Дело № 2-298/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2012 года с. Курсавка
Андроповский районный суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Казаковой Н.В.,
при секретаре Кривошеевой С.Н.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Карпова Н.В., Карпова А.А. об оспаривании решения жилищной комиссии и постановления главы муниципального образования Янкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», о признании незаконными действий должностных лиц Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по не включению в список молодых семей- претендентов на социальную выплату в 2012 году,
установил:
Карпова Н.В. и Карпова А.А., действующие в защиту своих интересов и <данные изъяты> А.Д.А., <данные изъяты> рождения, обратились в суд с заявлением: о признании незаконным решения жилищной комиссии от 05.04.2012 года Янкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края и постановления № 51 от 27.04.2012 года главы муниципального образования Янкульского сельсовета Андроповского района об исключении их семьи из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», и возложении обязанности на администрацию муниципального образования Янкульского сельсовета восстановить их в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» под №1; о признании незаконными действий должностных лиц Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по не включению их семьи в сформированный и утвержденный Список молодых семей - претендентов на социальную выплату в 2012 году, и возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края внести изменения в утвержденный список, включив их семью в Список молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, утвержденный приказом Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 29.06.20102 года № 210.
В судебном заседании Карпова Н.В. и Карпова А.А. поддержали заявленные требования и пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ их семья в составе 3-х человек (муж Карпова А.А., ДД.ММ.ГГГГ/рождения, жена Карпова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ/рождения и <данные изъяты> А.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в подпрограмму «Обеспечение жильем молодой семьи» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы, по условиям которой участники подпрограммы имеют право на получение социальных выплат на приобретение жилья.
В соответствии с поданными документами их семью включили в сводный- учетный список нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей, подавших заявление для участия в подпрограмме «Жилье для молодых семей». Согласно сводного списка на 2012 году их семья значилась под №1.
05.04.2012 года жилищная комиссия Янкульского сельсовета Андроповского района приняла решение, на основании которого глава администрации муниципального образования 27.04.2012 года издал постановление № 51 об исключении их семьи из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2012-2015г.» Поводом для исключения семьи из списка нуждающихся послужило то обстоятельство, что 04.04.2012г. Карпова А.А. исполнилось 36 лет и по этому основанию семья перестала соответствовать условиям, предъявляемым к участникам подпрограммы.
С таким решением они не согласны, так как на момент признания их семьи (12.03.2010г.) нуждающейся в улучшении жилищных условий их возраст не превышал 35 лет, и потому исключение семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи» в 2012 году, является незаконным. По их мнению, возраст претендентов на получение социальной выплаты имеет значение только при приёме заявления о включении в состав участников подпрограммы, в дальнейшем же, в период ожидания субсидии, законодательных мер по исключению семьи из списков при достижении предельного возраста не предусмотрено.
Представитель заявителей адвокат Трубецкой Н.А., действующий по ордеру, поддержал заявленные требования, в обоснование который указал следующее.
В соответствие с положениями ст. 1 п.3 ЖК РФ (согласующимися со ст. 55 Конституции РФ о недопустимости ограничения прав и свобод граждан федеральными законами без прямо указанных в данной статье на то оснований) – жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном законом порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений ( ст. 2 ЖК РФ).
Согласно подпункта «а» п.18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 17.10.2012 г., несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п.6 настоящих правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Аналогичное положение предусмотрено и краевой программой. При этом, приведенные положения не регулируют порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, а предусматривают требования, предъявляемые к лицам, претендующим на участие в подпрограмме. При этом возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы, в том числе в связи с достижением предельного возраста, указанными Правилами не предусмотрена.
Представитель считает, что по аналогии закона, к отношениям между молодыми семьями и государственными органами (органами местного самоуправления) в части постановки (снятии) на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной программы «Жилище» на 2012-2015 годы применимы схожие отношения главы 7 Жилищного кодекса РФ, регулирующие основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Решение о признании семьи Карповых нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятие на соответствующий учет было постановлено в соответствии с действующим на тот момент законодательством и с учетом предоставленных документов, то есть законно и обоснованно ( ст.ст. 49, 51 ЖК РФ).
В свою очередь, обжалуемые решения о снятии семьи Карповых с учета приняты с нарушением действующего законодательства нарушают их права на улучшение жилищных условий.
В соответствие со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за принятыми на учет гражданами до получения ими жилого помещения по договору социального найма или до выявления обстоятельств, влекущих снятие с учета и предусмотренных ст. 56 ЖК РФ.
В соответствие со ст. 56 ЖК РФ решение о снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий должно содержать основания снятия с учёта с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч.1 указанной статьи.
В обжалуемом решении жилищной комиссии от 05.04.2012 года и постановлении главы администрации муниципального образования от 27.04.2012 года нет ссылки на обстоятельства, предусмотренные ст. 56 ч.1 ЖК РФ или аналогичные им.
Кроме того, как следует из материалов дела, семья Карповых, являясь участником федеральной программы «Жилище» с 2010 года, не получила социальную выплату в 2011 году в рамках данной программы в связи с недостаточным финансированием. Вместе с тем, отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников Программы в установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, так как согласно ч.1 ст. 7 Конституции Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одной из форм реализации указанной политики является комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения.
Целями федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы является формирование рынка доступного жилья эконом класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Основными задачами Программы являются: создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса; повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платёжеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями.
Необходимо учитывать заявленные цели и задачи Федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 год и её подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», согласно 1 раздела которой одним из основных методов её реализации является «программно-целевой метод при решении жилищной проблемы» молодой семьи, поскольку возможны ситуации, когда проблема «не может быть решена в рамках одного финансового года». В то же время, подпрограмма содержит условие о возможности реализовать право на социальную поддержку в её рамках только один раз.
Анализ указанного выше документа позволяет сделать вывод о целостном (длящемся) характере правоотношения по решению с помощью подпрограммы жилищной проблемы молодой семьи в период действия подпрограммы, то есть с 2011 по 2015 год включительно, а не в каждом году из указанного периода по отдельности. Таким образом, будучи принятой в соответствии с условиями подпрограммы в число её участников – соответствующая молодая семья не утрачивает статус участника на весь период действия подпрограммы вплоть до получения социальной выплаты или завершения программы при условии соблюдения установленных требований вне зависимости от превышения возрастного порога одним из молодых супругов (или обоими) в период действия подпрограммы.
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым её право на получение социальной выплаты, взяло на себя определённое публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
При таких обстоятельствах, оспариваемые решения о снятии семьи Карповых с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и повлекшие не включение семьи заявителей в список молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты являются незаконными и должны быть отменены с восстановлением заявителей в жилищных правах.
Согласно имеющегося в материалах дела отзыва Министерства архитектуры и строительства Ставропольского края (вх.№ от 26.09.2012г.), в 2011 году администрацией Андроповского муниципального района в министерство направлялся список лиц, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году. Семья Карповых была в него включена. В свою очередь, как следует из отзыва министерства, в сформированный и утвержденный министерством сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, семья Карповых включена не была, так как 04.04.2012 года Карпова А.А. исполнилось 36 лет. С учетом того, что данный список даже согласно административному регламенту, утвержденному Приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского каря от 12.02.2012 года № ( п.3.3.3.) должен быть сформирован до 1 декабря предшествующего года ( то есть до 01.12.2011г.), то не включение семьи Карповых в сформированный сводный список на 2012 год по мотиву достижения Карпова А.А. 36 лет в апреле 2012 года является преждевременным, то есть незаконным и по данному основанию. Кроме того, Карповых не были извещены министерством о не включении их в сводный список.
Как указано Министерством в отзыве – окончательный Список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году был утвержден Приказом министерства от 29.06.2012 года №. Изменения в указанный Список не вносились. По муниципальному образованию Янкульского сельсовета Андроповского района в список претендентов была включена семья Павленко, перед которыми у Карповых приоритет по очередности.
Для восстановления нарушенного права Карповых на получение социальной выплаты в 2012 году, по мнению представителя Трубецкого Н.А. необходимо внести изменения в Список молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, утвержденный приказом министерства от 29.06.2012 года № 210.
Представитель администрации муниципального образования Янкульского сельсовета по доверенности Эркенов Ш.Х. возражал против заявленных требования и пояснил следующее.
На основании представленных документов семья Карповых решением жилищной комиссии и постановлением администрации МО Янкульского сельсовета от 12.03.2010 г. № 10 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет по улучшению жилищных условий, и на основании поданного заявления была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Администрация муниципального образования в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предъявляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ (Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края), который в свою очередь, утверждает сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат.
Постановлением правительства РФ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2011 N 575, от 06.10.2011 N 825) утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно п. 6. Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Формирования и утверждение сводного списка претендентов на получение социальной выплаты осуществляет Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края
Согласно п. 3.3.3. Приказа Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 17.02.2012 N 60 (ред. от 19.06.2012) "Об утверждении административного регламента исполнения министерством строительства и архитектуры Ставропольского края государственной функции по реализации в Ставропольском крае подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" «Министерство на основании списков, поступивших от органов местного самоуправления, в срок до 1 декабря года, предшествующего планируемому году, с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Подпрограммы из бюджета Ставропольского края и местных бюджетов на планируемый год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, на основании решения комиссии по реализации в Ставропольском крае Подпрограммы, утвержденной приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 14 апреля 2011 года N 99 "О создании комиссии для организации работы по реализации в Ставропольском крае подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы" краевой целевой программы "Жилище" в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы" формирует и утверждает сводный список. Сводный список формируется в разрезе муниципальных районов и городских округов по форме, утвержденной Минрегионом России.
Семья Карповых в период с 2010 по 2012годы ни разу не была включена в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году утверждаемый и формируемый Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края.
Кроме того, согласно Постановления Правительства Ставропольского края от 21.03.2012 N 106-п "О внесении изменений в приложение 3 "Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы" краевой целевой программы "Жилище" в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы" к краевой целевой программе "Жилище" в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 20 января 2010 г. N 16-п" : "Участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов которой либо одного родителя в неполной семье на день принятия министерством строительства и архитектуры Ставропольского края решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, нуждающаяся в улучшении жилищных условий и имеющая достаточные доходы, позволяющие получить кредит (заем), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты".
Следует отметить, что оспаривание законности подпункта «а» п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 (Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей") при соответствии которым молодая семья может быть участницей подпрограммы, и признание недействующим в части установления предельного возраста в 35 лет на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, а не на день признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, уже было предметом рассмотрения Верховного Суда РФ, и решением Верховного Суда РФ от 21.12.2009 года (№ГПК И 09-1535) в удовлетворении требований о признании частично не действующим подпункта «а» указанных правил было отказано. При этом Верховный суд указал, что применение в правилах понятия «молодая семья» основано на нормах раздела III определяющего основные цели и задачи указанной подпрограммы, согласно которому, участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет.
Подпунктом «а» п. 5 Правил уточнятся, что молодая семья должна соответствовать условию о возрасте 35 лет на день принятия решения о включении ее в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, а не на день обращения с заявлением о принятии на учет семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку молодых семей.
Нормативно правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к оспариваемым Правилам, устанавливающего иное понятие молодой семьи и даты, по состоянию на которую учитывается условие о возрасте, не имеется.
В настоящее время Карпова А.А. исполнилось 36 лет в связи с чем, семья Карповых перестала отвечать требованиям предъявляемым участникам подпрограммы молодая семья, что явилось основанием для принятия жилищной комиссией и администрацией муниципального образования решения об исключении семьи Карповых, как не прошедшей перерегистрацию, из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2012-2015 годы.
Представители Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Куксова В.В. и Горелик И.В. оспорили заявленные требования, и в обоснование своих возражений указали следующее.
Реализуемая государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050, осуществляется в порядке очерёдности и на условиях, указанных в программе.
В соответствии с подп. «а» п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, участниками подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 201-2015 годы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Таким образом, при достижении 36 лет одного из родителей в полной семье, либо родителя в неполной семье – молодая семья не может быть включена органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, и соответственно, воспользоваться социальной выплатой.
Государственным заказчиком – координатором краевой программы «Жилище» на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 20.01.2010г. № 16-п является Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. В указанную Программу включена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае на 2010-2012 годы».
Министерством 27.04.2012 года главам администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края была направлена срочная факсограмма о направлении или списков молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, для формирования Министерством сводного списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае на 2010-2012 годы» краевой целевой программы «Жилище» в Ставропольском крае на 2010-2012 годы» в 2012 году.
Администрацией Андроповского муниципального района Ставропольского края сопроводительным письмом от 05.05.2012 года № 14-05/1334 в адрес министерства были направлены сводные списки молодых семей участников подпрограммы, изъявивших получить субсидию в 2012 году. В представленном администрацией Андроповского муниципального района сводном списке семья Карповых не значилась. Отсутствие информации о семье Карповых в указанном списке связано с тем, что на момент предоставления списка в министерство, Карпова А.А. уже исполнилось 36 лет.
На основании представленных главами администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края сводных списков, ДД.ММ.ГГГГ был подписан и утвержден Список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, в котором семья Карповых не значится.
Представители полагают, что при установленных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления Карповых.
Представитель привлеченного к участию по делу в качестве заинтересованного лица – администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края по доверенности Попова Э.Р. поддержала позицию представителей Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителей Карпова Н.В. и Карпова А.А.
Из пояснений сторон, исследованных материалов дела судом установлено, чтона основании представленных документов семья Карпова Н.В. и Карпова А.А. решением жилищной комиссии и постановлением администрации МО Янкульского сельсовета от 12.03.2010г. № 10 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет по улучшению жилищных условий. На основании поданного заявления семья Карповых (из трех человек) была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, с внесением их первоначально в сводный список молодых семей- участников программы, желающих получить субсидию в 2011 году по муниципальному образованию Янкульского сельсовета Андроповского района СК (под № 2). На момент внесения в список (муниципального образования) ни одному из супругов Карповых не исполнилось 35 лет. Данный Список 19.04.2011 года за исх. № 291 был направлен главе администрации Андроповского муниципального района.
Постановлением администрации МО Янкульского сельсовета № 21 от 24.03.2011 года был утвержден список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, прошедших перерегистрацию в 2011 году, в составе которого по<адрес> значилась Карпова Н.В.
Далее, к 01.09.2011 года по МО Янкульского сельсовета был составлен Список молодых семей- участников программы «Обеспечение жильём молодых семей», изъявивших желание получить субсидию в 2012 году, в котором под №1 значилась семья Карповых ( на момент составления данного списка Карпова А.А. 04.04.2011г. уже исполнилось 35 лет). Сводный Список молодых семей участников указанной подпрограммы (по всем муниципальным образованиям Андроповского муниципального района) 30.11.2011 года за исх.№ администрацией Андроповского муниципального района был направлен в Министерство строительства и архитектуры СК. В сводном Списке (по муниципальным районам СК) молодых семей-участников программы, изъявивших желание получить субсидию в 2012 году, утвержденном заместителем председателя правительства - министром Строительства и архитектуры, семья Карповых значилась под №11.
16.12.2011 года за исх. № Министерство строительства и архитектуры СК направило главам администраций муниципальных районов выписку из списка молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году, в состав которого семья Карповых не была включена.
Постановлением администрации МО Янкульского сельсовета № 35 от 02.03.2012 года был утвержден список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, прошедших перерегистрацию в 2012 году, в составе которого по<адрес> значилась Карпова Н.В.
27.04.2012 года за исх. № Министерством строительства и архитектуры СК направило главам администраций муниципальных районов и городов факсограмму о направлении списков молодых семей (в срок до 05.05.2012г.), изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, с внесенными изменениями, если таковые имеются, для формирования министерством сводного списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае на 2010-2012 годы» краевой целевой программы «Жилище» в <адрес> на 2010-2012 годы» в 2012 году. В соответствии с данной факсограммой, администрация МО Янкульского сельсовета пересмотрела списки молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, и с учетом того, что Карпова А.А. уже исполнилось 36 лет, приняла оспариваемое решение - постановление № от 27.04.2012г. об исключении семьи Карповых из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ранее, 05.04.2012г. решением № жилищной комиссии администрации МО Янкульского сельсовета семья Карповых была исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом «а» п.6 правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
02.05.2012 года администрация МО Янкульского сельсовета направила главе администрации Андроповского муниципального района сводный список молодых семей- участников программы «Обеспечение жильём молодых семей», изъявивших получить субсидию в 2012 году, в который семья Карповых уже не была включена. Данный список в составе сводного списка администрации Андроповского муниципального района 05.05.2012 года был представлен в Министерство строительства и архитектуры, и на основании данного списка 29 июня 20102 года был подписан и утвержден Список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, в котором семья Карповых не значится.
Выслушав доводы участвующих лиц, представителей, исследовав материалы дела, суд отказывает в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Полагая незаконным решение жилищной комиссии и постановление администрации МО Янкульского сельсовета об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 201102015 годы», полагая незаконным действия должностных лиц Министерства строительства и архитектуры СК по не включению семьи в сформированный и утвержденный список молодых семей- претендентов на социальную выплату в 2012 году, заявители указывают на то, что несмотря на достижение Карпова А.А. 36-летнего возраста, его семья сохраняет право на получение социальной выплаты в рамках реализации программы, поскольку на момент составления органом местного самоуправления в 2010 году списка участников программы семья Карповых отвечала всем предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей.
По мнению суда, данные выводы заявителей основаны на неправильном применении и толковании норм материального права по следующим основаниям.
Согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», орган местного самоуправления формирует списки молодых семей- участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей- участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Подпрограммы из бюджета субъекта российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. После чего и с учетом определения размера субсидий, предоставляемых бюджету субъектов Российской Федерации на планируемый (текущий) год утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году ( пункт 22).
Из указанных норм следует, что списки молодых семей уже в качестве претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предоставления субсидий в пределах лимита бюджетных средств.
Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», участниками Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, или иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 18 указанных правил несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих правил, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы.
Аналогичные положения содержатся и в разделе 5 Постановления Правительства Ставропольского края от 20.01.2010г. № 16-п «О краевой целевой программе «Жилище» в Ставропольском крае на 2010-2012 годы».
При таком положении не основаны на законе доводы заявителей о том, что молодая семья должна соответствовать требованиям для признания ее участницей Подпрограммы лишь на момент первоначального принятия решения о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на соответствующие годы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на момент формирования администрацией МО Янкульского сельсовета (по запросу министерства) списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, с учетом выявленных у семьи Карповых изменений по возрастному ограничению, а также на момент формирования сводного списка молодых семей - претендентов на участие в подпрограмме и получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации названной Подпрограммы в 2012 году, семья Карповых уже не соответствовала указанным выше требованиям, так как возраст Карпова А.А. превысил возраст, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050.
В соответствии с пунктом 3.6.4. административного Регламента исполнения Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края государственной функции по реализации в Ставропольском крае подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», (утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры СК от 17.02.2012 года №), изменения в утвержденные списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году вносятся министерством в течение 30 дней с даты получения извещения от органов местного самоуправления на основании решения Комиссии (по форме согласно приложению 3 к регламенту), в том числе при наступлении одному из членов семьи возраста, превышающего 35 лет.
При формировании министерством списка претендентов на планируемый год, в соответствии с пунктом 3.6.2. Регламента молодые семьи не являются участниками Подпрограммы, не включаются в списки молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, если возраст одного из супругов либо одного родителя в неполной семье превышает 35 полных лет.
Таким образом, по указанным выше основаниям семья Карповых не может быть включена ни в список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году ( список по муниципальному образованию), ни в список претендентов на получение социальной выплаты в рамках названной Подпрограммы на 2012 год (список, формируемый и утверждаемый исполнительным органом субъекта РФ). При этом, как следует из пояснений представителя МО Янкульского сельсовета (и не оспаривается заявителями), семья Карповых осталась в общих списках нуждающихся в улучшении жилищных условий (по МО Янкульскому сельсовету) в связи с отсутствием собственного жилья.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд
Решил:
Карпова Н.В. и Карпова А.А. отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным решения жилищной комиссии от 05.04.2012 года Янкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края и постановления № от 27.04.2012 года главы муниципального образования Янкульского сельсовета Андроповского района об исключении их семьи из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», и возложении обязанности на администрацию муниципального образования Янкульского сельсовета восстановить их в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» под №1; о признании незаконными действий должностных лиц Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по не включению семьи в сформированный и утвержденный Список молодых семей - претендентов на социальную выплату в 2012 году, и возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края внести изменения в утвержденный список, включив их семью в Список молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, утвержденный приказом Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 29.06.20102 года № 210.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Андроповский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья