Дело  № 5 - 53/2017

Дата поступления материала: 05 мая 2017 года

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 мая 2017 года                                                                                 город Северо-Курильск

Сахалинской области

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2017 года.

Мировой судья судебного участка № 22 Северо-Курильского района Сахалинской области Галаха Е.В. с участием:

представителя ОАО «…» Петрович А.Г. по доверенности от 09.01.2017,

заместителя начальника отделения - начальник группы РКМ отделения в г. …ПУ ФСБ России по восточному арктическому району Шлапак Е.В.,

при секретаре Стреляевой М.А.,

рассмотрев материалы административного дела по факту совершения юридическим лицом

открытым акционерным обществом «….» (сокращенное наименование - ОАО «…»), дата государственной регистрации 26 декабря 2002 года за ОГРН 1026501158530, ИНН 6515000242, находящегося по адресу: Сахалинская область, г. Северо-Курильск, ул. Набережная, д. 2, 

административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

у с т а н о в и л а :

21 апреля 2017 года государственным инспектором группы РКМ отделения в г. ….ПУ ФСБ России по восточному арктическому району составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица - ОАО «…» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением судьи Северо-Курильского районного суда от 24 апреля 2017 года административный материал в отношении ОАО «…» передан на рассмотрение мировому судье судебного участка № 22 Северо-Курильского района.

Согласно протоколу об административном правонарушении в вину ОАО «….» вменены нарушения пункта 4 статьи 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пунктов 11.3 и 11.2 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21.10.2013 N 385, выразившиеся в том, что ОАО «…» в период с 01 апреля 2017 года по 02 апреля 2017 года в ходе выгрузки в морском терминале Северо-Курильск допустило отклонение от предварительно заявленного веса рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (за исключением серого морского ежа, анадары, мерценарии Стимпсона и спизулы), находящейся на борту судна РС «…» в пределах 5 процентов в ту или иную сторону с последующим внесением корректировки в промысловый журнал, а именно общее количество ВБР, вписанных в промысловый журнал РС «…» составило 30 500 кг, а фактический вылов сданный на рыбоперерабатывающее предприятие ОАО «…» составил 32 800 кг, то есть допустило отклонение в 2,541 процента и фактически имело на борту судна уловы водных биоресурсов (либо рыбную или иную продукцию из них) без указания в промысловом журнале. Предметом административного правонарушения явились водные биологические ресурсы, неучтенные в промысловом журнале  РС «….» в количестве: минтай сырец - 800 кг. Стоимость предмета административного правонарушения составила  800 кг х 12,40 рублей  = 9 920 рублей.

Законный представитель ОАО «…» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания общество уведомлено надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела без участия от законного представителя не поступало.

Руководствуясь статьями 25.1, 25.4, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья  считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя ОАО «….» с участием представителя по доверенности Петровича  А.Г.

Представитель ОАО «…» Петрович А.Г. в судебном заседании с правонарушением не согласился, пояснил, что  капитаном судна предварительно было заявлено меньшее количество ВБР, чем он добыл и сдал на береговое предприятие, в связи с тем, что промысловое судно РС «….» по своим конструктивным особенностям не приспособлено к прямому взвешиванию добытых ВБР. Количество ВБР при выборке орудия лова определяется капитаном судна объемно-весовым методом и все зависит от глазомера капитана. При выборке орудий лова и при выливке улова, трюм заполняется водой в целях исключения механических повреждений рыб и других объектов. Объемная масса рыбы зависти от ее видового состава, размера, упитанности, степени посмертного состояния. Для сохранения качества рыбы-сырца перегрузка на береговое предприятие осуществляется с помощью специального устройства - «каплера», который вывешивается за борт судна и наполняется «наливом» вместе с водой и уже с него сырец переливается в специальные приемные емкости с целью определения массы рыбы объемном методом. При определении улова объемным методом применяются поправочный коэффициент на воду 0,94-0, 98. Вес сырца зависит от коэффициента наполняемости 0,65-1,02. На лицо человеческий фактор, в данных судовых условиях невозможно определить вес добытых ВБР с точностью до 5 %. Фактический размер не искажен, согласно данных ССД представленные сведения о добыче и количестве выловленных и сданных на береговое предприятие ВБР соответствует промысловому журналу и приемо-сдаточным документам. Весь объем добытых ВБР выловлен согласно действующих разрешений, в установленные сроки, установленными орудиями лова, в установленном объеме. Ущерба и вреда ВБР не причинено. Судно вело многовидовой вид промысла, и почему сделан акцент на минтай - не понятно. Просит производство по делу прекратить.

Заместитель начальника отделения - начальник группы РКМ отделения в г. ….ПУ ФСБ России по восточному арктическому району Шлапак Е.В. в судебном заседании пояснил, что в соответствии с пунктом 9.3 Правил рыболовства на судне должно располагаться оборудование для взвешивания, капитан может  определить объем ВБР объемно-весомым методом по схеме трюмов. Законодательством определено с учетом всех погрешностей возможное отклонение веса улова - 5 % в ту или иную сторону, превышение допустимого отклонения является нарушением Правил рыболовства.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственностью за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утверждены приказом Минсельхоза России от 21.10.2013 N 385, и регламентируют в том числе деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.

В соответствии с пунктами 9.2, 9.3, 9.5 Правил рыболовства пользователи водных биологических ресурсов при осуществлении прибрежного рыболовства обязаны:

- обеспечить раздельный учет улова и приемки уловов водных биоресурсов по видам водных биоресурсов, указание весового (размерного) соотношения видов в улове водных биоресурсов, орудий добычи (вылова) и мест добычи (вылова) (район, подрайон, промысловая зона, промысловая подзона, координаты) в промысловом журнале и других отчетных документах (за исключением пользователей, осуществляющих прибрежное рыболовство только в пределах 6-мильной прибрежной зоны острова Сахалин и Курильских островов (далее - 6-мильная зона) с использованием судов длиной до 24 метров между перпендикулярами;

- располагать оборудованием для взвешивания улова на судне (за исключением беспалубных маломерных судов и судов длиной до 24 метров между перпендикулярами, осуществляющих прибрежное рыболовство только в 6-мильной зоне), а также схемой расположения на судне трюмов и грузовых твиндеков, заверенной собственником судна, с указанием их размеров и объемов для определения количества улова водных биоресурсов объемно-весовым способом (за исключением беспалубных маломерных судов и судов длиной до 24 метров между перпендикулярами, осуществляющих прибрежное рыболовство только в 6-мильной зоне);

- вести документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал (за исключением пользователей, осуществляющих прибрежное рыболовство только в 6-мильной зоне с использованием судов длиной до 24 метров между перпендикулярами), а при производстве рыбной и иной продукции из водных биоресурсов - технологический журнал, а также приемо-сдаточные документы, подтверждающие сдачу либо приемку уловов водных биоресурсов и/или произведенной из них рыбной и иной продукции.

В силу пунктов 11.2, 11.3 Правил рыболовства запрещается:

- принимать (сдавать), иметь на борту судна уловы водных биоресурсов (либо рыбную или иную продукцию из них) одного вида под названием другого вида или без указания в промысловом журнале (за исключением случаев, если его заполнение предусмотрено в местах доставки, определенных Правительством Сахалинской области) или технологическом журнале (в случае, если его наличие на борту судна предусмотрено Правилами рыболовства) видового состава улова, принимать (сдавать) уловы без их взвешивания, или определения количества улова водных биоресурсов объемно-весовым методом, и/или способом поштучного пересчета с последующим пересчетом на средний вес водных биоресурсов;

- вести учет и представлять сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова, его видового состава, используемых орудий добычи (вылова), сроков, видов использования и способов добычи (вылова), а также без указания района добычи (вылова) или с указанием неверного наименования района добычи (вылова).

Допускается отклонение от предварительно заявленного капитаном судна веса улова водных биоресурсов и/или рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (за исключением серого морского ежа, анадары, мерценарии Стимпсона и спизулы), находящихся на борту судна, в пределах 5 процентов в ту или иную сторону с последующим внесением корректировки в промысловый журнал (за исключением случаев, если его заполнение предусмотрено в местах доставки, определенных Правительством Сахалинской области), технологический журнал (в случае, если его наличие на борту судна предусмотрено Правилами рыболовства) и таможенную декларацию с уведомлением соответствующих контролирующих органов (пункт 11.3 Правил).

Таким образом, к нарушениям правил осуществления рыболовства, в частности, относится ненадлежащий учет водных биологических ресурсов в промысловом журнале, если законодательством установлена обязанность по его ведению, в том числе отклонение от предварительно заявленного капитаном судна веса улова водных биологических ресурсов, находящихся на борту судна, свыше 5 процентов.

Пунктом 98 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна установлено, что пользователи, осуществляющие добычу (вылов) водных биоресурсов, виновные в нарушении Правил рыболовства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что  ОАО «….» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, одним из видов экономической деятельности является добыча и обработка рыбы и других море продуктов, о чем свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ, Устав общества.

Как следует из материалов дела, в ходе контрольно-проверочных мероприятий 03 апреля 2017 года в морском терминале …..установлено, что в период с 01 по 02 апреля 2017 года ОАО «…..» посредством принадлежащего ему судну РС «….», бортовой номер Г-0646, порт приписки Невельск, позывной сигнал UESL, под управлением капитана В. осуществляло прибрежное, промышленное рыболовство в ….. (6103) промысловой зоне Тихого океана на основании имеющихся разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 652017020131 от 23.12.2016 года, № 652017010048 от 19.12.2016 года, выданных Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

В соответствии с промысловым журналом судна РС «….» с 01 по 02 апреля 2017 года было добыто 30 500 кг водных биологических ресурсов, в том числе:

- по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 652017020131, район 6103: камбалы дальневосточные сырец 4 000 кг, треска сырец 1 000 кг, навага сырец 100 кг, минтай сырец 3 000 кг, бычок сырец 2 000 кг;

- по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 652017010048, район 6103: минтай сырец 19 000 кг, треска сырец 1 000 кг, навага сырец 400 кг.

Вместе с тем, в морском терминале ….с судна РС «….» было отгружено  32 800 кг водных биологических ресурсов:

- по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 652017020131, район 6103: камбалы дальневосточные сырец 4 000 кг, треска сырец 1 000 кг, навага сырец 100 кг, минтай сырец 3 000 кг, бычок сырец 2 000 кг;

- по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 652017010048, район 6103: минтай сырец 21 300 кг, треска сырец 1 000 кг, навага сырец 400 кг.

Таким образом, превышение количества находящегося на борту судна улова водных биологических ресурсов (более 5 % погрешности) от заявленного капитаном судна в промысловом журнале составило 800 кг сырца минтая, чем были нарушены положения пунктов 11.2, 11.3 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.

Вместе с тем, мировой судья приходит к выводу, что в рассматриваемом случае точный объем выловленных водных биологических ресурсов судном РС «….» установить не представляется возможным, поскольку из пояснений защитника следует, и административным органом не опровергнуто, что в период промысла в море взвешивание добытых водных биологических ресурсов не производилось, объем водных биологических ресурсов в промысловых журналах отражался без взвешивания, путем определения объемно-весовым методом, то есть приблизительно. Из акта осмотра судна усматривается, что находящиеся на судне водные биологические ресурсы указаны со слов капитана в соответствии с промысловой документацией, то есть их точное количество на судне в момент прихода в порт не определялось. При таких обстоятельствах, несмотря на согласие капитана с содержанием промыслового журнала при осмотре судна, данные промыслового журнала не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу для точного определения предмета административного правонарушения.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Поскольку в судебном заседании с достоверностью не установлен точный объем предмета административного правонарушения, что является обязательным элементом при квалификации правонарушения по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях определения размера наказания, то в действиях ОАО «….» усматривается состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившийся в нарушении пунктов 11.2, 11.3 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.

Однако, поскольку минимальное наказание по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 100 000 рублей, а исходя из стоимости предмета вменяемого ОАО «….»  правонарушения, определенной административным органом равной 9 920 рублей, минимальное наказание, к которому возможно было подвергнуть общество по части 2 статьи  8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 19 840 рублей, то переквалификация действий лица с части 2 статьи 8.17 на часть 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации влечет ухудшение положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Учитывая, что в действиях ОАО «….»  отсутствует  состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а переквалифицировать действия общества на часть 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не представилось возможным, то на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

на основании статьи 23.1, пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь статьями  25.1, 25.4, 29.5-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 8.17  ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░/░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 482 ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, 21 ░░░░░, ░░░ 1 ░░░░░ - 22 ░░ ░ 1 ░░░░░ ░░░░░░ 20 ░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.  ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░».

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 22 ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░                                                      /░░░░░░░/                           ░.░. ░░░░░░

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░  _____________________ ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░          _____________________  ░.░. ░░░░░░░░░░