Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст. Алексеевская 3 февраля 2022 г.
Алексеевский районный суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Медведицковой Н.А.
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО5, действующего в соответствии с доверенностью, представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> – ФИО3, действующей в соответствии с доверенностью,
при секретаре Елецковой Т.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, в лице представителя по доверенности ФИО5, обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной пенсии по старости, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о досрочном назначении ему пенсии по старости на основании пп.10 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», как гражданин, принимавший участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
На основании его заявления ДД.ММ.ГГГГ Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> решением № в назначении досрочной пенсии по старости ему было отказано, по причине отсутствия у него документов, подтверждающих факт работы в зоне отчуждения – удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на дату обращения 53 года.
С таким решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> истец не согласен, т.к. считает, что основания для принятия такого решения отсутствовали.
Истец полагает, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о выдаче ему удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1991 году в нарушение установленного порядка и без достаточных к тому оснований, либо о наличии обоснованных сомнений в правомерности получения им указанного удостоверения нет, то условия для отказа ему в назначении досрочной пенсии по старости у ответчика отсутствовали.
В связи с этим истец просит признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной пенсии по старости ФИО1
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить ФИО1 досрочную пенсию по старости в соответствии с пп.3 п.1 ст.10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» №166-ФЗ от 15.12.2001г. с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в пользу ФИО1 расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей и по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 - ФИО5 поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснил, что удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС истцом было утеряно, но полагает, что были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие его участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС для принятия решения об установлении пенсии, просил признать указанное решение незаконным, обязать ГУ ОПФР по <адрес> назначить ФИО1 пенсию по старости, с учетом уточнений, с ДД.ММ.ГГГГ и взыскать судебные расходы.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> – ФИО3, действующая в соответствии с доверенностью, возражает в удовлетворении исковых требований ФИО1, по тем основаниям, что решение об отказе в досрочном установлении пенсии по старости принято в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.
Суд, выслушав участников процесса, и изучив материалы дела, находит исковые требования ФИО1 подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта первого статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Согласно подпункту 2 пункта 2 указанной выше статьи гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсии по старости назначаются при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В силу пункта 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ФИО1, как гражданин (в том числе временно направленный или командированный), принимавший в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие данного Закона.
Статьей 15 названного закона предусмотрено - гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Из положений пункта 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Данная норма не нарушает какие-либо права граждан. Напротив, указывая сроки, с которых будет назначена пенсия, она наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствует своевременному обращению граждан за назначением пенсии.
Согласно части 2 статьи 19 указанного Закона, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Для возникновения правоотношений между гражданином и территориальным органом УПФР по вопросу назначения пенсии гражданин должен обратиться в указанный орган. Обращением за назначением пенсии является подача гражданином заявления (установленного образца) в территориальный орган ПФР с соответствующими документами, подтверждающими наличие у гражданина стажа работы, необходимого для ее назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с п. 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 05.08.2021 N 546н, граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) (далее - заявление об установлении пенсии) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).
В силу п. 20 указанных Правил, пенсия назначается со дня обращения с таким заявлением, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами.
Таким образом, пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии с предоставлением необходимых документов.
Согласно пенсионному делу № на ФИО1 - ФИО1 обратился в УПФР <адрес> с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно решению ГУ УПФ РФ в <адрес> № от 09.08.2019г. ФИО1 отказано в досрочном назначении пенсии по старости по причине отсутствия документов, подтверждающих факт работы в зоне отчуждения, а именно - удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с удостоверением серии АБ №, выданному ФИО1 11.07.2000г., - он работал и проживал в зоне отселения в населенном пункте <адрес> с 05.10.1986г. по 23.10.1986г. и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно архивной справке Центрального архива Минобороны России № от 25.02.2009г. ФИО1 проходил службу в войсковой части 61666 в период с 05.10.1986г. по 29.10.1986г., которая дислоцировалась в д.Буда-<адрес>, получил суммарную дозу облучения: 0,06 рентген.
В соответствии с предоставленными Военным комиссаром Новоаннинского, Киквидзенского и <адрес>ов копиями именного списка военнообязанных, принимавших участие в ликвидации Чернобыльской АЭС по Алексеевскому райвоенкомату, журнала персонального учета личного состава – ФИО1 принимал участие в ликвидации Чернобыльской АЭС в 1986 году в течение 28 дней и получил 12.12.1991г. удостоверение о праве на льготы А №.
Согласно военному билету ФИО1 НД №, он призван на действительную военную службу, направлен в часть ДД.ММ.ГГГГ. и уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ. Принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 5.10 по 23.10.1986г. Награжден медалью «Участник ликвидации последствий аварии АЭС». Выдано удостоверение о праве на льготы ДД.ММ.ГГГГ. А №.
В соответствии с копией личного дела РОСЗН получателя пособия ФИО1 является получателем льгот как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Исходя из того, что материалами дела подтверждается, что ФИО1 является участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ему выдавалось в 1991 году удостоверение участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца, в соответствии со ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и он располагает надлежащими документами, подтверждающими его участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Отсутствие у истца подлинника удостоверения, участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом изложенных обстоятельств, не является препятствием для осуществления его пенсионных прав. Закон связывает право на досрочную пенсию указанной категории граждан именно с наличием у них статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, который был подтвержден выданными истцу документами, изученными в ходе рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в ГУ УПФР в <адрес> обратился ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФИО1 должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости со дня обращения в ГУ УПФР в <адрес>, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с договором об оказании юридических услуг от 24.03.2021г., ФИО1 и ИП ФИО5 заключили договор на оказание юридических услуг по составлению искового заявления и представлению интересов клиента в суде по вопросу признания незаконным решения ГУ УПФР в <адрес> об отказе в установлении досрочной пенсии по старости в соответствии со ст.10 п.1 пп.3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» №166-ФЗ от 15.12.2001г. Стоимость услуг по договору определена сторонами в размере 15 000 рублей, оплата которых подтверждается квитанцией № от 25.11.2021г.
Учитывая, категорию спора, количество проведенных с участием представителя истца судебных заседаний, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате юридических услуг, уменьшив их размер до 10 000 рублей.
Поскольку в соответствии с п.19 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, к которым относится органы ПФР, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), не подлежит взысканию с ответчика в пользу истца оплаченная государственная пошлина при подаче иска в суд в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной пенсии по старости ФИО1 незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить ФИО1 досрочную пенсию по старости в соответствии с пп.3 п.1 ст.10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» №166-ФЗ от 15.12.2001г. с 6 июня 2019 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в пользу ФИО1 расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о взыскании расходов на оплату госпошлины в сумме 300 (триста) рублей и по оплате услуг представителя в размере 5000 (пять тысяч) рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд, через Алексеевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение изготовлено машинописным текстом в совещательной комнате.
Судья Н.А. Медведицкова
Мотивированное решение принято в окончательной форме 07 февраля 2022г.
Судья Н.А. Медведицкова