Решение по делу № 2-1369/2017 ~ М-1302/2017 от 13.09.2017

                            Дело № 2-1369

                                           2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2017 года Алуштинский городской суд Республики Крым суд в составе: председательствующего судьи - Реммер М.А., при секретаре – ФИО9, с участием представителя истца – ФИО10, ответчика – ФИО2, представителей ответчиков – ФИО11, ФИО12, ФИО13, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к ФИО2, ФИО3, ФИО4, третье лицо – нотариус Алуштинского городского нотариального округа Республики Крым ФИО5, об установлении факта имеющего юридическое значение, признании недействительным свидетельства о праве собственности в порядке наследования,

установил:

истец обратился в суд с иском к ФИО2, ФИО3, ФИО4, в котором просит установить факт принятия ним наследства открывшегося после смерти ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительным свидетельство о праве собственности в порядке наследования выданное ФИО14 на 2/3 доли <адрес> в части 1/3 доли; признать за ним право собственности в порядке наследования по закону на 1/3 доли <адрес> в <адрес>.

Исковые требования мотивированны тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО6, являющаяся матерью истца, которой на момент смерти принадлежало 2/3 доли <адрес> в <адрес>. Иным наследником первой очереди являлся брат истца – ФИО14, который в настоящее время умер, и его наследником является ФИО2. После смерти ФИО6 наследство оформил лишь ФИО14, указав у нотариуса недостоверную информацию о том, что он является единственным наследником. В то же время истец вступил во владение и управление наследственным имуществом – домом, производил за свой счет расходы на содержание дома, а именно: оплачивал коммунальные и иные платежи. Действия, по фактическому принятию истцом наследства были совершены им в течении срока установленного для принятия наследства. Заявлений об отказе от наследства он не писал. Поскольку на имя ФИО14 выдано свидетельство о праве на наследство по закону после смерти ФИО15, наследником которой наравне с ФИО14 является истец, то подлежит признанию недействительным в части указанное свидетельство, и за истцом подлежит признанию право собственности на 1/3 долю домовладения по <адрес> в <адрес>.

Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по тем же основаниям.

Ответчик ФИО2 и его представитель в судебном заседании заявленные исковые требования не признали и пояснили, что ФИО2 является наследником по закону – ФИО14, который в свою очередь являлся наследником по закону ФИО6. Истец не вступал в наследство после смерти ФИО6, не подавал нотариусу заявления о принятии наследства, не вступал во владение и управление наследственным имуществом – домом по <адрес> в <адрес>, в связи с чем, не подлежит наследованию после смерти ФИО6. Поскольку истец не подлежит наследованию после ФИО6, то право собственности на имущество перешедшее после смерти ФИО6 ФИО14 в порядке наследования, и которое в настоящее время принадлежит ФИО2, не подлежит признанию за истцом.

Законный представитель ответчиков - ФИО3, ФИО4 и его представитель в судебном заседании заявленные исковые требования не признали и пояснили, что несовершеннолетние ФИО3, ФИО4 являются детьми и наследниками по закону ФИО18, которая являлась сособственником <адрес> в <адрес>, ей принадлежала 1/3 доля данного дома. Никакого отношения к спорному наследственному имуществу указанные лица не имеют, не наследовали после смерти ФИО6 либо ФИО14.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило суду заявление с просьбой дело рассмотреть без его участия.

Суд, выслушав ответчика, представителей сторон, допросив свидетелей - ФИО16, ФИО17, исследовав доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, считает необходимым исковые требования оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле часть 1 статья 46 Конституции Российской Федерации находится в полном соответствии с требованиями, сформулированными в статье 8 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом".

В соответствии со с. 1110 ГК Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. Наследование регулируется настоящим Кодексом и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами.

Судом установлено, что ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества. Исключения из общего правила предусмотрены в статьях 6, 7, 8 и 81 Федерального закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».

Таким образом, к возникшим наследственным правоотношениям подлежит применению ГК Украины, действующее на день открытия наследства на территории Республики Крым.

В соответствии с ч. 1, п.10 ч. 2 ст. 264 ГПК Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении: других имеющих юридическое значение фактов.

Согласно ст.1216 ГК Украины (норма права, действовавшая на время открытия наследства), наследованием является переход прав и обязанностей (наследства) от физического лица, умершего (наследодателя) к другим лицам (наследникам).

Согласно ст. 1217 ГК Украины (норма права, действовавшая на время открытия наследства), наследование осуществляется по завещанию или по закону.

Согласно наследственного дела от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти ФИО6 с заявлением о принятии наследства по закону к нотариусу обратился ФИО14, что следует из заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Иные лица с заявлениями о принятии наследства после смерти ФИО6 к нотариусу не обращались.

При этом, в силу действующих на момент открытия наследства норм материального права, наследник имеет право принять наследство либо отказаться от его принятия.

При этом, согласно справки Коммунального предприятия жилищно-эксплуатационный участок от ДД.ММ.ГГГГ, представленной нотариусу, следует, что ФИО6 проживала и была прописана по адресу: <адрес> до дня смерти ДД.ММ.ГГГГ. На день смерти с ней проживали и были прописаны: ФИО14, 1963 года рождения – сын.

Согласно ч. 1 ст. 1258 ГК Украины (норма права, действовавшая на время открытия наследства), наследники по закону получают право на наследование поочередно.

В соответствии со ст. 1261 ГК Украины (норма права, действовавшая на время открытия наследства), в первую очередь право на наследование по закону имеют дети наследодателя, в том числе зачатые при жизни наследодателя и родившиеся после его смерти, тот из супругов, который его пережил, и родители.

Поскольку ФИО14 и ФИО7 являлись детьми ФИО6, что следует из свидетельств о рождении, то после смерти ФИО6 могли наследовать по закону как наследники первой очереди.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 1268 ГК Украины (норма права, действовавшая на время открытия наследства), наследник по завещанию или по закону имеет право принять наследство или не принять его. Наследник, который постоянно проживал вместе с наследодателем на время открытия наследства, считается принявшим наследство, если в течение срока, установленного статьей 1270 настоящего Кодекса, он не заявил об отказе от него.

Таким образом, ФИО14 как наследник по закону первой очереди, который постоянно проживал вместе с наследодателем на время открытия наследства, а также в установленный законом срок подал заявление о принятии наследства, считается наследником принявшим наследство после смерти ФИО6.

Из свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ реестровый , письма-ответа филиала государственного унитарного предприятия РК «Крым БТИ» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что право собственности на объект недвижимого имущества – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> зарегистрировано: 2/3 доли за ФИО14, на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ выданного Алуштинской государственной нотариальной контрой, реестровый .

В то же время, из адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по <адрес>, следует, что место проживания ФИО7 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст.3 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживание в Украине» (норма материального права, действующая на момент возникновения спорных правоотношений), место пребывания - административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком менее шести месяцев в год; место проживания - административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком свыше шести месяцев в год.

При этом, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что ФИО7 постоянно не проживал по адресу: <адрес> на момент смерти наследодателя – ФИО6, что нашло свое подтверждение в показаниях свидетелей ФИО16, ФИО17.

Более того, истцом и его представителем не предоставлено суду относимых, допустимых и достаточных доказательств подтверждающих факт того, что ФИО7 постоянно проживал по адресу: <адрес> на момент смерти наследодателя; что в течении шести месяцев с момента открытия наследства после смерти ФИО6, ФИО7 вступил во владение и распоряжение наследственным имуществом – домом по <адрес> в <адрес>.

Из абонентских книжек по оплате коммунальных услуг предоставляемых по спорному домовладению за 2011-2017 года следует, что указанные расчетные книжки первоначально были оформлены на ФИО6 оплаты по ним производил ФИО14 и ФИО18, а в последующем, ФИО14 и ФИО3. Более того, указанные расчетные книжки представлены суду для исследования ФИО2 и законным представителем ФИО20 - ФИО12, тем самым указанные лица являются правообладателями данных книжек, а истец не фигурирует в них по оплате коммунальных услуг по домовладению по <адрес> в <адрес>.

Также из справки о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ , актов обследования условий проживания по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, акта сохранности жилой площади закрепленной за несовершеннолетним от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО19 и не проживает в спорном жилом помещении по адресу: <адрес> и в настоящее время.

Кроме того, судом в совокупности с представленными письменными доказательствами и показаниями свидетелей также принимается во внимание, что ФИО7 лишь ДД.ММ.ГГГГ предъявил исковые требования относительно наследственных прав на имущество своей матери, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ, тем самым спустя 10 лет.

Сам факт регистрации места проживания ФИО7 в домовладении по ул. строительная в <адрес>, не подтверждает факта постоянного проживания вместе с наследодателем (ФИО6) на время открытия наследства.

Судом не принимаются во внимание, как не относимые доказательства: квитанции, накладные и товарные чеки о приобретении товаров, поскольку данные документы не содержат в себе сведения о их принадлежности какой-либо стороне по рассматриваемому спору.

Право собственности на 1/3 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, которая не является предметом спора первоначально была зарегистрирована за ФИО18, которая приобретена ею на основании договора дарения, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ частным нотариусом Алуштинского городского нотариального округа, реестровый заключенного с ФИО6.

В последующем право собственности на указанную долю перешло в порядке наследования по закону после смерти ФИО18 к ФИО3 и ФИО4, по 1/6 доли каждому, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ реестровые и , наследственного дела после смерти ФИО18.

Поскольку, в ходе судебного разбирательства не установлен факта постоянного проживания ФИО7 вместе с наследодателем (ФИО6) на время открытия наследства, то не подлежит признанию недействительным свидетельство о праве собственности в порядке наследования выданное на имя ФИО14, и не подлежит признанию за ФИО7 право собственности в порядке наследования по закону на долю домовладения.

При этом, судом не дается оценка иных оснований наследования ФИО7 после смерти ФИО6, в том числе определении дополнительного срока для принятия наследства (ст. 1272 ГК Украины), поскольку по иным основаниям принятия наследства и порядка наследования ФИО7 в суд не обращался.

Поскольку исковые требования оставлены без удовлетворения, судебные расходы понесенные истцом, подлежат оставлению на его счет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12, 194-198, 264 ГПК Российской Федерации, ст. ст. 35, 46 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 1216, 1218,1261, 1268,1297 ГК Украины, суд

решил:

отказать в удовлетворении исковых требований ФИО7 к ФИО2, ФИО3, ФИО4, третье лицо – нотариус Алуштинского городского нотариального округа Республики Крым ФИО5, об установлении факта имеющего юридическое значение, признании недействительным свидетельства о праве собственности в порядке наследования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия, в порядке предусмотренном ст. 321 ГПК Российской Федерации.

Судья:

2-1369/2017 ~ М-1302/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рыжов Олег Иванович
Ответчики
Маережко Сергей Владимирович
Другие
Нотариус Алуштинского городского нотариального округа Куркович Н.А.
Суд
Алуштинский городской суд Республики Крым
Судья
Реммер Марта Александровна
Дело на странице суда
alushta--krm.sudrf.ru
13.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2017Передача материалов судье
13.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2017Судебное заседание
23.11.2017Судебное заседание
23.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2019Дело оформлено
28.02.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее