Дело № 2-466/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2015 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., при секретаре Федоровой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тараканова В. М. к администрации Алтайского района об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма специализированного жилого помещения либо безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Тараканов В.М. обратился в Алтайский районный суд с исковым заявлением к администрации Алтайского района об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма специализированного жилого помещения либо безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения, мотивируя свои исковые требования тем, что он, являясь лицом из числа детей-сирот, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение жилья. На момент вступления в законную силу указанного закона ему исполнилось 22 года. О том, что он имеет право на обеспечение жильем, ему не было известно. Полагает, что по вине органов опеки и попечительства, администрации Алтайского района он не смог реализовать свое право на обеспечение жильем.
В судебное заседание истец Тараканов В.М., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю.
Представитель ответчика администрации Алтайского района Манжосова В.В. против удовлетворения требований возражала, пояснив, что предоставление данной социальной гарантии носит заявительный характер и предусматривает возможность обращения за ее получением до 23-х лет. Истец с таким заявлением не обращался.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика Министерства образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 года вступившей в силу с 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, в редакции, действующей на момент достижения истцов 18 летнего возраста, вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно копии записи акта о рождении № матерью Тараканова В.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ФИО2, сведения об отце в актовой записи о рождении внесены на основании заявления матери ребенка.
Согласно копии записи акта о смерти № ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно сведениям, содержащимся в журнале учета детей, переданных на воспитание в семью граждан, Тараканов В.М. находился под опекой ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ до его совершеннолетия.
По сведениям ИЦ МВД РХ Тараканов В.М. находился под стражей и отбывал наказание в местах лишения свободы в периоды с <данные изъяты>.
Из ответа Администрации Белоярского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Тараканов В.М. с просьбой о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий не обращался, в очереди на получение жилья не значился, нуждающимся в улучшении жилищных условий не признавался.
Согласно ответу Администрации Алтайского района от ДД.ММ.ГГГГ Тараканов В.М. с вопросом о включении его в список детей-сирот, лиц, из числа детей-сирот, право которых на обеспечение жилым помещением должно быть реализовано не обращался.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Тараканов В.М. до достижения возраста 23 лет с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в уполномоченный орган не обратился. Объективных причин, препятствующих ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, не имеется. По достижении возраста 23 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени истец в периоды между нахождением в местах лишения свободы имел возможность обратиться с указанным заявлением, а также за защитой своего права в судебном порядке, однако не обратился, что, по мнению суда, свидетельствует об отсутствии уважительных причин не постановки на учет. Нахождение истца в местах лишения свободы в настоящее время не воспрепятствовало ему предъявить данное исковое заявление. Поэтому пребывание в исправительных учреждениях также не исключало возможность Тараканова В.М. заявить о своих правах на жилье в более ранние сроки. При таких обстоятельствах само по себе отбывание наказания в местах лишения свободы, не является безусловной уважительной причиной, объясняющей несвоевременность постановки на учет.
При таких обстоятельствах, суд находит установленным, что срок постановки на учет нуждающихся в жилье, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истцом пропущен по неуважительной причине, и восстановлению он не подлежит и полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 –199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Тараканова В. М. к администрации Алтайского района об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма специализированного жилого помещения либо безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – с 06.07.2015 года.
Судья Алтайского
районного суда О.М. Квасова