Административное дело № 2а-2576/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2018 года Левобережный районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Заевой В.И.
при секретаре Проценко Ю.А.
с участием: представителя административного истца Косяковой Ю.С.- доверенность без номера от 03.10.2018года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по Левобережному району г.Воронежа к Мартыновой С.П. о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017год и пени в размере 21253руб.41коп.,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по Левобережному району г.Воронежа обратилась в суд с административным иском к Мартыновой С.П. о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017 год и пени в размере 21253 руб. 41 коп., указав на то, что административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов в соответствии с пп.2 п. 1 ст.6 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Как указал административный истец, административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 15.12.2004 по 03.10.2017.
В соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Налоговый кодекс, НК РФ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период – январь-сентябрь и три дня октября 2017года не превышала 300000руб.
Административный ответчик обязан был уплатить за 9 месяцев и три дня октября 2017 год страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в размере 17738 руб.71коп., страховые взносы в ФФМС в размере 3479руб.52 коп.
Данная обязанность административным ответчиком в установленные сроки не исполнена, в связи с чем административному ответчику начислены спорные пени и направлено требование от 30.10.2017 № 57810, которое до настоящего времени - не исполнено.
Судебный приказ о взыскании спорной задолженности определением мирового судьи от 27.04.2018 года отменен.
По изложенным основаниям ИФНС просит взыскать с Мартыновой С.П. задолженность по страховым взносам за 2017 год и пени в размере 21253руб.41 коп., а всего 21253руб.41коп., в том числе: страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии за 2017 год в размере 17738 руб.71 коп., страховые взносы в ФФМС за 2017 год в размере 3479руб.52 коп., пени на страховую часть трудовой пенсии за 2017 год за период с 19.10.2017 по 25.10.2017 в размер 35 руб. 18 коп. (л.д. 4-7)
Представитель административного истца в судебном заседании данные требования поддержал по мотивам, указанным в заявлении.
Административный ответчик Мартынова С.П. в судебном заседании, состоявшемся 04.12.2018, требования административного истца не признала, сославшись на то, что в спорный период она деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не осуществляла, при этом не оспаривала факт утраты статуса индивидуального предпринимателя 03.10.2017 на основании принятого ею соответствующего решения. В обоснование своих возражений административный ответчик сослался также на свое трудное материальное положение.
После объявленного перерыва Мартынова С.П. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в иске ИФНС отказать по мотивам, изложенным в письменном заявлении (л.д. 41-43).
Исходя из положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд находит возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие административного ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав стороны, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст.ст.3,23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" Федеральный закон N 212-ФЗ от 24.07.2009 признан утратившим силу.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее ФЗ РФ N 167-ФЗ от 15.12.2001 г.) и ст.419 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.
В силу п. 1 ст. 28 ФЗ РФ N 167-ФЗ от 15.12.2001 страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и настоящим Федеральным законом.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" являются обязательными платежами, целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Главой 34 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, временно приостановивших предпринимательскую деятельность, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса) (например, за периоды прохождения военной службы, ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и за др.).
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Не предприняв действий по исключению из ЕГРИП, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать упомянутые страховые взносы независимо от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет, и, соответственно, независимо от факта получения дохода.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Следовательно, если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде не превышает 300 000 руб., то размер страховых взносов определяется как 1 МРОТ x 12 месяцев x 26%.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса.
В 2017 году для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), применяется тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента (ст. 426 НК РФ).
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями (пункт 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сборов, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора (пункты 1, 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 4 статьи 75 части первой Кодекса в редакции данного Федерального закона применяются в отношении недоимки, образовавшейся с 1 октября 2017 года.
Следовательно, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления плательщику страховых взносов пени и направления налоговым органом плательщику взносов требования об их уплате (ст.ст.75,69 НК РФ).
Судом установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что Мартынова С.П. в спорный период являлась индивидуальным предпринимателем (л.д.18-21) и, следовательно, в силу вышеназванных нормативных положений плательщиком спорных страховых взносов.
Как видно из дела, административный ответчик зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации как плательщик страховых взносов с 15.12.2004 в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
03.10.2017 Мартынова С.П. утратила статус индивидуального предпринимателя в связи с принятым ею решением (л.д.18-21).
Как видно из дела, величина дохода административного ответчика в расчетный период 2017года не превышала 300000руб., следовательно, административный ответчик обязан был уплатить страховые взносы за расчетный период на страховую часть трудовой пенсии в фиксированном размере.
Обязанность по уплате страховых взносов должна была быть исполнена административным ответчиком не позднее 25.10.2017.
Данная обязанность административным ответчиком не исполнена.
Из материалов дела следует, что в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате страховых взносов за спорный период административному ответчику начислены пени на страховую часть трудовой пенсии за 2017 год за период с 19.10.2017 по 25.10.2017 в размере 35 руб. 18 коп. и направлено требование со сроком исполнения до 20.11.2017года (л.д.13)
В установленный ИФНС срок, спорная задолженность административным ответчиком не погашена, что последним в судебном заседании не оспаривалось.
Не исполнение названного требования послужило основанием для обращения ИФНС к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание спорной задолженности, а после отмены судебного приказа – с настоящим заявлением в районный суд (л.д. 17).
Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ в случае направления налогового требования по почте заказным письмом, требование считаются полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Каких-либо оснований считать представленное административным истцом копию почтового реестра недопустимым доказательством у суда не имеется.
Адрес отправки ответчику указанного требования совпадает с адресом, по которому Мартынова С.П. зарегистрирована по месту жительства(л.д.50-56).
Таким образом, оценивая имеющиеся в деле доказательства, суд находит факт неуплаты административным ответчиком спорной задолженности подтвержденным достаточными и допустимыми доказательствами.
Начисление задолженности по страховым взносам за 2017 год произведено налоговым органом в соответствии с нормативными положениями, регулирующими спорные правоотношения.
Расчет спорной пени за спорный период произведен налоговым органом верно и административным ответчиком не оспорен.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Нарушение сроков обращения с иском о взыскании спорной задолженности административным истцом не допущено.
Судебный приказ о взыскании с административного ответчика спорной задолженности определением мирового судьи по судебному участку №7 в Левобережном судебном районе Воронежской области отменен (л.д.17).
Ссылка административного ответчика на сложное материальное положение, а также на то, что он в расчетный период фактически деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не вел, по мнению суда, не может служить достаточным основанием для освобождения Мартыновой С.П. от уплаты спорной задолженности ввиду следующего.
Рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, суд, исходя из принципов состязательности и равноправия сторон, не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности; при этом предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В данном случае таких оснований для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате страховых взносов при рассмотрении дела выявлено не было.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Административному ответчику была предоставлена возможность предоставить доказательства его возражений, для этих целей в рассмотрении дела объявлялся перерыв, однако, административный ответчик после объявленного перерыва в суд не явился, документы и иные сведения, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, препятствовавших принятию решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в боле ранний срок, чем 03.10.2017, в суд не направил.
Законодатель, относя индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возлагая на них обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - реализует принцип всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающий из положений статьи 39 Конституции Российской Федерации, поскольку уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
Таким образом, оценивая имеющиеся в деле доказательства каждое в отдельности и все доказательства в их взаимной связи и совокупности, их достаточность и достоверность, суд находит требования ИФНС обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.114 КАС РФ, ст.ст.333-19,333-20 НК РФ с административного ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 837 руб.60 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г.Воронежа к Мартыновой С.П. о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017год и пени в размере 21253руб.41коп. удовлетворить.
Взыскать с Мартыновой С.П. ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированной и проживающей по <адрес> задолженность по страховым взносам за 2017год и пени в размере 21253руб.41коп., в том числе: страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии за 2017года в размере 17738 (семнадцать тысяч семьсот тридцать восемь)руб.71коп., страховые взносы в ФФМС за 2017год в размере 3479 (три тысячи четыреста семьдесят девять)руб.52коп, пени на страховую часть трудовой пенсии за 2017года за период с 19.10.2017 по 25.10.2017 в размере 35 (тридцать пять)руб.18коп.
Взыскать с Мартыновой С.П. ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированной и проживающей по <адрес> государственную пошлину в местный бюджет в сумме 837 (восемьсот тридцать семь)руб. 60 коп.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 24 декабря 2018.
Судья В.И.Заева