Решение по делу № 2-1582/2016 ~ М-1235/2016 от 18.05.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-1582/2016

15.09.2016 года Алуштинский городской суд Республики Крым Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи - Хотяновой В.В.

при секретаре - Черемновой К.А.

с участием представителя истца Жижченко А.В.– Мусаевой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Алуште Республики Крым гражданское дело по иску Жижченко А.В. к Администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, признании права на получение бесплатно в собственность земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации <адрес>, с учетом уточненных исковых требований, о признании незаконным и отмене постановления Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении заявления гражданина ФИО2», признании права на предоставление ему бесплатно в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м, кадастровый для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

Требования мотивированы тем что, решением 50 сессии 4 созыва Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ истцу было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, площадью 0,10 га в <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений. На основании указанного решения в течении нескольких лет истцом готовились землеустроительные документы, был разработан и отправлен на утверждение в Лучистовский сельский совет проект землеустройства.

ДД.ММ.ГГГГ был принят Федеральный конституционный закон -ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В порядке завершения оформления права на земельный участок истец обратился к ответчику за предоставлением в собственность земельного участка, однако постановлением Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка ему было отказано, по тем основаниям, что решение 50 сессии 4 созыва Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу. В связи с указанным, истец считает, что нарушено его право на завершение оформления права на указанный выше земельный участок.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 уточненные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что Законом Украины -VI, на который ссылается Администрация <адрес> в обоснование правомерности отказа в предоставлении истцу земельного участка, были изложены в новой редакции статьи 124 и 134 Земельного кодекса Украины, а также внесены дополнения в раздел Х «Переходные положения». При этом данные изменения не касаются передачи земельных участков в собственность гражданам, они предусматривают новые правила для передачи земельных участков в аренду исключительно под застройку, в том числе и предельные сроки действия решений при передаче земельных участков в аренду. Передача земельных участков в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации не требовала проведения земельных торгов, в связи с чем действие пункта 3 раздела 2 Закона Украины -VI на данные правоотношения не распространялось и не распространяется.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации <адрес> не явился, предоставил в суд заявление о проведении судебного заседания без его участия. В предоставленных суду письменных возражениях просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что согласно Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ -VI, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент присоединения Республики Крым к Российской Федерации, все решения о согласовании места расположения объекта или о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка принятые до момента вступления вышеуказанного закона в силу ДД.ММ.ГГГГ сохраняли силу в течение двух лет, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Решение Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ принято до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, оно утратило силу ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что решением 50 сессии 4 созыва Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О составлении проекта землеустройства ФИО2» разрешено ФИО2 проживающему по адресу: <адрес>, составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, площадью 0,10 га в <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений.

Правоотношения между сторонами по оформлению бесплатной приватизации земельного участка площадью 0,10 га, расположенного по адресу: <адрес>, возникли в период действия законодательства Украины, орган местного самоуправления и исполнительной власти при принятии решения о разрешении разработки проекта землеустройства действовал в рамках предоставленных статьями 17 и 118 Земельного кодекса Украины полномочий в сфере земельных отношений.

Истец, в свою очередь, согласно статьям 35, 116 Земельного кодекса Украины имел право приобретать бесплатно в собственность земельные участки из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм, предусмотренных статьей 121 Земельного кодекса Украины.

    Норма Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ -VI, которым пункт 1 раздела Х Земельного кодекса Украины был дополнен абзацем третьим, действовала в течение двух лет со дня вступления в силу (п. 2 раздела II этого Закона с изменениями, внесенными Законом Украины от ДД.ММ.ГГГГ - VI), т.е. до ДД.ММ.ГГГГ

    На основании решения 50 сессии 4 созыва Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ по заказу истца был составлен проект землеустройства по отводу земельного участка разработанного в 2009 году ООО «Алуштинское земельно-кадастровое бюро» на основании договора -а от ДД.ММ.ГГГГ и переданного на утверждение соответствующему органу в собственность ФИО2 для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок ) по указанному адресу, который не был утвержден.

    При этом, на основании обращения Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ , комиссией по землеустройству рассматривался вопрос о согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность ФИО2, проект не согласован, заключение ..

Повторно, так же на основании обращения Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ за номером 02-4/53 выдано заключение той же комиссии -а/15 от ДД.ММ.ГГГГ, проект не согласован и направлен на доработку, что изложено в выводах заключениях -а от ДД.ММ.ГГГГ.

Из проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность ФИО2 усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ определен кадастровый номер спорного земельного участка (01 103 914 00:03:001:0694), дата внесения сведений в автоматизированную систему – ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того в 2013 году принималось заключение отделом градостроительства и архитектуры исполнительного комитета Лучистовского сельского совета ФИО2 выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии принятых планировочных решений утвержденной градостроительной документации <адрес> (решение от ДД.ММ.ГГГГ Лучистовского сельского совета) и требований градостроительных норм действующего законодательства Украины и по результатам рассмотрения проекта землеустройства по отводу земельного участка, Лучистовским сельским советом выдана ФИО2 справка от ДД.ММ.ГГГГ о том, что расположение земельного участка в <адрес>, ул. <адрес>ю 0,1000 га, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений решением 50 сессии 4 созыва Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ, не противоречит градостроительной документации, управлением градостроительства и архитектуры Алуштинского городского совета директору ООО «АЗКБ» выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения проекта землеустройства по отводу земельного участка ФИО2, разработанного ООО «Алуштинское земельно-кадастровое бюро», договор -а о соответствии принятых планировочных решений градостроительной документации и нормам действующего законодательства в области градостроительства и архитектуры ( в материалах дела имеются копии указанных заключений).    

    ДД.ММ.ГГГГ был принят Федеральный конституционный закон -ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Статьей 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения».

В целях реализации указанных положений Федерального конституционного закона были приняты Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» (далее – Порядок).

Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке завершения оформления прав, начатого до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 13 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и пункта 4 Порядка завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с указанным порядком истец ФИО2 обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ.

Постановлением Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка по адресу: <адрес>-а, площадью 1000 кв.м., кадастровый , в связи с тем, что решение Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О составлении проекта землеустройства ФИО2» не являлось действующим на момент вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Таким образом, судом установлено, что основанием для отказа истцу в реализации права на получение в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, послужило то обстоятельств, что решение Лучистовского сельского совета было принято ДД.ММ.ГГГГ, и, по мнению ответчика, не действует.

Вместе с тем, такие ограничения прямо не предусмотрены Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК и Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , однако содержатся в письменных разъяснениях от ДД.ММ.ГГГГ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым относительно завершения оформления прав на земельные участки согласно порядку, утвержденному постановлением СМ РК от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно указанным разъяснениям к действующим решениям отнесены решения, принятые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекший до ДД.ММ.ГГГГ).

Решения, принятые до ДД.ММ.ГГГГ, исключены Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым из категории оснований завершения оформления прав граждан на земельные участки со ссылкой на пункт 3 раздела второго Закона Украины -VI от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно содействия строительству» (далее – Закон Украины -VI).

По мнению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, решения, принятые до ДД.ММ.ГГГГ утратили своё действие ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, суд считает, что применение вышеуказанного разъяснения Министерства имущественных и земельных отношений, возможно не во всех случаях завершения оформления прав на земельные участки по следующим основаниям.

Законом Украины -VI, ссылка на который содержится в разъяснениях министерства и на который ссылается в своих возражениях Администрация <адрес>, в частности, изложены в новой редакции статьи 124 и 134 Земельного кодекса Украины, а также внесены дополнения в раздел Х «Переходные положения». Новая редакция статей, а также внесённые изменения и дополнения не касаются передачи земельных участков в собственность граждан. Они предусматривают новые условия для передачи земельных участков в аренду исключительно под застройку, в том числе и предельные сроки действия разрешений (распоряжений) при передаче земельных участков в аренду. С принятием Закона Украины -VI были ограничены права заинтересованных граждан и юридических лиц, которым было выдано разрешение на составление документации по землеустройству для отвода в аренду земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности для целей, которые не подпадали под действие ч. 2, 3 ст. 134 ЗК Украины. В связи с этим законодателем для таких случаев была предусмотрена возможность реализовать такие решения в течение двух лет со дня вступления в силу Закона Украины -VI, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, передача земельных участков в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации не требовала проведения земельных торгов, в связи с чем действие пункта 3 раздела 2 Закона Украины -VI на данные правоотношения не распространялось и не распространяется.

Применение законодательства Украины, которое не регулирует спорные правоотношения, противоречит принципам правового регулирования, положенным в основу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что решение 50 сессии 4 созыва Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О составлении проекта землеустройства ФИО2» следует считать основанием к завершению оформления права на земельный участок на территории Республики Крым как действительное и действующее.

Решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Алушта (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ ), в соответствии с которым заинтересованное лицо подает в управление земельных отношений Администрации заявление о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения прав (п. 3 Порядка) с приложением документов, предусмотренных п. 4 Порядка, а Глава Администрации принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в удовлетворении заявления гражданина.

П. 7 Порядка установлены исчерпывающие основания для отказа в удовлетворении заявления гражданина о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения прав, это - предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов, и несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).

Основание для отказа в удовлетворении заявления истца, изложенное в Постановлении Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – решение Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ не являлось действующим на момент вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ, противоречат положениям п. 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Алушта, утвержденного решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ , п. 12 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденный Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , и ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Жижченко А.В. к Администрации города Алушты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, признании права на предоставление бесплатно в собственность земельного участка - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Постановление Главы Администрации города Алушты № 1269 от 29.04.2016 «О рассмотрении заявления гражданина Жижченко А.В.».

Признать право Жижченко А.В. на завершение оформления права собственности на земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м, кадастровый .

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.В.Хотянова

2-1582/2016 ~ М-1235/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Жижченко Александр Владимирович
Ответчики
Администрация города Алушта
Суд
Алуштинский городской суд Республики Крым
Судья
Хотянова Валентина Викторовна
Дело на сайте суда
alushta--krm.sudrf.ru
18.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2016Передача материалов судье
23.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2016Подготовка дела (собеседование)
17.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2016Судебное заседание
16.08.2016Судебное заседание
26.08.2016Судебное заседание
15.09.2016Судебное заседание
20.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2017Дело оформлено
28.02.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее