Решение
Именем Российской Федерации
06 августа 2013 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Поповой Г.В.,
с участием помощника прокурора Алтайского района РХ Шаповаловой Т.Н.,
при секретаре Сухарь О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО «Сибирская губерния» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны предприятия и предоставить его в органы Роспотребнадзора,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района <адрес> обратился в Алтайский районный суд Республики Хакасия с исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО «Сибирская губерния» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны предприятия и предоставить его в органы Роспотребнадзора в срок в течение одного года после вступления в законную силу решения суда.
Свои требования мотивирует следующим. Прокуратурой Алтайского района по обращению главы Подсинского сельсовета о нарушении ООО «Сибирская губерния» санитарного законодательства проведена проверка исполнения законодательства. В ходе проверки установлено, что на территории Алтайского района хозяйственную деятельность осуществляет предприятие ООО «Сибирская губерния». ООО «Сибирская губерния» является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе эксплуатирует котельную, обеспечивающую теплоэнергией жилой сектор и социальные объекты <адрес>. ООО «Сибирская губерния» до настоящего времени проект обоснования санитарно-защитной зоны не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны не получено. Отсутствие разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны предприятия может негативно сказаться на среде обитания и здоровье проживающего в районе размещения ООО «Сибирская губерния» населения. Бездействие ООО «Сибирская губерния», выразившееся в отсутствии принятия мер по проведению работ по разработке и утверждению проекта санитарно-защитной зоны, может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, причинение вреда их жизни и здоровью.
Помощник прокурора Алтайского района <адрес> Шаповалова Т.Н. в ходе судебного разбирательства поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ООО «Сибирская губерния» в зал суда не явился, причин неявки не сообщил, возражений относительно исковых требований в суд не представил. ООО «Сибирская губерния» о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом.
В зал суда не явился представитель Администрации Подсинского сельсовета Шевцов В.В., уведомив суд о согласии на рассмотрение гражданского дела в его отсутствие. Полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Представитель Управления Роспотребнадзора <адрес> Лядов А.М., действующий на основании доверенности, полагает, что исковые требования об обязании ООО «Сибирская губерния» разработать проект санитарно-защитной зоны предприятия и предоставить его в органы Роспотребнадзор подлежат удовлетворению.
Суд, выслушав участников процесса, изучив представленные материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании статьи 41 и 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Как следует из статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Частью 2 статьи 52 Федерального закона от 10.01.<2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В силу пункта 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Пункт 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 гласит, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Как следует из материалов гражданского дела, юридическое лицо - ООО «Сибирская губерния» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, что подтверждается свидетельством государственной регистрации юридического лица серии №.
Согласно свидетельства серии № юридическое лицо – ООО «Сибирская губерния» поставлено на учет в налоговом органе – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>.
Свою деятельность ООО «Сибирская губерния» осуществляет на основании Устава, утвержденного решением Единственного участника № от ДД.ММ.ГГГГ.
ООО «Сибирская губерния» является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе эксплуатирует котельную, обеспечивающую теплоэнергией жилой сектор и социальные объекты <адрес>.
Согласно договора аренды недвижимого имущества №-А от ДД.ММ.ГГГГ, недвижимое имущество, используемое ООО «Сибирская губерния», находящееся на территории птицефабрики (котельная, производственные цеха и т.д.), принадлежит ООО «Сибирская губерния» на праве аренды.
Договор аренды недвижимого имущества №-А от ДД.ММ.ГГГГ является действующим, сторонами до настоящего времени не расторгнут.
Из информации от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, представленных ООО «Сибирская губерния» и Управлением Роспотребнадзора <адрес> <адрес> усматривается, что ООО «Сибирская губерния» до настоящего времени проект обоснования санитарно-защитной зоны не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны не получено.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Сибирская губерния и ООО «НПО «Природа» заключен договор № о разработке проекта санитарно-защитной зоны для ООО «Сибирская губерния», однако из-за отсутствия финансирования работы по договору были приостановлены, проект не разработан.
Отсутствие разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны предприятия может негативно сказаться на среде обитания и здоровье проживающего в районе размещения ООО «Сибирская губерния» населения.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что бездействие ООО «Сибирская губерния», выразившееся в отсутствии принятия мер по проведению работ по разработке и утверждению проекта санитарно-защитной зоны, может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, причинение вреда их жизни и здоровью.
С учетом изложенного, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу действующего законодательства прокурор освобождены от уплаты государственной пошлины (пункт 9 часть 1 статья 333.36 Налогового кодекса РФ).
На основании статьи 103 ГПК издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Алтайского района <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО «Сибирская губерния» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны предприятия и предоставить его в органы Роспотребнадзора – удовлетворить.
Обязать ООО «Сибирская губерния» разработать проект санитарно-защитной зоны предприятия и предоставить его в органы Роспотребнадзора в срок в течение одного года после вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с ООО «Сибирская губерния» государственную пошлину в размере <данные изъяты> в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Попова Г.В.
12 августа 2013 года – дата изготовления мотивированного решения суда.