 года по II квартал 2018 года и ежегодные анкеты получателя поддержки за период 2017-2018 годы.

В период осуществления Сербиным А.А. предпринимательской деятельности, фактов не целевого расходования предоставленной субсидии, министерством не установлено.

Согласно п. 2.2.5 Договора,Грантополучатель обязан осуществлять деятельность в течение 3-х лет со дня поступления Гранта на его счет.

Согласно информации, содержащейся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, ДД.ММ.ГГГГ Сербин А.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

По условиям договора, грантополучательобязан незамедлительно информировать Министерство о невозможности получить ожидаемые результаты, предусмотренные пунктом 1.4. Договора (п.2.2.8.Договора).

Однако, Сербин А.А. о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, министерство не уведомил, что свидетельствует о факте неисполнения обязательств, предусмотренных условиями Договора от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комиссии по реализации мер государственной поддержки было принято решение о необходимости возврата Сербиным А.А. выделенной ему субсидии в форме гранта в размере 300000 рублей в бюджет Оренбургской области в течение 15 календарных дней со дня получения протокола, которое было направлено в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением. Однако требование о возвращении субсидии, ответчиком в добровольном порядке исполнено не было.

Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушены условия договора №273 от 22.12.2016 года о представлении субсидии в форме гранта, поскольку он прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ранее установленного в договоре срока, в связи с чем суд находит требования истца о взыскании субсидии в форме гранта правомерными и подлежащими удовлетворению.

Принимая решение в части возмещения судебных расходов по делу, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 НК РФ.

Согласно п.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика Сербина А.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета исходя из положений закрепленных в п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 6200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей <адрес>, - удовлетворить.

Взыскать с Сербина А.А. в пользу Министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей <адрес> денежные средства (субсидию в форме гранта) в размере 300000 (триста тысяч) рублей.

Взыскать с Сербина А.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 6200 (шесть тысяч двести) рублей.

Разъяснить Сербину А.А., что он вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения.

Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда, через Акбулакский районный суд в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене настоящего решения. Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене настоящего решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья А.Ю.Школа

Мотивированное решение составлено 15 июня 2021 года.

Подлинник решения находится в гражданском деле № 2 - 297 (2021) в Акбулакском районном суде Оренбургской области.

2-297/2021 ~ М-244/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области
Ответчики
Сербин Александр Александрович
Суд
Акбулакский районный суд Оренбургской области
Судья
Школа А.Ю.
Дело на сайте суда
akbulaksky--orb.sudrf.ru
15.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2021Передача материалов судье
19.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2021Подготовка дела (собеседование)
19.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2021Судебное заседание
08.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2021Судебное заседание
15.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее