РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2016 года п. Кутулик
Аларский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Шапхаевой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Зугеевой Е.В., с участием старшего помощника прокурора Аларского района Николаевой А.П.,
представителя истца «Войсковая часть <Данные изъяты>» Билдагарова Ю.Ю., ответчика Константиновой М.С., представителя ответчика Полищука А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-31/2016 по исковому заявлению ФКУ «Войсковая часть <Данные изъяты>» к Константиновой Марии Семеновне о расторжении договора найма служебного жилого помещения по адресу: <Адрес изъят>, фактически заключенного с Константиновой М.С. на основании ордера на служебное жилое помещение <Цифры изъяты> от 01 августа 1998 года, прекращении права пользования служебным жилым помещением по адресу: <Адрес изъят>, восстановлении права Российской Федерации на владение указанным жилым помещением, обязании ТП УФМС по Иркутской области в Заларинском районе снять с регистрационного учета Константинову М.С. по адресу: <Адрес изъят>,
установил:
Представитель ФКУ «Войсковая часть <Данные изъяты>» обратился в суд с вышеуказанным иском с учетом его уточнения к Константиновой Марии Семеновне.
В обоснование заявленных требований указывает на следующие обстоятельства.
Константинова Мария Семеновна 01 августа 1998 года по ордеру на служебное жилое помещение <Цифры изъяты> получила 2-х комнатную служебную квартиру в закрытом военном городке <Адрес изъят>, которая была предоставлена ей на период трудовых отношений с войсковой частью <Цифры изъяты> (в настоящее время ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>»). К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечень закрытых военных городков утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р. Жилое помещение, расположенное по адресу <Адрес изъят>, является собственностью Российской Федерации – федеральным имуществом, состоящим на балансе ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>», которое являясь государственным учреждением, на основании ст. 296 ГК РФ, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, осуществляет права владения, распоряжения и пользование данным имуществом в пределах, установленных законом. В соответствии с Постановлением главы администрации Аларского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 25.08.2000 года № 304 «О служебных квартирах в/ч <Цифры изъяты>», жилое помещение по адресу <Адрес изъят>, является служебным. В соответствии с историческим формуляром части, войсковая часть <Цифры изъяты> является условным наименованием войсковой части <Цифры изъяты> (ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>»). В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к помещениям специализированного жилищного фонда, а в соответствии со ст. 93, вышеуказанного нормативно правового акта, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением. В свою очередь на командование войсковой части <Цифры изъяты> на основании ст. 3 ФЗ «О статусе военнослужащих» возложена обязанность по осуществлению государственной функции социальной защиты военнослужащих воинской части, предусматривающей реализацию их прав и социальных гарантий. В соответствии с ч.5 ст. 3 ФЗ «О статусе военнослужащих» никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений, причем при освобождении занимаемых жилых помещений военнослужащими и членами их семей, указанные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Согласно ст.93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. В соответствии с ч.3 ст.101 Жилищного кодекса РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях. Согласно ч.3 ст.83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. 01 июля 2010 года ответчик Константинова М.С. была уволена из ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>» по п.3 ст.77 ТК РФ по собственному желанию, в связи с уходом на пенсию по возрасту. В настоящее время Константинова М.С. трудовых отношений с войсковой частью <Цифры изъяты> не поддерживает. Кроме того на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, согласно сведениям ФГКУ «Центррегионжилье» г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ Константинова Мария Семеновна 11.06.2013 года совершила действия по отчуждению, принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес изъят>. По предположительной информации в 2010 году Константинова М.С. выехала за пределы закрытого военного городка <Адрес изъят> и более в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес изъят> не проживает, однако до настоящего времени указанное служебное жилье ею не сдано в установленном порядке, с регистрационного учета она не снималась. Таким образом, Константинова М.С. препятствует осуществлению ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>» обязательств по предоставлению указанного жилого помещения военнослужащим и членам их семей, которые вынуждены проживать в общежитии в стесненных условиях, тем самым вызывая недоверие к органам военного управления и создает социальную напряженность в воинском коллективе, поскольку быт и благополучие в семье являются важнейшим жизненным фактором, влияющим на трудоспособность военнослужащих и боеготовность воинской части в целом. В соответствии с положением ст. 301 ГК РФ, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого владения. В соответствии с положением ч.2 ст. 302 ГК РФ, имущество, приобретенное безвозмездно, собственник имеет право истребовать во всех случаях. В соответствии со п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 "Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" суды при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков. В соответствии с п. 2 вышеуказанного Пленума Верховного Суда РФ судам при принятии заявлений и исковых заявлений к производству суда необходимо иметь в виду, что в качестве заявителей (истцов) могут выступать органы военного управления и воинские должностные лица. К органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 9, 17 Общего положения о ФКУ «Войсковая часть 39995», утвержденного Министром обороны Российской Федерации 05 сентября 2011 года учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации, а так же учреждение создано для обеспечения выполнения задач в области обороны. Таким образом, ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>» освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления.
В судебном заседании представитель истца ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>» Билдагаров Ю.Ю. полностью поддержал исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что в данном случае, имеется выезд нанимателя из спорной служебной жилой квартиры, расположенной по адресу: <Адрес изъят> не проживание продолжительное время более 5 лет. Ответчик в квартире не проживает, сдает ее в поднаем. Заявлены требования о расторжении договора, заключенного на основании ордера, прекращении права пользования и снятия с регистрационного учета, требования о выселении не заявляет.
Ответчик Константинова М.С. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что с территории военного городка не выезжала. В войсковой части проживает её дочь, она могла находиться у дочери либо выезжала в <Адрес изъят> к сыну. Ухаживала за сестрой в <Адрес изъят>, которая является инвалидом <Данные изъяты>. Уход за ней осуществляет периодически. Безвозвратно из городка не выезжала. С 2012 г. находилась с дочерью, внуками в <Адрес изъят>. С 2010 г. уволилась с работы. Большую часть времени находится у дочери, у неё двое детей. Зять военнослужащий часто выезжает в командировки. Из спорной квартиры она не выезжала, перенесла только часть личных вещей. Квартиру действительно сдавала, так как приходилось уезжать. Жильцы платили ей только за квартплату <Данные изъяты> руб. Квартплату платит, большой задолженности нет. В квартире её мебель, стенка, уголок, белье, библиотека. В настоящее время другого жилья у неё в собственности нет. В 2005 г. приобретала квартиру, в 2013 г. продала. На момент получения служебного жилья по ордеру в 1998 г., она работала в школе. В школе работала до 2008 г., затем перешла работать на насосную установку. Пенсия по старости ей назначена с 55 лет. В 1998 г. ей была назначена льготная пенсия.
Кроме того, Константинова М.С. представила письменные возражения, в которых указала, что иск не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии с п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР не подлежат выселению из служебных помещений без предоставления другого жилого помещения лица, проработавшие в организации, предоставившей жилье, 10 лет. Она проработала в войсковой части <Цифры изъяты> в период с 21 ноября 1984 г. по 01 июля 2010 г., то есть более 25 лет и имеет право на предоставление иного жилого помещения. Кроме того, она не подлежит выселению в соответствии с п. 9 ст. 108 ЖК РСФСР, так как является пенсионером по старости.
В дополнениях к возражению Константинова указала, что войсковая часть <Цифры изъяты> не является уполномоченным лицом по предоставлению жилых помещений. Эти функции возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны и его территориальные подразделения, которое в данном деле в качестве истца не участвует, самостоятельных требований по иску не заявляет. Права истца при решении вопроса о проживании Константиновой М.С. в квартире никоем образом не задеты, поскольку истец не осуществляет функций по распределению и управлению жилым фондом, принадлежащим Министерству обороны России, соответственно является ненадлежащим истцом.
Представитель ответчика Полищук А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, следующее. Поскольку служебное жилое помещение было представлено по ордеру, соответственно дело рассматривается по жилищному кодексу РСФСР, который не предусматривает расторжение договора найма. Его доверительница проработала более 20 лет в войсковой части <Цифры изъяты>, ст.108 предусматривает, что нужно проработать 10 лет и более для отказа в выселении. Пенсионеры по старости не подлежат выселению по ст.108 ЖК РСФСР. Полагает, что данные исковые требования не подлежат удовлетворению, потому что не отвечают требованиям закона.
Представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указывает, что доводы, изложенные в иске ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>» поддерживает в полном объеме, просит удовлетворить исковые требования.
Старший помощник прокурора Аларского района Николаева А.П. в своем заключении полагает, что исковые требования ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты> не подлежат удовлетворению.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, ответчика и его представителя, показания свидетелей, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные требования ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты> не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что, в соответствии с постановлением главы администрации Аларского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 25.08.2000 г. №304«О служебных квартирах в/ч 77985», жилое помещение по адресу: <Адрес изъят> является служебным.
В соответствии со справкой от 21.12.2015 г. №215, выданной начальником ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>» «Войсковая часть <Цифры изъяты>» являлась условным наименованием войсковой части <Цифры изъяты> (ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>»).
Жилой дом <Адрес изъят>, в соответствии с выпиской из реестра федерального имущества, расположенного на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, является федеральным имуществом, закрепленным за войсковой частью <Цифры изъяты> (ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>).
Константиновой М.С. на основании ордера на служебную жилплощадь <Цифры изъяты> от 1 августа 1998 года, предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <Адрес изъят>.
Из поквартирной карточки следует, что Константинова М.С. является нанимателем квартиры по адресу <Адрес изъят> зарегистрирована в квартире с 14.09.1998 г., постоянно. Указанное подтверждается адресной справкой.
Согласно справке, выданной ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>» от 30.11.2015 г. <Цифры изъяты> Константинова М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работала в войсковой части <Цифры изъяты> с 21 ноября 1984 года по 01 июля 2010 года (уволена по п.3 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию, в связи с уходом на пенсию). В настоящее время в ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>» не работает.
Согласно информации ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» от 11.02.2015 г. <Цифры изъяты> Константиновой М.С., согласно сведениям ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес изъят>, ДД.ММ.ГГГГ Константинова М.С. совершила действие по отчуждению вышеуказанного жилого помещения.
Из письменного объяснения П от ДД.ММ.ГГГГ следует, что до января 2015 г. он проживал в общежитии, его не устраивали условия проживания, от жителей городка он узнал, что можно временно проживать на квартире у Константиновой в <Адрес изъят>. Ежемесячно деньги в сумме <Данные изъяты>. за коммунальные услуги он передает ей лично.
Из письменного объяснения ПЕ от 15.12.2015 г. следует, что она проживает по адресу: <Адрес изъят> с 2006 г. В <Адрес изъят> проживала Константинова М.С. На протяжении длительного времени примерно 5-6 лет Константинова в своей квартире не проживает, так как переехала на постоянное место жительство в другой населенный пункт. В <Адрес изъят> Константинова не приезжает, в квартире не живет, квартиру сдает другим людям за деньги или за квартплату, она не знает. В квартире все тихо и спокойно. В данное время в квартире Константиновой проживает военнослужащий П около года.
Из акта от 14.01.2016 г. следует, что в период с 14.09.1998 г. по 2010 г. на основании ордера на служебную жилплощадь <Цифры изъяты> от 01.08.1998 г. проживала Константинова М.С., ДД.ММ.ГГГГ. С 2010 г. Константинова М.С. по указанному адресу не проживает. Акт подписан юрисконсультом ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>», инженером группы ПОУХ отдела КиПОУХ ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>» К, специалистом по обслуживанию населения обособленного абонентского пункта <Цифры изъяты> Иркутского ООО «ГУЖС» Я
Из справки <Цифры изъяты> от 09.03.2016 г., выданной УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска Константиновой М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлена в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости с 21.08.1998 г. бессрочно.
Из удостоверения <Цифры изъяты> от 21.01.1999 г. следует, что Константиновой М.С. назначена пенсия за выслугу лет с 21.08.1998 г. пожизненно.
Согласно записям трудовой книжки Константинова М.С. 21.11.1984 г. принята в Войсковую часть <Цифры изъяты> в среднюю школу <Цифры изъяты> заведующей хозяйством. 20.06.1985 г. переведена воспитателем группы продленного дня средней школы. 26.08.1985 г. переведена учителем начальных классов. 23.09.1992 г. переведена заместителем директора по воспитательной работе. 10.02.1993 г. переведена учителем начальных классов. 01.09.1999 г. переведена учителем биологии. 01.10.2008 г. переведена машинистом насосной установки отделения водоснабжения энерго-механического отдела. 30.12.2009г. переведена в эксплуатационно-техническую комендатуру на должность машиниста насосной установки водопроводно-канализационного хозяйства. 01.07.2010 г. уволена по пункту 3 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
Из справки директора ФГКОУ СОШ <Цифры изъяты> следует, что государственная общеобразовательная школа <Цифры изъяты> при войсковой части <Цифры изъяты> создана приказом МО СССР <Цифры изъяты> года, впоследствии переименована в ФГКОУ «Средняя общеобразовательная школа <Цифры изъяты>».
Из справки <Цифры изъяты> от 04.04.2016 г. директора ФГКОУ СОШ <Цифры изъяты> следует, что Константинова М.С. работала в Государственном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа <Цифры изъяты> Министерства обороны при войсковой части <Цифры изъяты> с 21 ноября 1984 г. (приказ <Цифры изъяты> от 21.11.1984 г.) по 01 октября 2008 г. (приказ <Цифры изъяты>/л от 01.10.2008 г.) в должности учителя.
Согласно справке ООО ГУЖФ от 04.04.2016 г. <Цифры изъяты> Константинова М.С. имеет лицевой счет 43112 по адресу <Адрес изъят> задолженность на 04.04.2016 г. составляет <Данные изъяты> коп.
Свидетель ПЕ в судебном заседании показала, что проживает в военном городке с 2006 г. С Константиновой соседи, проживают на одной площадке. В последние 5-6 лет Константинова не живет в своей квартире. В квартире проживают разные люди. Сначала жила семья Р. После них военнослужащие. На каком основании они проживают в квартире Константиновой, она не интересовалась. Константинову в квартире давно не видела. Видела в городке, к ней она заходила месяц или 3 недели назад. В квартире Константиновой она не была.
Свидетель П в судебном заседании показал, что в войсковой части служит с 2012 г. Зарегистрирован в общежитии по <Адрес изъят>, с января 2015 г. периодически проживал в <Адрес изъят>. В квартире живет сослуживец И. Деньги за коммунальные услуги в размере <Данные изъяты> передает И. Константинову ранее встречал в городке, но не знал, кто она. В квартире он её не видел, И говорил, что приходила. В квартире находятся вещи Константиновой: шкафы, книги, кресло, стол, диван стоял. Диван вынесли в гараж, он купил другой диван. В кладовке вещи какие-то в мешках. Сейчас знает, в чьей квартире проживает, ранее не знал. Его объяснения записаны неверно, Константиновой он лично деньги не передавал.
Свидетель С в судебном заседании показала, что Константинову знает с 2001 г., вместе работали в школе. Константинова жила в городке по <Адрес изъят>. Время от времени она уезжает из городка, потому что здоровье у нее не очень хорошее. Она ищет возможности, чтобы лечиться. В городке лечиться невозможно, поэтому она уезжает в <Адрес изъят>, у нее там живет сын с семьей. У сына в Иркутске есть дачный участок, она там помогает. Сейчас Константинова живет у своей дочери. Константинова сдает квартиру, но не регулярно, время от времени. Года три – четыре назад была в гостях у Константиновой. Сейчас она к ней приходит в гости. В настоящее время Константинова не живет по адресу <Адрес изъят>. Квартиру Константинова сдавала, когда уезжала к сыну в период дачного сезона.
Свидетель В в судебном заседании показала, что Константинова живет по <Адрес изъят> С февраля месяца квартиру затопили, там невозможно жить, находится у дочери. Константинова пустила в квартиру молодую пару. Константинова вечерами часто приходила в гости к ней. Сама она к ней в гости не ходила. У Константиновой в <Адрес изъят> сын живет, она ездит к нему нянчится с детьми, кроме того у неё сестра престарелая. Константинова уезжает из городка на время.
Свидетель И в судебном заседании показал, чтопроживает с января 2015 г. в квартире Константиновой М.С. по адресу <Адрес изъят>. Заключили договор, арендную плату определили в 2500 руб. Договор заключили в марте или феврале 2015 г. Константинову видит несколько раз в месяц. В квартире находятся её вещи, мебель, книги. Были диваны, кровати, шкафы, столы, часть мебели вывезли в гараж. Сейчас живут в квартире с Пановым, платят вместе <Данные изъяты> руб., деньги передает Константиновой.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, спорная квартира является собственностью Российской Федерации, отнесена к специализированному жилищному фонду, что подтверждается представленными документами и не оспаривалось в судебном заседании ответчиком.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы. Прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ч. 3 ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.
Согласно ч. 3 ст.83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (ст. 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Таким образом, юридически значимым по спорам о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него является установление того, по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
Согласно ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В соотвествии с п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Оценивая показания свидетелей, суд приходит к следующим выводам, из показаний свидетелей Суворовой, Воропаевой, Панова и Иванова следует, что выезд Константиновой М.С. не носит постоянный характер. Панов и Иванов подтвердили, что в спорной квартире находятся личные вещи и мебель Константиновой. Константинова бывает в квартире, передают ей деньги в размере 2500 руб. Свидетель Писарева подтвердила факт не проживания Константиновой в квартире, но при этом в её квартире она не была, указала, что в квартире проживают разные люди, таким образом, показания Писаревой не подтверждают, что отсутствие Константиновой в спорном жилье носит постоянный характер.
Акт от 14.01.2016 г. о не проживании Константиновой М.С. в квартире по адресу: <Адрес изъят> с 2010 г. также не свидетельствует, что выезд носит постоянный характер.
Судом установлено, что в 2010 г. Константинова М.С. выехала из спорного жилого помещения, однако выезд не носит постоянный характер, так как право пользования иным жилым помещением она не приобрела, производит оплату жилищно-коммунальных услуг, имеет свободный доступ на территорию закрытого городка <Адрес изъят> приняла меры к сохранности жилого помещения, в квартире находятся её личные вещи, мебель, то есть не утратила интереса к спорной квартире, не отказывалась от права пользования спорной жилой площадью, о чем свидетельствует также сохранение ответчиком регистрации в спорном жилом помещении, то обстоятельство, что Константинова с 2010 г. периодически находится у своих дочери, сына и сестры, не свидетельствует о ее добровольном отказе от спорного жилого помещения, в связи с чем, она не может быть признана утратившей права на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ.
Истцом не представлено в суд доказательств того, что ответчик выехала на другое постоянное место жительства, в то время как обязанность представить в суд такие доказательства положениями статьи 56 ГПК РФ возложена на истца.
Таким образом, жилищные правоотношения не прекратились, являются длящимися и в данном случае подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 02 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Положения ст. 13 Вводного закона регламентирующие порядок выселения из специализированных жилых помещений, а также категории граждан, не подлежащих выселению без предоставления других жилых помещений, подлежит применению во взаимосвязи с другими статьями Жилищного кодекса Российской Федерации, содержащими основания для такого выселения.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 108 ЖК РСФСР лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих") не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.
В силу п. 9 ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены: пенсионеры по старости, персональные пенсионеры.
Как следует из ст. 3 ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и ст. 108 ЖК РСФСР для лиц, указанных в пунктах 6 и 8 ч. 1 ст. 108 ЖК РСФСР, которые на день вступления в силу настоящего федерального закона не могли быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения, закрепленного за Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), без предоставления другого жилого помещения, такой порядок выселения из служебного жилого помещения, занимаемого ими на день вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется.
Судом установлено, что спорное жилое помещение - <Адрес изъят> была предоставлена Константиновой М.С. в связи с трудовыми отношениями на основании ордера <Цифры изъяты> от 01.08.1998 г. В трудовых отношениях с войсковой частью она состояла с 21.11.1984 г. по 01.07.2010 г. и к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (01.03.2005 г.) проработала в числе гражданского персонала в войсковой части более 10 лет, являлась пенсионером по старости (пенсия назначена 21.08.1998 г.) и относилась к категории граждан, предусмотренной п.п. 6 и 9 ч. 1 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР.
Константинова М.С. не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако как следует из материалов дела, не обеспечена каким-либо жильем. При этом ссылка истца о том, что ответчик на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, совершила действия по отчуждению, принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, основанием для расторжения договора найма служебного жилого помещения, прекращения права пользования служебным жилым помещением, не является.
Учитывая, что на Константинову М.С. распространяются положения п.6 и 9 ст. 108 ЖК РСФСР ссылка представителя истца на сдачу служебного жилья в поднаем правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку судом установлено, бремя содержания спорного жилья продолжает нести Константинова М.С.
Указание представителя ответчика о том, что войсковая часть <Цифры изъяты> не является уполномоченным лицом по предоставлению жилых помещений, права истца не нарушены, соответственно ФКУ «Войсковая часть 39995» является ненадлежащим истцом, суд находит необоснованным и опровергающимся материалами дела.
Так, жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес изъят> является собственностью Российской Федерации, федеральным имуществом, состоящим на балансе ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>», которое, являясь государственным учреждением, на основании ст. 296 ГК РФ, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, осуществляет права владения, распоряжения и пользования данным имуществом в пределах, установленных законом. Следовательно, ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>» является надлежащим истцом по данному гражданскому делу.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными нормами права и учитывая, что законные основания для расторжения договора найма спорного служебного жилого помещения по адресу: по адресу: <Адрес изъят> фактически заключенного с Константиновой М.С. на основании ордера, прекращения права пользования Константиновой М.С. спорным служебным жилым помещением, восстановлении права Российской Федерации на владение указанным жилым помещением, снятии с регистрационного учёта, не установлены, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьёй 103 ГПК РФ, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина от которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
В силу ст. 333.36 п. 1 п.п. 19 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона, государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФКУ «Войсковая часть <Цифры изъяты>» к Константиновой Марии Семеновне о расторжении договора найма служебного жилого помещения по адресу: <Адрес изъят>, фактически заключенного с Константиновой М.С. на основании ордера на служебное жилое помещение <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, прекращении права пользования служебным жилым помещением по адресу: <Адрес изъят> Константиновой М.С., восстановлении права Российской Федерации на владение указанным жилым помещением, обязании ТП УФМС по <Адрес изъят> в <Адрес изъят> снять с регистрационного учёта Константинову М.С. по адресу: <Адрес изъят>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Аларский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
<Данные изъяты>
Судья
Аларского районного суда Н.Ю.Шапхаева