РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2013 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Поповой Г.В.,
с участием прокурора Алтайского района Республики Хакасия Соколова Е.В.,
при секретаре Сухарь О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района Республики Хакасия, предъявленному в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Новомихайловская средняя общеобразовательная школа об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры – зданию муниципального бюджетного образовательного учреждения Новомихайловская средняя общеобразовательная школа в соответствии с действующим законодательством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района Республики Хакасия обратился в Алтайский районный суд Республики Хакасия с исковыми требования в защиту неопределенного круга лиц к МБОУ Новомихайловская СОШ, администрации Алтайского района Республики Хакасия об обязании обеспечить в соответствии с требованиями действующего законодательства беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры – зданию МБОУ Новомихайловская СОШ, расположенному по адресу: <адрес> в течение года с момента вступления решения в законную силу.
Свои требования мотивирует следующим. Прокуратурой Алтайского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными способностями к объектам транспортной и социальной инфраструктуры. На территории Алтайского района проживают инвалиды (маломобильные группы населения), которые наряду со всеми гражданами нуждаются в беспрепятственном доступе к объектам социальной инфраструктуры (жилым, спортивным сооружениям, местам отдыха, культуры, медицинским, зрелищным и другим учреждениям). Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Градостроительного кодекса РФ, СниПов, Свода Правил «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», здание МБОУ Новомихайловская СОШ не оборудовано необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов. Вход в здание не оборудован пандусом.
ДД.ММ.ГГГГ определением Алтайского районного суда Республики Хакасия производство по гражданскому делу по исковым требованиям, предъявленным к администрации <адрес> Республики Хакасия об обязании обеспечить в соответствии с требованиями действующего законодательства беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры – зданию МБОУ Новомихайловская СОШ, расположенному по адресу: <адрес> в срок в течение года с момента вступления решения в законную силу прекращено в связи с отказом прокурора от заявленных исковых требований.
Определением Алтайского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ администрация Алтайского района Республики Хакасия была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика.
В судебном заседании прокурор Алтайского района Республики Хакасия Соколов Е.В. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика – директор МБОУ Новомихайловская СОШ Кичигешева Е.Ю. в зал суда не явилась, уведомив суд о согласии на рассмотрение гражданского дела в её отсутствие.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес суда от директора МБОУ Новомихайловская СОШ Кичигешевой Е.Ю.поступило заявление о признании исковых требований прокурора Алтайского района Республики Хакасия об обязании обеспечить в соответствии с требованиями действующего законодательства беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры – зданию МБОУ Новомихайловская СОШ, расположенному по адресу: <адрес> в срок в течение года с момента вступления решения в законную силу.
Положения статей 173, 220, 221 ГПК директору МБОУ Новомихайловская СОШ Кичигешевой Е.Ю. разъяснены, что нашло отражение в заявлении, приобщенном к материалам дела.
Последствия признания иска, предусмотренные статьей 173 ГПК РФ, в соответствии с которой, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, если это не противоречит закону и не нарушает законные права и интересы третьих лиц, директору МБОУ Новомихайловская СОШ Кичигешевой Е.Ю. понятны.
В зал суда представитель третьего лица - администрации Алтайского района Республики Хакасия Тарасова А.В. не явилась, уведомив суд о согласии на рассмотрение гражданского дела в отсутствие представителя администрации.
В силу статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя МБОУ Новомихайловская СОШ и администрации Алтайского района Республики Хакасия.
Выслушав прокурора Алтайского района Республики Хакасия, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная нашита инвалидов - система гарантированных государством экономических мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 указанного закона предусмотрено, что правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 13.05.2010 № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из средств конкретизации положения приведенной выше нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Как следует из выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ за № здание – МБОУ Новомихайловская СОШ, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Алтайский район.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ закреплено на праве оперативного управления и передано на баланс МОУ Новомихайловская СОШ имущество муниципального образования Алтайский район – здание Новомихайловская СОШ по адресу: <адрес>.
МБОУ Новомихайловская СОШ владеет, пользуется и распоряжается закрепленным на праве оперативного управления имуществом в пределах определяемых Гражданским кодексом Российской Федерации.
Здание - МБОУ Новомихайловская СОШ, расположенное по адресу: <адрес> передано МБОУ Новомихайловская СОШ в оперативное управление, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № и выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Здание МБОУ Новомихайловская СОШ, расположенное по адресу: <адрес> не оборудовано необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, пандус отсутствует, в результате чего доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры ограничен.
При таких обстоятельствах, учитывая, что здание МБОУ Новомихайловская СОШ не оборудовано приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов, что создает угрозу нарушения их прав, а также учитывая признание представителем ответчика исковых требований прокурора в полном объеме, и то, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд полагает необходимым принять признание иска и исковые требования прокурора удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Алтайского района Республики Хакасия, предъявленные в защиту неопределенного круга лиц к МБОУ Новомихайловская СОШ об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры – зданию МБОУ Новомихайловская СОШ в соответствии с действующим законодательством - удовлетворить.
Обязать МБОУ Новомихайловская СОШ обеспечить беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры – зданию МБОУ Новомихайловская СОШ расположенному по адресу: <адрес> в соответствии с действующим законодательством в срок в течение года с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Попова Г.В.
20 мая 2013 года - дата изготовления мотивированного решения суда.