Решение по делу № 5-179/2021 от 07.12.2021

СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 22 (СЕВЕРО-КУРИЛЬСКИЙ РАЙОН) САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Парковая, 5, г. Северо-Курильск, Сахалинская область, Россия, 694550

тел./факс(42453) 2-14-85, http://22.sah.msudrf.ru, e-mail: su22s-k@mail.ru

Дело  № 5 - 179/2021

УИД 65RS0012-01-2021-000301-22

УИН 0355304500001100001148173

Дата поступления дела: 07 декабря 2021 года

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 декабря 2021 года                                                    город Северо-Курильск

Сахалинской области

Мировой судья судебного участка № 22 Северо-Курильского района Сахалинской области Галаха Е.В. с  участием:

прокурора Северо-Курильского района Сахалинской области Козлова Д.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания Приведенюк Л.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении должностного лица -

Серебрякова Александра Александровича, являвшегося мэром Северо-Курильского городского округа, <данные исключены>

по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

у с т а н о в и л а :

16 апреля 2021 года постановлением заместителя прокурора Северо-Курильского района возбуждено дело об административном правонарушении в отношении мэра Северо-Курильского городского округа Серебрякова А.А. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно постановлению прокуратурой Северо-Курильского района по обращениям <данные исключены> В1 и А2 проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере закупок и целевого использования бюджетных средств при осуществлении деятельности администрации Северо-Курильского городского округа, расположенной в г. Северо-Курильске по ул. Сахалинская, 34 «а», по результатом которой было выявлено, что администрацией городского округа допущено нарушение  статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, то есть нецелевое использование бюджетных средств.

Так, в нарушение статьи 506, пунктов 1,2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 2, частей 2, 7 статьи 94 Федерального  закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по муниципальному контракту № 2020/20 от 22 июня 2020 года по объекту «Капитальный ремонт, ремонт дворовых территорий, ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов по ул. Вилкова, 6, в г. Северо-Курильске», заключенному между администрацией Северо-Курилского городского округа и МКП СК ГО «Автодор», в установленный срок работы в полном объеме выполнены МКП СК ГО «Автодор» не были. Несмотря на отсутствие оснований для оплаты, 22 сентября 2020 года администрацией городского округа за счет местного бюджета была оплачена  МКП СК ГО «Автодор» стоимость необоснованно заявленных работ по акту выполненных работ формы КС-2  от 27.08.2020 № 1 - 11 458,95 рублей (непредвиденные затраты), по акту выполненных работ  по форме КС-2 от 09.09.2020 № 2 - 317 122,11 рублей (учет несогласованных материалов по укладке брусчатки вибропрессованной двухслойной толщиной 100 мм), чем Северо-Курильскому городскому округу был причинен ущерб на сумму 328 581, 06 рублей. Таким образом, администрацией городского округа допущено нарушение статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Аналогичные нарушения были допущены при оплате муниципального контракта № 2020/64 от 27 ноября 2020 года по объекту «Ремонтно-восстановительные работы жилого фонда в г. Северо-Курильск», заключенному между администрацией Северо-Курильского городского округа и ООО «Сенат», со сроком исполнения до 25 декабря 2020 года. В нарушение указанных положений закона в установленный срок ООО «Сенат» работы по муниципальному контракту в полном объеме по домам, расположенным в г. Северо-Курильске по ул. 60 лет Октября, 5, 7, 9, ул. Пояркова, 11, выполнены не были. Разница между стоимостью работ, указанных в актах выполненных работ по форме КС-2 от 22.12.2020 № 4, от 21.12.2020 № 5, от 21.12.2020 № 7, от 21.12.2020 № 13, и стоимостью фактически выполненных работ по указанным объектам составила 134 016,98 рублей. Несмотря на отсутствие оснований для оплаты, 29 декабря 2020 года администрацией городского округа за счет местного бюджета данная сумма была оплачена ООО «Сенат», чем Северо-Курильскому городскому округу был причинен ущерб на сумму 134 016,98 рублей. Таким образом, администрацией городского округа допущено нарушение статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Серебряков А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Руководствуясь статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья  считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Серебрякова А.А.

Согласно письменным возражениям Серебрякова А.А., имеющимся в материалах дела (т.2, л.д. 26-28), на момент проведения проверки и выдачи постановления о возбуждении производства об административном правонарушении указанные нарушения уже были устранены и не причинили ущерба Северо-Курильского городскому округу. Излишне уплаченные денежные суммы были возвращены подрядчиком в бюджет городского округа. Правонарушение было обусловлено предоставлением исполнителями недостоверных (ошибочных) сведений в актах КС-2. Проверить правильность предоставленных  ему документов более детально не представлялось возможным, т.к. пакет документов содержал все необходимые согласования и подписи всех участвующих в приемке работ лиц. Все средства направлялись на цели, указанные в муниципальном контракте, умысла направить денежные средства не по назначению у него не было. Также ранее при рассмотрении дела Серебряков А.А. пояснял, что он не знал и не предполагал о наличии в актах КС-2 ошибок по выполненным работам.

Заслушав заключение прокурора Северо-Курильского района, полагавшего, что Серебряков А.А. подлежит административной ответственности, исследовав материалы административного дела, мировой судья приходит к следующему.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Статьей 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

В силу статьи 36 Устава Северо-Курильского городского округа глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, называется мэром и возглавляет администрацию городского округа.

То есть по смыслу статьи 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мэр Северо-Курильского городского округа является должностным лицом, к которому в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей может быть применена административная ответственность.

В судебном заседании установлено, что решением Собрания Северо-Курильского городского округа от 28.03.2018 № 5/12-6 на должность главы муниципального образования - мэра Северо-Курильского городского округа избран Серебряков А.А. (т. 1, л.д. 142-143).

01 июня 2021 года Серебряков А.А. досрочно прекратил полномочия мэра в связи с отставкой по собственному желанию (т. 1, л.д. 144).

Согласно статье 39 Устава Северо-Курильского городского округа администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления; руководит администрацией городского округа мэр на принципах единоначалия (т. 1, л.д. 145-230).

В соответствии с пунктом 2 статьи 51, пунктом 1 статьи 54 Устава городского округа исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации; администрация городского округа входит в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями по исполнению бюджета.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 41 Устава городского округа установлено, что в сфере бюджета администрация обеспечивает исполнение местного бюджета.

В соответствии с пунктом 18 пункта 1 статьи 37 Устава Северо-Курильского городского округа мэр распоряжается средствами городского округа в соответствии с утвержденным Собранием городского округа бюджетом и бюджетным законодательством.

Как следует из материалов дела 22 июня 2020 года по результатам электронного аукциона между администрацией Северо-Курильского городского округа и муниципальным предприятием Северо-Курильского городского округа «Автодор» заключен муниципальный контракт № 2020/20 на выполнение работ по объекту «Капитальный ремонт, ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов» со сроком выполнения работ по 01 октября 2020 года стоимостью 18 897 208 рублей 41 копейка (т. 1, л.д. 31-37).

Из пункта 3.4.1 указанного муниципального контракта следует, что оплата выполняемых работ осуществляется в течение 30 дней со дня подписания акта выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) на основании выставленного счета.

27 августа 2020 года мэром Северо-Курильского городского округа Серебряковым А.А. был подписан акт о приемке выполненных работ за август 2020 года N 1 (форма N КС-2). Общая стоимость выполненных работ составила 584,399 тыс.руб. (т. 1, л.д. 50-51).

На основании данного акта, который являлся подтверждением выполнения подрядчиком работ по муниципальному контракту, 22 сентября 2020 года по платежным поручениям №№ 1732, 1733 МКП СК ГО «Автодор»  получило оплату за выполненную работу на общую сумму 584 399, 01 рублей (т. 1, л.д. 70-71).

Кроме того, 10 июля 2020 года на основании обращения МКП СК ГО «Автодор» администрацией Северо-Курильского городского округа согласовала при выполнении работ по данному объекту замену материала «Брусчатка вибропрессованная двухслойная гладкая цветная, толщиной 100 мм» в объеме 570,5 м? на материал «Брусчатка (плитка) вибропессованная, толщина 70 мм» в объеме 570,5 м? при условии снижения стоимости материала на размер не менее 15% от сметной стоимости, указанной в приложении № 2 к муниципальному контракту (т. 1, л.д. 15-16).

09 сентября 2020 года мэром Северо-Курильского городского округа Серебряковым А.А. был подписан акт о приемке выполненных работ за сентябрь 2020 года N 2 (форма N КС-2). Общая стоимость выполненных работ составила 7053,935 тыс.руб. (т. 1, л.д. 55-59).

На основании данного акта, который являлся подтверждением выполнения подрядчиком работ по муниципальному контракту, 22 сентября 2020 года по платежным поручениям №№ 1730, 1731 МКП СК ГО «Автодор»  получило оплату за выполненную работу на общую сумму 7 053 935, 2 рублей (т. 1, л.д. 72-73).

14 декабря 2020 года администрацией Северо-Курильского городского округа самостоятельно было выявлено нарушение исполнителем учета непредвиденных затрат, отраженных  в стоимости выполненных работ, на сумму 11 458 рублей 95 копеек, а также  допущенная исполнителем  ошибка, выразившаяся в неверном указании применяемых материалов, а именно: вместо согласованного с заказчиком материала «Брусчатка (плитка) вибропрессованная, толщина 70 мм» был учтен материал «Брусчатка (плитка) вибропрессованная, толщина 100 мм», что привело к уплате излишних платежей в размере 317 122 11 рублей, о чем в МКП СК ГО «Автодор» за подписью мэра А.А. Серебрякова была направлена претензия  с требованием оплаты указанных сумм до 31 декабря 2020 года (т.1, л.д. 13-14).

14 января 2021 года излишне выплаченные денежные средства МКП СК ГО «Автодор» были возвращены (т.1, л.д. 22).

Далее, как следует из материалов дела 27 ноября 2020 года по результатам электронного аукциона между администрацией Северо-Курильского городского округа и ООО «Сенат» заключен муниципальный контракт № 2020/64 на выполнение работ по объекту «Ремонтно-восстановительные работы жилого фонда в г. Северо-Курильск» со сроком выполнения работ по 25 декабря 2020 года стоимостью 2 385 947 рублей 55 копеек (т.1, л.д. 84-101).

Из пункта 3.4.1 указанного муниципального контракта следует, что оплата выполняемых работ осуществляется в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта выполненных работ на основании предоставленных подрядчиком счета и (или) счета-фактуры (при наличии), КС-2, КС-3.

21 декабря 2020 года мэром Северо-Курильского городского округа Серебряковым А.А. были подписаны акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2) по восстановлению дымовых труб, разрушенных землетрясением: № 4 - ул. 60 лет Октября, 5, на сумму 236 832, 43 рублей;  № 5 - ул. 60 лет Октября, 7, на сумму 47 917, 79 рублей; № 7 - ул. 60 лет Октября, 9, на сумму 79 469, 64 рублей; № 13 - Пояркова, 11, на сумму 27 241, 76 рублей (т.2, л.д. 3-10).

На основании, в том числе данных актов, которые являлись подтверждением выполнения подрядчиком работ по муниципальному контракту, 29 декабря 2021 года по платежному поручению № 2543 ООО «Сенат» получило оплату за выполненную работу на общую сумму 2 191 277, 72 рублей (т. 1, л.д. 111).

14 января 2021 года ООО «Сенат» сообщило в администрацию Северо-Курильского городского округа об ошибках, допущенных при подсчете стоимости выполненных работ, предоставило корректировочные КС-2 №№ 4, 5, 7, 13 с разницей в стоимости работ на 134 016 рублей 98 копеек (т.1, л.д. 83, 102-109).

14 января 2021 года излишне выплаченные денежные средства обществом были возвращены (т.1, л.д. 82).

Таким образом, при исполнении муниципальных контрактов № 2020/20 от 22 июня 2020 года и   № 2020/64  от 27 ноября 2020 года администрацией Северо-Курильского городского округа были оплачены невыполненные объемы работ и не использованные материалы на сумму 328 581 рублей 06 копеек и 134 016 рублей 98 копеек, то есть допущено нецелевое использование бюджетных средств.

Фактические обстоятельства подтверждается собранными по делу и исследованными в судебном заседании доказательствами:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 апреля 2021 года (т.1 л.д. 7-9);

- уставом Северо-Курильского городского округа (т.1, л.д. 145-230);

- решением Собрания Северо-Курильского городского округа от 28 марта 2018 года № 5/12-6 об избрании главы муниципального образования - мэра Северо-Курильского городского округа (т.1, л.д. 142-143);

- обращениями ООО «<данные исключены> в прокуратуру Северо-Курильского района  от 22 декабря 2020 года №№ 1068, 1294 (т.1, л.д. 26-30);

- заявлением А2 в прокуратуру Северо-Курильского района от 21 декабря 2020 года (т.1, л.д.74);

- муниципальным контрактом от 22 июня 2020 года № 2020/20 (т.1, л.д. 31-37);

- письмом МКП СК ГО «Автодор» от 09 июля 2020 года № 362 (т.1, л.д. 16);

- письмом администрации Северо-Курильского городского округа от 10.07.2020 № 975 (т.1, л.д. 15);

- счетом на оплату от 27 августа 2020 года № 847 (т.1, л.д. 47);

- актом от 27 августа 2020 года № 843 (т.1, л.д. 48);

- справкой формы КС-3 от 27 августа 2020 года № 1 (т.1, л.д. 49);

- актом формы КС -2 от 27 августа 2020 года № 1 (т.1, л.д. 50-51);

- счетом на оплату от 09 сентября 2020 года № 969 (т.1, л.д. 52);

- актом от 09 сентября 2020 года № 960 (т.1, л.д. 53);

- справкой формы КС-3 от 09 сентября 2020 года № 2 (т.1, л.д. 54);

- актом формы КС -2 от 09 сентября 2020 года № 2 (т.1, л.д. 55-59);

- платежными поручениями от 22 сентября 2020 года № 1730, 1731, 1732, 1733 (т.1, л.д. 70-73);

- претензией администрации Северо-Курильского городского округа от 14 декабря 2020 года № 1617 (т.1, л.д. 13-14);

- платежным поручением № 8 от 14.01.20201 (т.1, л.д. 22);

- муниципальным контрактом от 27 ноября 2020 года № 2020/64 (т.1, л.д. 84-101);

- актами формы КС-2 от 21 декабря 2020 года № 4, 5, 7, 13 (т.2, л.д. 3-10);

- платежным поручением от 29 декабря 2020 года № 2543 (т.1, л.д. 111);

- письмом ООО «Сенат» от 14 января 2021 года (т.1, л.д. 83);

- актами формы КС-2 от 11 января 2021 года № 4, 5, 7, 13 (т. 1, л.д. 102-109);

- платежным поручением от 14 января 2021 года № 14 (т.1, л.д. 82);

- оглашенными показаниями свидетеля Р3 о том, что он осуществлял приемку работ по КС-2 МКП СК ГО «Автодор», изначально не увидел ошибки в актах. Плитку определить очень сложно. Выйдя 07 декабря 2020 года из отпуска, он указанные ошибки обнаружил (т. 2, л.д.  22-23).

Доказательства по делу с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности отвечают требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.

Учитывая, что мэр Северо-Курильского городского округа, как лицо возглавляющее администрацию городского округа, несет ответственность за деятельность возглавляемого им органа местного самоуправления и в силу своей руководящей должности был обязан и располагал реальной возможностью надлежащим образом распорядиться бюджетными средствами городского округа, мировой судья приходит к выводу, что представленные по делу доказательства являются достаточными и допустимыми для установления вины Серебрякова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив все доказательства в совокупности, мировой судья приходит к выводу, что вина Серебрякова А.А. подтверждается, и квалифицирует его действия по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - как нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих частично целям, определенным договором, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

Каких-либо существенных процессуальных нарушений при возбуждении заместителем прокурора дела об административном правонарушении в отношении Серебрякова А.А. в соответствии со статьями 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировой судья не находит.

Доводы Серебрякова А.А. не являются основаниями для освобождения его от административной ответственности за допущенное нарушение целевого характера использования бюджетных средств.

Предпринятые действия по возврату излишне выплаченных денежных средств и их возврат подрядчиками до выявления административного правонарушения мировым судьей учитываются как обстоятельства, смягчающие административную ответственность Серебрякова А.А.

При определении наказания Серебрякову А.А. мировой судья учитывает что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Учитывая характер и последствия совершенного Серебряковым А.А. административного правонарушения, его личность и имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих его административную ответственность, мировой судья считает возможным назначить ему административное наказание в  минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 25.1, 29.5-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья

п о с т а н о в и л а:

Серебрякова Александра Александровича признать виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит перечислению на расчетный счет  УФК по Сахалинской области (Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области) ИНН 6501146065, КПП 650101001, ОКТМО 64743000, единый казначейский счет № 40102810845370000053, казначейский счет № 03100643000000016100 в Отделении Южно-Сахалинск Банка России//УФК по Сахалинской области г. Южно-Сахалинск,  БИК 016401800, код бюджетной классификации 04711601193010005140,УИН 0355304500001100001148173.

Взыскатель штрафа: агентство по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области, адрес: Сахалинская область, г.  Южно-Сахалинск, пр. Мира, д. 43а.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

При неуплате суммы административного штрафа к указанному сроку, постановление подлежит передаче в подразделение Управления Федеральной службы судебных приставов для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания невозможно в установленные сроки, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей на срок до трех месяцев.

За неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ,  частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть опротестовано или обжаловано в Северо-Курильский районный суд непосредственно или через мирового судью судебного участка № 22 Северо-Курильского района Сахалинской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано.

Мировой судья                               /подпись/                                Е.В. Галаха